Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 00:49, курсовая работа
В данной работе рассмотрены особенности участия Республики Казахстан в международной торговле услугами, в международных перевозках, определены тенденции развития трубопроводного транспорта, туристических услуг.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Особенности участия РК в международной торговле услугами ………………5
1.1 Казахстан и ВТО ………………………………………………………………..5
1.2 Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан ……………..9
2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта …..…………………......19
3 Участие РК в международных перевозках ……………………………………..23
4 Развитие туристических услуг в РК …………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………….43
Казахстан представлен на Каспии национальной морской судоходной компанией «Казмортрансфлот», созданной в 1998 г. В рамках развития этой компании планируется приобретение судов смешанного плавания «река – море».
Основными портами на Каспийском море являются:
- Астрахань – речной порт, Оля – строящийся морской порт и Махачкала (Российская Федерация);
- Баку и Дюбенди – нефтеналивной терминал (Азербайджан);
- Бандар – Азали (Исламская Республика Иран);
-
Туркменбаши (Республика
- Актау – морской торговый порт, Баутино – морская база и Атырау – речной порт (Республика Казахстан).
Они позволяют осуществлять активную внешнеэкономическую деятельность в Прикаспийском регионе.
Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт отличают высокие скорости доставки пассажиров и грузов. Однако его услуги характеризуются большой себестоимостью, зависимостью от погодных условий, а также ограниченностью габаритов и массы перевозимых грузов. Поэтому этот сектор ТК ориентирован преимущественно на обеспечение дальних пассажирских перевозок, а также срочной доставки мелкопартионных и дорогостоящих грузов.
В распоряжении гражданской авиации Казахстана имеется около 50 тыс. км авиалиний. Воздушные маршруты в ряде случаев не оптимальны по протяженности из-за наличия на территории республики российских военных полигонов (Капустин Яр, Байконур, Сары-Шаган).
В Республике Казахстан воздушные перевозки на регулярной и чартерной основе осуществляют 48 авиакомпаний. Только 38 авиакомпаний имеют собственный парк воздушных судов, остальные компании осуществляют свою деятельность на арендуемой технике. В республике общее количество воздушных судов составляет 603 единицы, в том числе 526 самолетов (из них 343 – самолеты типа Ан-2) и 77 вертолетов. В настоящее время из общего количества воздушных судов исправных самолетов – 37 %, вертолетов – 59 %. Средний возраст воздушных судов составляет свыше 20 лет. При ресурсе планеров, равном 25 годам (назначается заводами - изготовителями), износ парка воздушных судов в Казахстане составляет более 90 %. Эксплуатанты воздушных судов в основном используют неконкурентоспособные на международных воздушных линиях воздушные суда производства СНГ. Наблюдается дефицит воздушных судов, соответствующих по своим технико-экономическим параметрам современным требованиям. Для сохранения рынка авиационных услуг и создания конкуренции на международных авиалиниях в 1999 году были взяты в лизинг самолеты корпораций "Боинг" и "Эйрбас Индастри" типа Б-737-200 и А-310-300.
В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья ("KLM", "Lufthansa", "British Airlines", "Asiana Air Arabia", "China South Airlines", "Turkish Airlines"). Национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана" выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость турпродукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.
В
целом для казахстанской
На современном этапе своего развития транспортный комплекс республики характеризуется неудовлетворительным состоянием основных средств, устаревшими и недостаточно развитыми инфраструктурой и технологиями.
Правительством Казахстана разработана и утверждена Стратегия развития транспортной отрасли государства до 2015 года, предусматривающая инвестирование 26 млрд. долларов в создание инфраструктуры. Реализация транспортной стратегии основана на принятой в Казахстане второй по счету Программе развития автодорожной отрасли 2006-2012 годы.
Цель Транспортной стратегии – опережающее развитие транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства. Срок реализации – 2006-2015 годы в два этапа: 1 этап – 2006-2011 годы, 2 этап – 2011-2015 годы.
В
результате реализации Транспортной стратегии
будет осуществлен переход
Казахстанский транспортный комплекс будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Транспортная инфраструктура будет соответствовать мировым стандартам. Всё это позволит существенно увеличить долю транзитных перевозок, основу которых будут составлять контейнерные перевозки. Транзит обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний. Стратегия охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства. Стратегия направлена на обеспечение растущих торговых связей между Востоком и Западом в удобных, надежных и доступных транзитных маршрутах. В рамках Стратегии будет применена модифицированная модель меридианального и широтного расположения основных транспортных магистралей и связующих маршрутов. Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых – «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов вкупе с обновлением всех видов транспортных средств.
Согласно
Программе развития автодорожной отрасли
к концу 2012 года будет завершено полное
восстановление 6-ти основных международных
транспортных коридоров общей протяженностью
8,3 тыс. км. В 2006 году было начато строительство
первой скоростной автомагистрали
«Астана-Щучинск» протяженностью
224 км с 6-ти полосным движением. Она
будет оснащена современными средствами
организации дорожного движения, включая
средства видеонаблюдения, отслеживание
погодных условий и аварийно-вызывную
связь. Одним из крупных проектов, реализуемых
в рамках развития транспортно-логистического
кластера, станет реконструкция
международных коридоров «Хоргос–Алматы–Тараз–Шымкент–
Развитие трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015.
4
Развитие туристических услуг в РК
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), он обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций, каждое девятое рабочее место в мировом производстве. Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. В настоящее, время туризм классифицируется:
- по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
- по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
- по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
- по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;
- по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
- по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
- по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;
- по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
- по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Туризм, в целом, обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт; помогает увеличить занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Способствуя развитию инфраструктуры, туризм активно воздействует на экономику целых районов страны. Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием дорожного транспорта, торгового, коммунально-бытового, культурного, медицинского обслуживания. Таким образом, индустрия туризма обладает более сильным эффектом мультипликатора, чем большинство других экономических секторов. Туризм – деятельность, непосредственно связанная с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и практиковаться как средство индивидуального и коллективного совершенствования. В этом случае он становится незаменимым фактором самообразования, толерантности и познания различий между народами и культурами в их разнообразии.
Республика
Казахстан предоставляет
Сегодня практически все существующие виды туризма представлены в Казахстане. В рамках развития туристского кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие, как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды туризма. Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены 846 туристскими организациями и 30 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находится в г. Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г. Астане (79). На рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3 процента всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Казахстанские туристские организации сотрудничают с семьюдесятью странами мира. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.
Создаются
условия для функционирования в
стране современного высокоэффективного
и конкурентоспособного туристского
комплекса, обеспечивающего широкие возможности
для удовлетворения потребностей казахстанских
и иностранных граждан в разнообразных
туристских услугах, разработаны и приняты
стандарты для обеспечения качества национального
туристского продукта. Определены условия
для привлечения инвестиций в развитие
материально-технической базы туризма
в Республике Казахстан.
Таблица 5 – Основные показатели туристской индустрии (2005 г.)
Количество
обслуженных посетителей по типам туризма, тыс. человек |
Доход от турист- ской деятель- ности, млн. тенге |
Поступ- ления в бюджет, млн. тенге | ||||
всего | в том числе | |||||
въездной | выездной | внутрен- ний | ||||
Всего: | 10649,0 | 4365,0 | 3004,0 | 3280,0 | 30553,4 | 6526,5 |
Из
них: туристскими организациями |
456,1 | 40,4 | 218,0 | 197,7 | 5902,6 | 554,6 |
объектами размещения |
1361,3 | 264,2 | 1097,1 | 23153,5 | 5317,5 | |
санаторно- курортными учреждениями |
209,6 | 69,0 | 140,6 | 256,0 | 532,6 | |
особо охраняемыми природными территориями |
391,6 | 130,4 | 261,2 | 9,1 | 2,2 | |
учреждениями культуры |
2412,0 | 828,6 | 1583,4 | 1232,2 | 119,6 |
Информация о работе Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами