Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа
Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.
Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……...3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………………..........5
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА……………………………………………..10
2.1 Модель поведения потребителя ……………………………………..11
2.2 Особенности потребительского спроса……………………………...18
ГЛАВА 3. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….29
Библиографический список………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА……………………………………………..10
2.1 Модель поведения потребителя ……………………………………..11
2.2 Особенности потребительского спроса……………………………...18
ГЛАВА 3. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
Библиографический
список………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой выбора занимаются многие научные дисциплины. Даже досконально изучив основные экономические законы поведения потребителя, никогда не получится стопроцентно сказать, как поступит тот или иной человек в каждой конкретной ситуации. При формулировке любого экономического закона, каждый ученый обязательно оставляет один очень важный фактор: индивидуальные особенности человека и окружающей его реальности.
Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения
покупателя являются субъективными. Субъективными
также являются и оценки полезности
каждого выбираемого блага. Но выбор
потребителя определяется не только
его предпочтениями, он ограничен
также ценой выбираемых продуктов
и его доходом. Так же как и
в масштабах экономики, ресурсы
индивидуального потребителя
Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.
Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.
В
учебной литературе теория потребительского
выбора входит в раздел «Микроэкономики»
и рассматривается параллельно
с основами теории производства фирмы.
Материал достаточно широко представлен
как в отечественной, так и
в зарубежной литературе, в следствие
того, что является необходимым и обязательным
в ходе изучения предмета.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА — это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве.
Классификация
благ, так же, как и потребностей,
отличается большим разнообразием.
Блага можно подразделить на следующие
разделы:
1. Долговременные блага – обладающие
способностью возобновляться.
2. Недолговременные блага – полностью
потребляемые блага.
3. Взаимозаменяемые (субституты).
4. Взаимодополняемые (комплиментарные).
5. Настоящие – находящиеся в непосредственном
распоряжении экономического субъекта
6. Будущие – создание которых ожидается.
7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие
некоторую потребность.
8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие
какую либо потребность как средство (строения,
производственные сооружения, оборудование
и т. д.)
9. Предметы роскоши
10. Массового
потребления
Экономические блага можно разделять на долговременные и недолговременные. От чего зависит это разделение? От срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.
Долговременные блага - предполагают многоразовое использование.
Недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).
Под
прямыми благами понимаются те вещи
и услуги, которые люди используют
для удовлетворения своих потребностей
в домашних хозяйствах (или на производстве
- как инвестиционные блага). Здесь
четко обозначается конечное потребление
(конечный продукт).
Косвенные блага (промежуточный продукт)
используются в процессе производства
в виде сырья, материалов и т. д. Они применяются
и тут же физически сами как объекты исчезают,
но при этом создаются другие виды благ.
Такое использование косвенных благ получило
название промежуточного потребления.
В
тетради Вы пишете авторучкой или
карандашом, у многих из Вас есть
мобильный телефон или
Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу
Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.
Взаимодополняемыми
называются блага, спрос на которые настолько
взаимосвязан, что увеличение цены одного
товара или услуги приводит к падению
спроса на другой товар. Два блага являются
комплементарными, или дополняющими друг
друга в потреблении, если увеличение
цены одного из них смещает кривую спроса
на другие влево. Перекрестная эластичность
спроса по цене таких благ отрицательна.
Пример: автомобили и бензин, теннисные
ракетки и мячики. Комплементарные товары
или услуги потребитель не может использовать
по отдельности. Взаимодополняемость
бывает абсолютной (жесткой) и относительной.
Жесткая взаимодополняемость характеризуется
тем, что одному из благ – комплементов
соответствует вполне определенное количество
другого. Например, к паре лыж необходима
пара креплений. При относительной взаимодополняемости
нет четкого заданного количества. Например,
в бак автомобиля водитель может залить
и один и три литра - машина начнет двигаться
и в том, и в другом случае.
Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль). /9/ Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Вместе с тем следует отметить, что рассчитать перекрестную эластичность спроса довольно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации и использования специальных навыков расчетов. Поэтому в прикладных экономических науках подобными расчетами, как правило, почти не пользуются, а взаимозаменяемость благ определяют на основе экспертных оценок качественными методами анализа. /4/ По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор
С
учетом фактора времени блага
бывают настоящие и будущие. Настоящие
– это блага, находящиеся в
непосредственном распоряжении субъектов
хозяйствования в каждый данный момент,
будущие – блага, которыми хозяйствующий
субъект будет распоряжаться
в будущем.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.
Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.
Свобода потребительского выбора и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе и свои поведением («голосованием деньгами») определяет структуру и объемы производства фирм. Свобода потребителя не безгранична. В своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.
Рациональность потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор из возможных при заданных ресурсах. Такой набор называется оптимальным.
Совершенство
информации. В процессе выбора потребителю
доступна вся информация, необходимая
ему для осуществления
Таким образом, цель потребителя заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны дохода.
Существуют две теории потребительского выбора.
Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно количественно определить полезность каждого товара в каких-либо единицах. Представителями данной теории были Герман Генрих Госсен (1810 – 1858), Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882), теоретики австрийской школы – Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений фон Беем-Баверк (1851 – 1919).
Ординалистская (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно определить полезность каждого товара, но может сравнивать полезности товаров между собой. Сторонниками этой теории были Фрэнсис Эджуорт (1845 – 1926), Джон Хикс (1904 – 1989), Евгений Слуцкий (1880 – 1946).