Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены особенности участия Республики Казахстан в международной торговле услугами, в международных перевозках, определены тенденции развития трубопроводного транспорта, туристических услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Особенности участия РК в международной торговле услугами ………………5
1.1 Казахстан и ВТО ………………………………………………………………..5
1.2 Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан ……………..9
2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта …..…………………......19
3 Участие РК в международных перевозках ……………………………………..23
4 Развитие туристических услуг в РК …………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение……………………………………………………………………………3

1 Особенности участия РК в международной торговле услугами ………………5

1.1 Казахстан  и ВТО ………………………………………………………………..5

1.2 Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан ……………..9

2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта …..…………………......19

3 Участие РК в международных перевозках ……………………………………..23

4 Развитие туристических услуг в РК …………………………………………….32

   Заключение ……………………………………………………………………….40

   Список литературы……………………………………………………………….43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Последние два десятилетия наблюдается  стабильный непрерывный рост мировой  торговли товарами и услугами, превышающий  рост ВВП.

      Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

      Расширение  внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики – отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.

      Исключительно быстро развиваются новые формы  международных экономических отношений  и, прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество. Если в 1970 году объем экспорта услуг составлял 80 млрд. дол., то к 1995 году уже более 1 трл. дол., т. е. больше 1/3 стоимости продаваемых товаров. На услуги приходится более 40 % экспорта США, 46 % – Англии.

      При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг быстро развивается экспорт  услуг, связанных с применением  научно-технических достижений, с  внедрением вычислительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических  услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т. п. Особо следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема строительных работ за рубежом (инжиниринг) и аренды зарубежного оборудования (лизинг). Доля экономически развитых стран в экспорте услуг составляет около 80 %.

      Особенностью  внешней торговли услугами является то, что она в отличие от торговли товарами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями  внутреннего законодательства. В  настоящее время существует ряд международных торговых организаций, регулирующих торговую деятельность. Самой масштабной из них считается Всемирная торговая организация (ВТО), членами которой на сегодняшний день являются 153 страны. Уникальность ВТО заключается в том, что она имеет свой собственный орган урегулирования и решения конфликтов. Наряду с этим существует ряд документов, которые формируют свод правил международной торговли, как по товарам, так и по услугам среди стран-членов ВТО.

      В первом полугодии 2008 года ВВП Казахстана составил около 7 триллионов тенге, из них 44,2 процента приходится на производство товаров, а 55,2 процента на услуги, что вполне закономерно, поскольку сфера услуг разносторонняя и соприкасается со многими отраслями нашей экономики.

      В данной работе рассмотрены особенности  участия Республики Казахстан в  международной торговле услугами, в международных перевозках,  определены тенденции развития трубопроводного транспорта, туристических услуг. 
 
 
 
 
 
 

      1 Особенности участия РК в международной торговле услугами 

      1.1 Казахстан и ВТО 

      Отличительной особенностью Всемирной Торговой Организации (ВТО) является создание международных правил торговли и дисциплинарных мер для обеспечения условий свободной торговли, основанной на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправия всех стран-членов данной организации. Политика открытой торговли объективно необходима для Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок и нуждающегося в доступе к расширяющимся мировым рынкам. Более предсказуемые и основанные на международном праве условия ВТО дадут возможность Казахстану, используя выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнерами.

      В ежегодном Послании народу Казахстана Глава государства охарактеризовал вступление страны во Всемирную торговую организацию как дополнительный инструмент экономической модернизации. Убежден, сказал тогда Нурсултан Назарбаев, что вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако, считает он, эти возможности нужно умело и выгодно использовать.

      Переговорный  процесс по вступлению Казахстана в  ВТО, начавшийся с подачи в секретариат  организации официального заявления в январе 1996 года, идет полным ходом. Многие законы, регулирующие внешнеторговый режим, уже приведены в соответствие с нормами ВТО или находятся на обсуждении в Парламенте.

      В феврале 1996 года Казахстану был присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана рабочая группа по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, в состав которой в настоящее время входит 39 стран-членов ВТО. На сегодня Кыргызстан, Грузия, Пакистан, Турция, Китай, Южная Корея, Оман, Япония, Куба, Мексика, Норвегия, Гондурас, Доминиканская Республика, Болгария, Швейцария и Египет подписали с нами протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО. Еще семь стран – Австралия, Бразилия, ЕС, Индия, Канада, Малайзия, США – вступили в двусторонние переговоры с нашей страной.

      В активную фазу переговорного процесса со странами-членами рабочей группы по определению условий членства в ВТО Казахстан вступил, завершив информационный период процесса, в 2003 году. Правительство РК ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям – по системным вопросам, сельскому хозяйству, доступу на рынок товаров и доступу на рынок услуг.

      Целью переговоров по доступу на рынок  услуг является согласование условий  доступа иностранных поставщиков  услуг на казахстанский рынок. Основой  переговоров является обсуждение предложений  Казахстана по доступу на рынок услуг. В настоящее время переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг ведутся с 8-ю странами-членами Рабочей Группы: Австралией, ЕС, Канадой, Латвией, Польшей, США, Швейцарией, Японией. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по доступу на рынок услуг по 76 секторам (или 49%) от общего количества 155 секторов услуг Классификатора ООН.

      Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) – первый свод многосторонних юридически обязательных правил и норм, охватывающих международную торговлю услугами. Соглашение включает в себя общие рамки, содержащие основные правила и нормы, приложения, уточняющие специальные условия в отдельных секторах услуг. Одним из основных принципов соглашения стал режим наибольшего благоприятствования, согласно которому правительства не должны дискриминировать услуги и поставщиков услуг других стран-членов. Казахстан в 1997 году официально представил в секретариат ВТО предложения по доступу на внутренний рынок услуг. Детальные переговоры по специфическим интересам со странами-переговорщиками проводятся с июля 2001 года.

      В нашей стране работают над совершенствованием перечня специфических обязательств по услугам с учетом достигнутых  договоренностей со странами-членами ВТО, экономических программ развития секторов услуг и изменений в законодательной базе секторов услуг Казахстана. В перечень так называемых чувствительных секторов услуг, требующих разумного уровня защиты для казахстанской экономики, входят финансовые, правовые, транспортные, почтовые и курьерские, телекоммуникационные, энергетические, туристические, услуги в областях строительства, исследований и разработок.

      Казахстан в ходе переговоров по доступу  на рынок услуг обсуждает со странами-переговорщиками  условия доступа на казахстанский  рынок иностранных поставщиков  услуг, например, доступ иностранных компаний на рынки правовых, аудиторских, строительных, коммуникационных, финансовых, транспортных услуг и т.д. Наряду с ограничениями по доступу на рынок, т.е. первоначальное разрешение учреждения бизнеса в Казахстане, каждая страна-член ВТО применяет свои меры внутреннего регулирования. Главным принципом внутреннего регулирования является принцип равного применения всех требований к иностранным и местным компаниям. Например, страны применяют все требования лицензирования, выдачи разрешений, сертификатов и др. документов на равных основаниях.

      Следует отметить, что действующее законодательство в области услуг, которое отвечает экономическим интересам страны и создает благоприятные инвестиционные условия, является достаточно либеральным. Ограничение иностранного участия на сегодняшний день существует в телекоммуникационном секторе. Многие страны заинтересованы в доступе на телекоммуникационный рынок Казахстана. В переговорах по доступу на рынок как телекоммуникационных, так и всех остальных видов услуг, Казахстан отстаивает свои интересы исходя из экономических и других интересов страны.

      Либеральный режим регулирования в сфере  услуг, за счет развитой конкуренции, как  правило, способствует повышению уровня оказываемых услуг потребителям. К примеру, потребители услуг телекоммуникационных услуг уже сегодня приобретают выгоды от либерализации телекоммуникационного сектора, в котором на сегодняшний день, как мы видим, уже достаточно развита конкуренция. В соответствии с Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 годы созданы условия для развития конкурентной среды на рынке услуг связи, отменена эксклюзивная лицензия национального оператора АО «Казахтелеком» на оказание услуг междугородной и международной связи. В результате на рынке телекоммуникаций появилось 9 новых телекоммуникационных компаний. Реформы и либерализация телекоммуникационного сектора будут стимулировать прямые зарубежные инвестиции в данный сектор, а также повысят качество, расширят выбор и снизят цены для населения.

      В целях выработки согласованной  и сбалансированной переговорной позиции  Республики Казахстан в вопросе  вступления в ВТО, ориентированной  на защиту национальных экономических  интересов, Правительство Казахстана привлекает к участию в разработке предложений все заинтересованные круги общества - представителей законодательной и исполнительной власти, регионов, общественности, науки и предпринимательства. Аналогичная практика подготовки решений по переговорам с рабочими группами ВТО существует во всех основных странах-членах ВТО.

      Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан совместно с Конфедерацией  работодателей Республики Казахстан (КРРК), выступающей координирующим органом от предпринимателей, организован  и проведен ряд конференций, семинаров, круглых столов для обсуждения условий вступления Казахстана в ВТО. 
 
 
 

      1.2 Динамика внешней торговли услугами  Республики Казахстан 

      Результат участия Республики Казахстан в  международной торговле услугами отражен  в платежном балансе страны.

     Значительные темпы роста текущих поступлений при умеренном росте текущих выплат обеспечили высокий профицит счета текущих операций по итогам 9 месяцев 2008 года, сложившегося в сумме более 9 млрд.долл. (9,3% к ВВП), в сравнении с дефицитом в 5,4 млрд.долл. за 9 месяцев 2007 года.

     Сложившийся по итогам отчетного периода импорт услуг в 8,4 млрд. долл. был на 1,8% выше, чем в базовом периоде, в то время как импорт услуг за 9 месяцев 2007 года в сравнении с 9 месяцами 2006 года увеличился на 27% (таблица 1).

Информация о работе Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами