Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены особенности участия Республики Казахстан в международной торговле услугами, в международных перевозках, определены тенденции развития трубопроводного транспорта, туристических услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Особенности участия РК в международной торговле услугами ………………5
1.1 Казахстан и ВТО ………………………………………………………………..5
1.2 Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан ……………..9
2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта …..…………………......19
3 Участие РК в международных перевозках ……………………………………..23
4 Развитие туристических услуг в РК …………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

      Казахстан представлен на Каспии национальной морской судоходной компанией «Казмортрансфлот», созданной в 1998 г. В рамках развития этой компании планируется приобретение судов смешанного плавания «река – море».

      Основными портами на Каспийском море являются:

      - Астрахань – речной порт, Оля – строящийся морской порт и Махачкала (Российская Федерация);

      - Баку и Дюбенди – нефтеналивной терминал (Азербайджан);

      - Бандар – Азали (Исламская Республика Иран);

      - Туркменбаши (Республика Туркменистан);

      - Актау – морской торговый порт, Баутино – морская база и Атырау – речной порт (Республика Казахстан).

      Они позволяют осуществлять активную внешнеэкономическую  деятельность в Прикаспийском регионе.

      Воздушный транспорт.

      Воздушный транспорт отличают высокие скорости доставки пассажиров и грузов. Однако его услуги характеризуются большой себестоимостью, зависимостью от погодных условий, а также ограниченностью габаритов и массы перевозимых грузов. Поэтому этот сектор ТК ориентирован преимущественно на обеспечение дальних пассажирских перевозок, а также срочной доставки мелкопартионных и дорогостоящих грузов.

      В распоряжении гражданской авиации  Казахстана имеется около 50 тыс. км авиалиний. Воздушные маршруты в  ряде случаев не оптимальны по протяженности  из-за наличия на территории республики российских военных полигонов (Капустин Яр, Байконур, Сары-Шаган).

      В Республике Казахстан воздушные  перевозки на регулярной и чартерной  основе осуществляют 48 авиакомпаний. Только 38 авиакомпаний имеют собственный  парк воздушных судов, остальные  компании осуществляют свою деятельность на арендуемой технике. В республике общее количество воздушных судов составляет 603 единицы, в том числе 526 самолетов (из них 343 – самолеты типа Ан-2) и 77 вертолетов. В настоящее время из общего количества воздушных судов исправных самолетов – 37 %, вертолетов – 59 %. Средний возраст воздушных судов составляет свыше 20 лет. При ресурсе планеров, равном 25 годам (назначается заводами - изготовителями), износ парка воздушных судов в Казахстане составляет более 90 %. Эксплуатанты воздушных судов в основном используют неконкурентоспособные на международных воздушных линиях воздушные суда производства СНГ. Наблюдается дефицит воздушных судов, соответствующих по своим технико-экономическим параметрам современным требованиям. Для сохранения рынка авиационных услуг и создания конкуренции на международных авиалиниях в 1999 году были взяты в лизинг самолеты корпораций "Боинг" и "Эйрбас Индастри" типа Б-737-200 и А-310-300.

      В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть  авиакомпаний дальнего зарубежья ("KLM", "Lufthansa", "British Airlines", "Asiana Air Arabia", "China South Airlines", "Turkish Airlines"). Национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана" выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость турпродукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.

      В целом для казахстанской авиации  характерно несбалансированное развитие – авиакомпании, аэронавигация и аэропорты пытаются самостоятельно осуществлять политику своего развития без необходимой взаимосвязи и координации деятельности. В данном секторе ТК в наибольшей степени проявляется необходимость государственного воздействия на процессы последующего развития.

      На  современном этапе своего развития транспортный комплекс республики характеризуется неудовлетворительным состоянием основных средств, устаревшими и недостаточно развитыми инфраструктурой и технологиями.

      Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд. долларов в создание инфраструктуры. Реализация  транспортной  стратегии  основана на  принятой  в  Казахстане  второй  по  счету Программе развития автодорожной отрасли 2006-2012 годы.

      Цель Транспортной стратегии – опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства. Срок реализации – 2006-2015 годы в два этапа: 1 этап – 2006-2011 годы, 2 этап – 2011-2015 годы.

      В результате реализации Транспортной стратегии  будет осуществлен переход транспортной системы на качественно новый  уровень функционирования, сформирована оптимальная транспортная сеть. Переход  к финансированию инфраструктуры на принцип полной самоокупаемости позволит сформировать ресурсы для ее дальнейшего устойчивого развития и поддержания на высоком техническом и технологическом уровне.

      Казахстанский транспортный комплекс будет органично  интегрирован в мировую транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам. Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний. Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства. Стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между Востоком и Западом в удобных, надежных и доступных транзитных маршрутах. В рамках Стратегии будет применена модифицированная модель меридианального и широтного расположения основных транспортных магистралей и связующих маршрутов. Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых – «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств.

      Согласно Программе развития автодорожной отрасли к концу 2012 года будет завершено полное восстановление 6-ти основных международных транспортных коридоров общей протяженностью 8,3 тыс. км. В 2006 году было начато строительство  первой  скоростной  автомагистрали «Астана-Щучинск»  протяженностью  224  км с 6-ти полосным движением. Она будет оснащена современными  средствами организации дорожного движения, включая средства видеонаблюдения, отслеживание погодных  условий и аварийно-вызывную связь. Одним из крупных проектов, реализуемых в рамках развития транспортно-логистического кластера, станет  реконструкция  международных  коридоров «Хоргос–Алматы–Тараз–Шымкент–Ташкент»  и  «Самара–Шымкент»,  которые  являются  основой  в  направлении перевозок грузов. Одним  из  крупных проектов  является  начатая реализация  международного транзитного  коридора «Западная Европа – Западный  Китай». Протяженность маршрута транзитного коридора составляет 8445 км, из них по территории Республики Казахстан – 2787 км.

       Развитие  трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015.

       4 Развитие туристических услуг в РК 

       Туризм  играет одну из главных ролей в мировой экономике. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), он обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций, каждое девятое рабочее место в мировом производстве. Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.

       Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. В настоящее, время туризм классифицируется:

       - по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;

       - по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;

       - по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

       - по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;

       - по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

       - по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;

       - по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;

       - по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;

       - по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

       Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

       Туризм, в целом, обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт; помогает увеличить занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Способствуя развитию инфраструктуры, туризм активно воздействует на экономику целых районов страны. Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием дорожного транспорта, торгового, коммунально-бытового, культурного, медицинского обслуживания. Таким образом, индустрия туризма обладает более сильным эффектом мультипликатора, чем большинство других экономических секторов. Туризм – деятельность, непосредственно связанная с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и практиковаться как средство индивидуального и коллективного совершенствования. В этом случае он становится незаменимым фактором самообразования, толерантности и познания различий между народами и культурами в их разнообразии.

       Республика  Казахстан предоставляет практически  все существующие виды туризма –  познавательный, развлекательный, этнический, экологический, оздоровительный, детский, спортивный, охотничий, конный, приключенческий. Для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. В Казахстане действует 372 отеля различной категории с единовременной вместимостью 32876 мест. В Алматы – 25 гостиниц с вместимостью 4950 мест.

       Сегодня практически все существующие виды туризма представлены в Казахстане. В рамках развития туристского кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие, как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды туризма. Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены 846 туристскими организациями и 30 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находится в г. Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г. Астане (79). На рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3 процента всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Казахстанские туристские организации сотрудничают с семьюдесятью странами мира. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.

       Создаются условия для функционирования в  стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработаны и приняты стандарты для обеспечения качества национального туристского продукта. Определены условия для привлечения инвестиций в развитие материально-технической базы туризма в Республике Казахстан. 
 
 
 

Таблица 5 – Основные показатели туристской индустрии (2005 г.)

  Количество  обслуженных посетителей 
по типам туризма, тыс. человек
Доход от 
турист- 
ской 
деятель- 
ности, 
млн. 
тенге
Поступ- 
ления в 
бюджет, 
млн. 
тенге
всего в том  числе
въездной выездной внутрен- 
ний
Всего: 10649,0 4365,0 3004,0 3280,0 30553,4 6526,5
Из  них: туристскими 
организациями
456,1 40,4 218,0 197,7 5902,6 554,6
объектами 
размещения
1361,3 264,2   1097,1 23153,5 5317,5
санаторно- 
курортными 
учреждениями
209,6 69,0   140,6 256,0 532,6
особо 
охраняемыми 
природными 
территориями
391,6 130,4   261,2 9,1 2,2
учреждениями 
культуры
2412,0 828,6   1583,4 1232,2 119,6

Информация о работе Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами