Типы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:34, курсовая работа

Описание

Проблема безработицы существовала всегда и в настоящее время является как никогда актуальной в связи с произошедшим мировым финансовым кризисом. Актуальность данной работы состоит в исследовании безработицы в период кризиса. Значимость работы состоит в предложении объективно необходимых антикризисных мер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.1 Понятие и причины безработицы 4
1.2 Формы безработицы 8
2.БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 12
2.1 Особенности безработицы в России 12
2.2 Безработица и финансовый кризис 15
2.3 Меры по преодолению безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

типы безработицы.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

     Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. Отразим данные уровня безработицы по федеральным округам на рис.2.5.

     

     Рис.2.5 Уровень безработицы по федеральным округам РФ

     В результате анализа данных параграфа 2.2 можно сделать следующие выводы:

     - прогнозы правительства в отношении роста безработицы в 2009 году не оправдались. Прогнозируемый рубеж в 2,2 млн. человек по итогам 2009 года был достигнут еще в марте. И это только по официально зарегистрированным безработным. По методологии МОТ в феврале 2009 года число безработных составило 7,1 млн. человек;

     - по данным Службы занятости  на февраль месяц 2009 года рост  числа граждан, имеющих статус безработного по сравнению с февралем 2008 года составил 21,7%;

     - основная доля безработных 12,9% приходится на сельское население, там же высока доля застойной безработицы;

     - средний возраст безработных -35,2 года, данные по полу приблизительно равны;

     - наиболее пострадавшими от безработицы  регионами являются Южный и Сибирский Федеральные округа.

 

2.3 Меры по преодолению безработицы

     Государственная дума приняла законопроект, направленный на поддержку рынка труда в  период финансового кризиса. Соответствующие  поправки внесены в закон "О занятости населения в РФ" и федеральный бюджет на 2009-2011гг.

     Как отмечается в пояснительной записке  к законопроекту, мировой финансовый кризис оказывает негативное влияние  на ситуацию в экономике РФ. В  частности, могут последовать сокращения численности занятых в строительной отрасли, металлургии, машиностроении, производстве и продаже товаров массового спроса, недвижимости, телекоммуникационном секторе, сфере услуг.

     Предлагается  предоставить право правительству  РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных  регионах разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия для снижения напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. К таким мероприятиям могут относиться: опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения, мероприятия по их переезду в другую местность в целях трудоустройства и обучения, программы развития общественных и временных работ для граждан, временно не имеющих работы, и другие.

     Также принято следующее обязательство: в случае введения работодателями режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, вызванным последствиями финансового кризиса, установить обязанность работодателей сообщать о данных решениях в органы службы занятости. Это позволит осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда и принимать соответствующие адекватные меры.16

     В настоящий момент гражданам, уволенным  по собственному желанию без уважительных причин, пособие по безработице устанавливается в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице (1 тыс. 275 руб. с 1 января 2009г.) с периодом его выплаты в течение 6 месяцев. Авторы законопроекта считают, что такая норма почти в четыре раза снижает уровень социальной защищенности граждан, принявших решение об увольнении по собственному желанию. Предлагается установить размер и сроки выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия по безработице (4 тыс. 900 руб. с 1 января 2009г.) с периодом выплаты в течение 12 месяцев.17

     Также предлагается внести изменения в  федеральный бюджет на 2009г. и плановый период до 2011г. Предлагается наделить правительство РФ правом направлять в 2009г. средства федерального бюджета на реализацию не только мер по поддержке финансового рынка, но и рынка труда.

     Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. (сверх ранее запланированных 120 млрд. руб.) на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

     Программой  запланировано направить на опережающее  обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

     Дополнительные  бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами РФ.

     Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. руб., из которых 90 % составляют субсидии из федерального бюджета.

     "Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы", - отмечается в документе.18

     Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов  РФ на оказание социальной поддержки  безработных граждан и осуществление  активных программ содействия занятости  безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. руб., в том числе 29,8 млрд. руб. - на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

     Повышена  информированность работников и  работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области  занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах РФ организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения, организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

     При этом для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам РФ по сравнению с их предложениями.

     Анализируя  рассмотренные в параграфе 2.3,антикризисные  меры, можно отметить их недостатки:

     - выделение 52 тыс. субсидий в  размере 60 тыс. руб. для желающих попробовать свои силы в малом бизнесе-мера неэффективная., т.к. установленную сумму нельзя рассматривать в качестве стартового капитала. Мера не связана с банковским сектором, который не готов выделять необходимые суммы начинающим бизнесменам. Таким образом, кредит в банке начинающий предприниматель взять не может;

     - программы переподготовки неэффективны, т.к. в большинстве случаев связанная с этим ситуация выглядит так: в регионе закрывается или резко сокращается производство на градообразующем предприятии (или нескольких), специалисты не востребованы, а на рынке вакансий нет (кроме низкооплачиваемых и низкоквалифицированных). Как уже было сказано в параграфе 2.1 70% программ предлагают переобучение по гарантийному письму от работодателя, которому не нужны специалисты без опыта работы. Остальные же программы предлагают переобучиться на малопрестижные и низкооплачиваемые специальности или учат устаревшим компетенциям и не дадут специалистов, которые пользуются спросом работодателей. В итоге обладатели новых профессий рискуют снова пополнить ряды безработных;

     - правительство готово поощрять  внутреннюю трудовую миграцию, оплачивая  людям, переезд по железной дороге, и три месяца компенсировать расходы на съем жилья в пределах 550 руб. в сутки. Казалось бы, прекрасная мера, но реалии таковы, что сейчас безработным россиянам предлагается в лучшем случае переезд, связанный с трудоустройством внутри субъекта Федерации на низкооплачиваемую работу. После окончания трехмесячного срока, гражданин основной объем заработка будет тратить на съем жилья и от оплаты жилья по месту прописки его никто не освобождал. В итоге мера становится неэффективной.

     Анализ  второй главы показал, что безработица в России имеет следующую характеристику:

     -объемы  финансирования весьма значительны в масштабах страны, но для отдельного гражданина не имеют поддерживающего эффекта, т.к. максимальная сумма пособия составляет 4900 рублей;

     -по  методологии МОТ на февраль  месяц 2009 года число безработных составило 7,1 млн. человек, по данным Службы занятости-2,2 млн. человек, разница составляет 3,2 раза;

     -статус безработного на февраль месяц 2009 года имели 2012,2 тыс. чел., что на 21,7% выше аналогичного периода 2008 года;

     -число граждан, состоящих на учете в Службе занятости на февраль 2009 года составило 2333,5 тыс. чел., что на 24% выше аналогичного периода 2008 года;

     -основную долю безработных составляет молодежь 15-24 лет (50,1%);

     Безработица в России имеет следующие особенности в сравнении с безработицей в развитых странах:

     -финансирование программ по безработице проводится за счет федерального бюджета на 90% и на 10% за счет регионального, в развитых странах финансирование идет через страховые фонды и объемы поддержки безработного гражданина во много раз превышают пособие в РФ;

     -службы занятости ориентированы на граждан рабочих специальностей;

     -имеется половозрастная дискриминация, в заявках работодатели указывают пол и возраст, что в развитых странах запрещено.

     Намеченные  Правительством меры по преодолению  безработицы недостаточно эффективны в части программ переобучения, трудовой миграции и организации самозанятости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, в соответствии с поставленными во Введении задачами, целью работы и проведенным исследованием, автор пришел к следующим выводам:

     1.В настоящее в России наблюдается циклическая форма безработицы, обусловленная экономическим спадом, спровоцированным финансовым кризисом;

     2.Основные  причины безработицы следующие: 

     -экономический  кризис;

     -несоответствие  уровня производства росту населения;

     -потребность граждан в смене работы и миграция, порождающие временную безработицу;

     -структурные  изменения экономики.

     3.Основные  отличия безработицы в РФ от  безработицы в развитых странах:

     -осуществление  финансирования поддерживающих  мер из федерального бюджета, а не из специального страхового фонда;

     -размеры поддержки безработных в несколько раз ниже, чем в развитых странах;

     -присутствует  половозрастная дискриминация, запрещенная при публикации заявок и подборе кадров в развитых странах;

     -службы занятости ориентированы на трудоустройство граждан рабочих специальностей и подсобного персонала. При этом специалисты с высшим образованием практически не имеют шансов на трудоустройство через эту службу (соответственно туда не обращаются).

     4.Анализ  официальных данных показал следующие результаты:

     -согласно методологии МОТ на февраль месяц 2009 г. число безработных составило 7,1 млн. человек, по данным Службы занятости-2,2 млн. человек, разница в 3,2 раза;

     -число граждан, состоящих на учете в Службе занятости на февраль 2009 года составило 2333,5 тыс. чел., число граждан, имеющих статус безработного-2012,2 тыс. чел, что на 24% и 21,7% выше показателей аналогичного периода 2008 года;

     -44,4% процента безработных составляют  женщины, соответственно 55,6%-мужчины;

     -основная  доля безработных(50,1%) приходится на граждан в возрасте 15-24 года. При этом показательно то, что указанные граждане в большинстве своем не имеют опыта работы, а значит невостребованы на рынке труда;

     -27,5% граждан ищут работу более  года;

     -основной процент 12,9 безработных приходится на сельское населения, в городах безработных-8,4%. При этом в масштабах города –это означает явное численное преимущество;

Информация о работе Типы безработицы