Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа
Поведение потребителя на рынке объясняется как с помощью теории предельной полезности, так и с помощью теории потребительского выбора. Однако же, несмотря на два разных подхода, результат оказывается одинаковым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой.
Введение
Глава 1. Теория предельной полезности.
§1.1 Понятие полезности и предельной полезности.
§ 1.2 Закон убывающей предельной полезности.
§ 1.3 Правило максимизации полезности, или равновесное положение потребителя.
§ 1.4 Дополнительная выгода для потребителя, или потребительский излишек.
§ 1.5 Временной аспект в теории потребительского поведения.
Глава 2. Теория потребительского выбора.
§ 2.1Сущность экономической модели потребительского выбора и основные предпосылки анализа.
§ 2.2 Бюджетное ограничение потребителя.
§ 2.3 Карта кривых безразличия и предельная норма замены.
§ 2.4 Равновесное положение потребителя, или максимизация полезности.
Заключение
Список использованной литературы
По данным таблицы безразличия построим кривую безразличи
Каждая точка на этой кривой (ах) представляет такой набор фруктов, что их общая полезность одинакова для потребителя.
Но если мы увеличим количество персиков и киви (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на другую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор персиков и киви, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем
любой набор на кривой av т.к. общая полезность от потребления этих наборов увеличится.
В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров. Ранжирование расставляет наборы по порядку: от наи-
более до наименее предпочтительных, но не указывает, на сколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель на кривой а2 в два раза довольнее, чем на кривой ах. Но, к счастью, чтобы определить,
как принимается выбор, вполне достаточно знать ранжирование наборов благ. На графике все кривые, расположенные выше ах, находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже av — в зоне ухудшения его положения.
Кривая безразличия ах показывает, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради получения двух дополнительных единиц киви. Вначале, чтобы получить две дополнительные единицы киви, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух киви покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух киви он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере продвижения вниз по кривой безразличия av покупатель готов отказаться от все меньшего и меньшего количества перси-
ков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше и меньше удовольствия по мере потребления все большего и большего количества товара.
Количество товара У, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены товара Y товаром X:
Знак минус вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим была величиной положительной, т.к. числитель будет всегда отрицательным. В нашем случае, отказавшись от б персиков ради двух дополнительных киви предельная норма замены персиков киви равна 6/2, т. е. 3;
в случае отказа от 2 персиков ради двух киви — 2/2 = 1; а в случае отказа от 1 персика ради следующих 2 киви предельная норма замены равна 1/2, т.е. только половину персика согласен отдать потребитель ради одной дополнительной единицы киви. Величину предельной нормы замены одного товара другим отражает наклон кривой безразличия: проведем касательные к точкам на графике кривой безразличия, тогда tg a = -AQ /A Qx, а это и есть предельная норма замещения.