Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены особенности участия Республики Казахстан в международной торговле услугами, в международных перевозках, определены тенденции развития трубопроводного транспорта, туристических услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Особенности участия РК в международной торговле услугами ………………5
1.1 Казахстан и ВТО ………………………………………………………………..5
1.2 Динамика внешней торговли услугами Республики Казахстан ……………..9
2 Развитие в Казахстане трубопроводного транспорта …..…………………......19
3 Участие РК в международных перевозках ……………………………………..23
4 Развитие туристических услуг в РК …………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

      Трубопроводный  транспорт в Казахстане представлен  нефте- и нефтепродуктопроводами (6,3 тыс. км), газопроводами (3,2 тыс. км.) и водоводами (3,4 тыс. км.), построенными в большинстве до 1990 года.

      Оценочный потенциал углеводородного сырья  в Республике Казахстан исключительно  высок и продолжает усиливаться  и в текущий период. Объем добычи нефти и газового конденсата в целом по республике в 2000 году составил 33,5 млн. тонн, к 2005 году - 60,0 млн. тонн и к 2010 году достигнет 100,0 млн. тонн. Однако наличие крупных запасов сырья - обязательное, но недостаточное условие для развития нефтегазовой отрасли. Поэтому строительство транспортной инфраструктуры для обеспечения максимального доступа нефтегазодобывающих компаний к экспортным маршрутам является одним из приоритетных направлений развития нефтегазовой отрасли.

      Учитывая  отсутствие самостоятельного выхода Казахстана на мировые рынки сбыта нефти, основной объем нефти транспортируется через территорию соседних государств - членов Содружества Независимых Государств. Это трубопроводная система «Дружба», позволяющая транспортировать нефть через экспортные терминалы Черного и Балтийского морей, а также Транскавказский транспортный коридор (Актау - Баку - Батуми) к рынкам Европы. В эксплуатации находятся 32 насосно-перекачиваюшие станции, 18 приемо-сдаточных пунктов, 2 наливные эстакады (гг. Атырау, Макат), железнодорожная сливная эстакада (НПС Актау). Более 70 % основных фондов находятся в эксплуатации свыше 10 лет, 5 % - более 30 лет. По этой причине уровень аварийности превышает 6 аварий на каждые 1000 км нефтепроводов. Суммарная пропускная способность нефтепроводов достигает 86 млн. тонн нефти в год, однако они в настоящее время преимущественно в западных регионах. Восточная нефтепроводная система, в силу объективных экономических обстоятельств, практически бездействует.

      Водоводы  находятся преимущественно в  западном и северном районах Казахстана. Уменьшение спроса на техническую и  питьевую воду со стороны промышленных предприятий и сельского хозяйства  привело к тому, что неоптимально используется пропускная способность  водоводов.

      Газопроводы на территории Республики Казахстан  являются преимущественно транзитными (магистральные линии газопроводов «Бухара – Урал» и «Средняя Азия – Центр») располагаются в малонаселенных районах Центрального и Северо-Западного Казахстана. Их использование для внутренних нужд на отдельных участках в Северном Казахстане незначительно. В южных регионах республики действует газопровод, питающий бухарским газом Шымкентскую, Жамбылскую и Алматинскую области Казахстана, а также Кыргызстан. На газопроводах действует более 20 компрессорных станций (более 300 газоперекачивающих агрегатов различных типов). Для сглаживания сезонной неравномерности потребления используются два подземных хранилища: Акыр-Тобе (емкостью 0,7 млрд. куб. м) и Базойское (емкостью 3,6 млрд. куб. м). Износ по магистральным газопроводам составляет порядка 7%, по парку газоперекачивающего оборудования - от 60 до 90%. Суммарная пропускная способность газопроводов превышает 200 млрд. куб. м в год.

      Сложившееся территориальное размещение и пропускные способности отдельных ниток нефте- и газопроводов не обеспечивают оптимального распределения добываемого в республике углеводородного сырья. На внутреннем рынке это оборачивается простоями нефтеперерабатывающих заводов и периодическими всплесками топливного кризиса, низким уровнем газификации в стране. С внешнеэкономической точки зрения такое положение сдерживает добычу, прежде всего, нефти. В связи с последним обстоятельством в Казахстане ведется интенсивный поиск альтернативных путей ее транспортировки. Одним из промежуточных решений проблемы является завершение строительства и пуск в эксплуатацию нефтепроводов Каспийского Трубопроводного Консорциума, связывающего западный Казахстан с российским портом Новороссийск на побережье Черного моря.

      Другие  перспективные проекты и направления  находятся на различных стадиях разработки технико-экономических обоснований, оценки стратегических, политических и региональных реалий. Это строительство нефтепровода Западный Казахстан - Китай, нефтепровода Казахстан - Туркменистан - Иран и, при наличии необходимых ресурсов, строительство Транскаспийской транспортной системы для транспортировки углеводородного сырья на рынки Западной Европы и Средиземноморья.

      3 Участие РК в международных перевозках 

      Либерализация экономики, направленная в последнее время на максимальное развитие рыночных отношений и развитие конкурентной среды в транспортной системе, создала реальные предпосылки дальнейшего экономического прогресса. В Казахстане за эти годы сформировался адекватный росту экономики рынок транспортных услуг. Однако мощный потенциал транспортной системы, в том числе и возможности международного транзита через территорию Казахстана используются пока недостаточно эффективно.

      По  территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры четыре международных транспортных коридора. Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ): Западная Европа – Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (на участке Достык – Актогай – Саяк – Моинты – Астана – Петропавловск (Пресногорьковская). Южный коридор ТАЖМ: Юго-Восточная Европа – Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык – Актогай – Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш). TРACEКA: Восточная Европа – Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык – Алматы – Актау). Север-Юг: Северная Европа – страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана на участках морской порт Актау – уральские регионы России и Актау – Атырау.

      Кроме направлений, участвующих в формировании основных трансконтинентальных маршрутов, необходимо отметить Центральный коридор  ТАЖМ, имеющий важное значение для  региональных транзитных перевозок по направлению Сарыагаш – Арысь – Кандагач – Озинки.

      Коридоры  позволяют значительно сократить  расстояние в сообщении Восток-Запад  и сроки доставки грузов. Мощный рост экономики Китая, в частности  его западных регионов, уже сегодня  вызывает необходимость в доставке на мировые рынки различного спектра товаров. Вместе с тем, по оценкам специалистов, уровень развития транзита в Казахстане не соответствует потенциалу отрасли и республики в целом.

      Транспортный  комплекс Республики Казахстан объединяет железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный, а также различные другие виды технологического транспорта. Наблюдается устойчивое возрастание роли транспортного комплекса в национальной экономике.

      Либерализация экономики и структурные преобразования в транспортном комплексе привели к развитию свободного рынка транспортных услуг и интеграции в развивающуюся рыночную экономику Казахстана, изменилась нормативная правовая база, а также система управления транспортом. Внутренняя (преимущественно в автомобильном и авиационном транспорте) и межотраслевая (преимущественно между автомобильным и железнодорожным, железнодорожным и водным видами транспорта) конкуренции, а также конкуренция с иностранными перевозчиками за освоение рынков транспортных услуг обеспечивают определенное самосохранение транспортных систем.

      Тем не менее, результаты институциональных  преобразований не обеспечивают оптимального функционирования транспортной инфраструктуры в новых экономических условиях международного перераспределения  грузовых и пассажирских транспортных потоков. Недостаточное развитие получило экспедирование грузов и мультимодальные перевозки.

      Железнодорожный транспорт.

      Основная  товарная продукция, производимая в  республике и предъявляемая к  перевозке, представляет собой массовые насыпные и наливные грузы – уголь, различные руды, зерно, нефть и т.п. Это обстоятельство, с учетом внутриконтинентального расположения страны, обеспечивает железнодорожному транспорту важнейшую роль в составе транспортного комплекса (ТК). В Республике Казахстан на железнодорожный транспорт приходится основной грузооборот и пассажирооборот в междугородном сообщении. Эксплуатационная длина железных дорог в Республике Казахстан составляет более 14 тыс. км, в том числе двухпутных линий – более 5 тыс. км, а электрофицированных – 3,7 тыс. км. Протяженность железнодорожных линий, оборудованных автоблокировкой, составляет более 75 %. Железнодорожные коммуникации наиболее развиты в северной части Казахстана, где проходят магистрали бывшей общесоюзной системы Восток - Запад. На остальной территории сеть сформирована недостаточно и представлена тремя меридиональными направлениями: в восточной и центральной части территории, а также магистралью Ташкент – Шымкент – Актобе – Уральск – Самара. По железным дорогам Казахстана транзитом курсируют пассажирские поезда Кыргызстана, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана.

      Исходя  из того, что эксплуатационный ресурс для железных дорог составляет более 100 лет, положение можно считать  вполне удовлетворительным. Однако рост цен, в особенности на горюче - смазочные материалы, инфляционные процессы вынудили РГП "Казакстан темiр жолы" значительно сократить все программы по поддержанию в работоспособном состоянии основных средств и подвижного состава железнодорожного транспорта. Недостаточное инвестирование железнодорожного транспорта приводит к невыполнению нормативных ремонтов пути. Такая практика эксплуатации железнодорожных путей и искусственных сооружений ведет к их ускоренному износу.

      В обозримом будущем ожидается сохранение влияния стоимости услуг железнодорожного транспорта на конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, особое внимание будет уделяться развитию общественного экологически чистого туристского транспорта.

      Автомобильный транспорт.

      Автомобильный транспорт является наиболее распространенным и мобильным средством доставки пассажиров и грузов. Эффективная деятельность автомобильного транспорта обеспечивается соответствующей инфраструктурой, к которой в первую очередь относится сеть автомобильных дорог. В Республике Казахстан протяженность автомобильных дорог составляет порядка 128 тыс. километров, из них чуть более 85 тыс. км приходится на дороги общего пользования. В составе дорог общего пользования протяженность дорог республиканского значения составляет 18,9 тыс. км и местного значения – 66,3 тыс. км. Республиканская автодорожная сеть включает около 13 тыс. км дорог, которым придан статус международных. Кроме этого 19,5 тыс. км дорог общего пользования придано специальное (оборонное) значение.

      Автомобильные дороги Казахстана в последние годы характеризуются прогрессирующей  потерей несущей способности  дорожных покрытий. Большая часть  дорог республики (86 %) была запроектирована  и построена до 80-х годов по нормативным требованиям, допускавшим нагрузку на ось транспортного средства не более 6 тонн. Однако за истекшие годы подвижной состав автомобильного транспорта значительно изменился. Современные, высокоэффективные грузовые автомобили и автобусы зачастую имеют осевые нагрузки, превышающие 10 тонн. Эксплуатация таких автомобилей приводит к интенсивному разрушению автомобильных дорог. До 20 % мостов и путепроводов на автомобильных дорогах Казахстана не отвечают современным требованиям по грузоподъемности (расчетная нагрузка – 30 тонн), а около 5 % из них находятся в аварийном состоянии. Автомобильные дороги в Республике Казахстан находятся в государственной собственности. Для обеспечения их содержания и ремонта в системе Министерства транспорта и коммуникаций создано Республиканское государственное предприятие "Казахавтодор". В настоящее время на балансе его областных подразделений находится как республиканская, так и местная сеть автомобильных дорог.

      Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с межправительственными соглашениями, подписанными Республикой Казахстан. Регулирующим инструментом, дающим право национальным перевозчикам осуществлять международные перевозки и ограничивающим допуск на внутренний рынок иностранных перевозчиков, является контингент разрешений, определяемый Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Для оказания содействия национальным перевозчикам и развития международных автомобильных перевозок создан Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО), который в 1994 году стал действительным членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ).

       Казахстаном подписаны и заключены межправительственные и межведомственные соглашения о международном  автомобильном  сообщении с 15 странами Европы, с 5 странами Азии, с 10 странами СНГ о международных автомобильных перевозках грузов и пассажиров на двухсторонней основе, 10 международных многосторонних соглашений, – всего около 70 соглашений позволяющих международным и отечественным транспортным перевозчикам успешно вести свой бизнес и углублять отношения в области транспорта.

      Морской транспорт.

      В силу географических особенностей водный транспорт до недавнего времени играл незначительную роль в экономике Казахстана. Основной причиной этому служила ограниченность сферы его деятельности по территориальному признаку и сезонность работы. Вместе с этим данный сектор ТК может характеризоваться достаточно высокой провозной способностью при минимальной себестоимости перевозок. С момента приобретения независимости транспортный потенциал Каспийского моря приобретает для Казахстана все возрастающий интерес. Этому служат не только морские связи с прикаспийскими государствами, но и потенциальные возможности выхода в бассейны Черного и Балтийского морей через судоходные реки и каналы Российской Федерации. Освоение Казахстаном морских перевозок на Каспии стимулируется бурным развитием нефтедобычи в западных регионах страны, а также необходимостью более полной реализации своих экспортных возможностей в направлении Кавказа и стран Персидского залива.

      После распада СССР весь морской флот, принадлежавший Каспийскому морскому пароходству, был национализирован Азербайджаном. В настоящее время  под его флагом эксплуатируется 4 сухогруза и свыше 30 танкеров, а азербайджанская компания «Каспийское морское пароходство» является крупнейшим оператором в бассейне Каспийского моря. Республика Туркменистан имеет собственный морской торговый флот в составе четырех сухогрузов, три из которых эксплуатируются на Каспии. Туркменистан планирует расширить свой флот путем приобретения танкера для последующего его использования в бассейне Каспийского моря. Исламская Республика Иран осуществляет морские перевозки по Каспийскому морю с использованием четырех сухогрузных судов. Кроме перечисленного в перевозках на Каспии принимают участие значительное количество судов класса «река – море», принадлежащих различным пароходствам Российской Федерации.

Информация о работе Участие Республики Казахстан в международной торговле услугами