Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Ры­нок - кос­вен­ная, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров, сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, а так­же вся со­во­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур т.д., обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Ры­нок - это един­ст­вен­ная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, цен­ных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции и т.д.собность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Содержание

Введение..........................................................................................................3-5
Глава1.Благо и потребительский выбор
1.1 Благо и его классификация…………………………………………...6-8
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей......................9
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора…………………………………………………………………...............9-12
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей………………13
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................14-16
Глава2.Теория и практика потребительского выбора
2.1 Кардиналистская теория потребительского выбора……………..17-21
2.2 Ординалистская теория потребительского выбора………………21-27
2.3 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….27-30
2.4 Эффект замещения и дохода потребительского выбора……………31
2.4.1 Эффект замещения и дохода по Хиксу …………………….32-34
2.4.2 Эффект замещения и дохода по Слуцкому…………………34-35
2.5. Потребительский выбор и максимимизация полезности в нем……………………………………………………………………………36-40
2.6. Проблема бюджетных ограничений потребительского выбора………………………………………………………………………….40-41
Глава3.Проблемы потребительского выбора в экономике Украины
3.1 Территориальная дифференциация потребительского рынка Украины………………………………………………………………………42-44
3.2 Проблемы платежеспособности населения

Работа состоит из  1 файл

mikroekonomika.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)


19

 

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по микроэкономике на тему:

«Потребительский выбор в условиях рынка»

 

 

Выполнила студентка

Группы ЭП-02-1

Курченкова А.И.

Проверила

Шикова Л.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь 2004

 

План

      Введение..........................................................................................................3-5

      Глава1.Благо и потребительский выбор

1.1 Благо и его классификация…………………………………………...6-8

1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей......................9

1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского            выбора…………………………………………………………………...............9-12

1.4 Методика оценки характера поведения потребителей………………13

1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................14-16

       Глава2.Теория и практика потребительского выбора

2.1 Кардиналистская теория потребительского выбора……………..17-21

2.2 Ординалистская теория потребительского выбора………………21-27

2.3 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….27-30

2.4 Эффект замещения и дохода потребительского выбора……………31

      2.4.1 Эффект замещения и дохода по Хиксу …………………….32-34

      2.4.2 Эффект замещения и дохода по Слуцкому…………………34-35

2.5. Потребительский выбор и максимимизация полезности в нем……………………………………………………………………………36-40

2.6.  Проблема бюджетных ограничений потребительского выбора………………………………………………………………………….40-41

       Глава3.Проблемы потребительского выбора в экономике Украины

3.1 Территориальная дифференциация потребительского рынка Украины………………………………………………………………………42-44

          3.2 Проблемы платежеспособности населения Украины..................45-52

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ры­нок - кос­вен­ная, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров,  сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний,  а так­же вся со­во­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур т.д., обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Ры­нок - это един­ст­вен­ная сис­те­ма от­но­ше­ний ку­п­ли-про­да­жи, струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, цен­ных бу­маг, идей, ин­фор­ма­ции и т.д.

Ры­нок - это ин­ст­ру­мент, или ме­ха­низм, сво­дя­щий вме­сте по­ку­па­те­лей (предъ­я­ви­те­лей спро­са) и про­дав­цов (по­став­щи­ков)  от­дель­ных то­ва­ров и ус­луг. Од­ни рын­ки яв­ля­ют­ся ло­каль­ны­ми, то­гда как дру­гие но­сят ме­ж­ду­на­род­ный или на­цио­наль­ный ха­рак­тер. Не­ко­то­рые - от­ли­ча­ет лич­ный кон­такт ме­ж­ду предъ­я­ви­те­лем спро­са и по­став­щи­ком, а дру­гие яв­ля­ют­ся без­лич­ны­ми - на них по­ку­па­тель и про­да­вец ни­ко­гда не ви­дят или во­все не зна­ют друг дру­га,

Со­стоя­ние рын­ка оп­ре­де­ля­ет­ся со­от­но­ше­ни­ем ве­ли­чи­ны спро­са и пред­ло­же­ния.

Спрос и пред­ло­же­ние - взаи­мо­за­ви­си­мые эле­мен­ты ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма, где спрос оп­ре­де­ля­ет­ся пла­те­же­спо­соб­ной по­треб­но­стью по­ку­па­те­лей (по­тре­би­те­лей), а пред­ло­же­ние - со­во­куп­но­стью то­ва­ров, пред­ло­жен­ных про­дав­ца­ми (про­из­во­ди­те­ля­ми); со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми скла­ды­ва­ет­ся в об­рат­но про­пор­цио­наль­ную за­ви­си­мость, оп­ре­де­ляя со­от­вет­ст­вую­щие из­ме­не­ния в уров­не цен на то­ва­ры.

Спрос – это обобщенная характеристика готовности покупателей приобрести товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем спроса (ко­ли­че­ст­во товара, ко­то­рое по­тре­би­те­ли го­то­вы и в со­стоя­нии приобрести по не­ко­то­рой це­не в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни) зависит от цены данного товара и прочих факторов, включающих цены других товаров, а также доходов покупателей и их вкусов. Це­на спро­са —  мак­си­маль­ная це­на, по ко­то­рой по­тре­би­тель го­тов ку­пить дан­ную про­дук­цию. Закон спроса – это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом спроса на этот товар, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость.

Действие закона спроса объясняется двумя причинами. Во-первых, способностью покупателей регулировать объем личного потребления (“эффект дохода”). Если цена товара растет, то при неизменном уровне дохода покупатель вынужден уменьшать объем личного потребления и обходиться меньшим количеством подорожавшего товара. Если цена товара падает, то покупатель может позволить себе увеличить объем личного потребления данного товара. Во-вторых, действие закона спроса можно объяснить способностью покупателей регулировать структуру личного потребления (“эффект замещения”). Если цена данного товара растет, то при неизменном уровне цен на все остальные товары покупатель может найти среди них для себя товары-заменители, и таким образом, уменьшить объемы потребления данного товара. Если же цена данного товара падает, то покупатель может использовать его в качестве заменителя какому-то другому товару, и таким образом, увеличить объемы потребления данного товара.

Товары, спрос на которые изменяется в зависимости от изменения цен на другие товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми” (субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой снижение объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимодополняемыми” (комплементарными). При­ме­ры взаи­мо­за­ме­няе­мых то­ва­ров: сни­же­ние та­ри­фов на пас­са­жир­ские авиа­пе­ре­воз­ки со­кра­ща­ет спрос на по­езд­ки железнодорожным транс­пор­том; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п. Примеры взаимодополняемых товаров: снижение це­н на ви­део­маг­ни­то­фо­ны увеличивает спрос на ви­део­кас­се­ты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п.

Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем предложения (ко­ли­че­ст­во товара, ко­то­рое производители го­то­вы и в со­стоя­нии продать по не­ко­то­рой це­не в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость.

Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.

Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.

Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.

 

 

 

Глава 1. Блага и потребительский выбор

1.1 Блага и их классификация.

Для прямого или косвенного удовлетворения потребностей человеку необходимы жизненные блага. Некоторые из них, так называемые неэкономические, существуют в природе «свободно» в достаточном количестве. Примером тому может служить воздух, имеющийся в изобилии, но без которого немыслима жизнь.                                                                                                                                              Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Благо в теории потребления – любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, т.е. повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (корзинах). Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

   Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.
    Блага можно подразделить на следующие разделы:
    1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться
    2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага
    3. Взаимозаменяемые
    4. Взаимодополняемые (комплиментарные)
    5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.
    6. Будущие
    7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.
    8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

Основные виды классификации экономических благ (товаров):

1. В зависимости от доставляемой потребителям полезности все товары подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши. Под предметами первой жизненной необходимости понимаются средства удовлетворения самых насущных человеческих потребностей «биологического» характера – пища, одежда, жилье. Они не могут быть заменены никакими иными благами. Товары и услуги массового потребления, не будучи столь необходимыми, как одежда, пища и жилье, составляют ставший привычным для многих людей потребительский набор. К ним можно отнести, например, телевизоры, холодильники, магнитофоны, другую бытовую технику. В развитых странах к ним относятся автомобили, персональные компьютеры и т.п. Под предметами роскоши понимаются блага и услуги, доступные лишь наиболее состоятельным категориям потребителей. Обладание ими зачастую является средством демонстрации окружающим высокого уровня доходов и социального статуса (яхты, личные самолеты, драгоценности и т.д.). То, что еще недавно являлось предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом нерпой необходимости для другого.

2. По степени присущей им долговечности товары можно разделить на следующие три группы пользования:

           длительного (холодильники, радио-, телеаппаратура);

           кратковременного (материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования, - мыло, соль)..

3. Блага могут быть также взаимозаменяемыми (субституты, товары-заменители) и взаимодополняемыми (так называемые комплементарные блага, товары сопряженного спроса). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п. Комплементарные блага – это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п. Отношения взаимозаменяемости или взаимодополняемости обусловливают ряд интересных закономерностей, о которых речь пойдет ниже. Все товары и услуги подпадают одновременно под различные классифицирующие категории. Так, например, чай можно отнести к предметам первой необходимости, он является прямым благом, товаром-субститутом (по отношению к кофе) и комплементарным благом (по отношению к лимону).

4. Блага, подразделяемые на прямые (товары широкого потребления) и косвенные (товары производственного назначения). Первые непосредственно удовлетворяют некоторую потребность человека, их не нужно преобразовывать, это пища, одежда, бытовые предметы. Вторые удовлетворяют потребность как средства производства. К ним относятся строения, производственное оборудование, машины, сырье, источники энергии.

Информация о работе Теория потребительского выбора