Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:36, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика спроса…………………………………………………………... 4
Спрос: определение, закон, функция…………………………………………….4
1.2 Эластичность спроса………………………………………………………………7
Общая характеристика предложения…………………………………………………...10
Предложение: определение, закон, функция……………………………...……10
Эластичность предложения ……………………………………………………..12
Взаимодействие спроса и предложения…………………………………………...……14
Рыночное равновесие и четыре варианта его определения……………………14
Практическая оценка взаимодействия спроса и предложения………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…
Рисунок 6. Неэластичный спрос
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный: Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью:
Рисунок
7. Спрос с единичной
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным :
Рисунок 8. Совершенно неэластичный спрос
Если самое малое снижение цены
побуждает покупателей
Рисунок
9. Совершенно эластичный спрос
Формула ценовой эластичности.
Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности :
(Ed) =
Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально:
изменение кол-ва спрашиваемой продукции изменение цены
первоначальное кол-во спрашиваемой продукции первоначальная цена
Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.
Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
На эластичность оказывают влияние:
Изменяющиеся и постоянные
Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
2.1 Предложение: определение, закон, функция
Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Потребитель - один экономический агент сделки. А с другой стороны - продавец (или производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:
Рисунок
10. Кривая спроса
Например,
точка А характеризует
Кривая предложения (supply curve) показывает,
какое количество
То
есть фактически кривая предложения
характеризует зависимость
В общем виде функция предложения имеет вид:
где Qs - величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р - цена.
Закон предложения
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Сдвиг кривой предложения.
Как мы уже выяснили, важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
цены факторов производства (ресурсов);
технология;
ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
размер налогов и субсидий;
количество продавцов и пр.
Величина предложения является функцией
всех этих факторов:
Где Рг - цены ресурсов, К - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.
Рисунок 11. Перемещение и сдвиг кривой предложения
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.
2.2 Эластичность предложения
Эластичность
предложения — показатель, воспроизводящий
изменения совокупного
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность
предложения зависит и от часового
фактора, когда производитель не
в состоянии быстро реагировать
на изменения цены, поскольку для дополнительного
производства товара требуется значительное
время. Например, увеличить производство
автомобилей за неделю практически невозможно,
хотя цена на них может возрасти многократно.
В таких случаях предложение является
неэластичным. Для товара, который не может
сохраняться длительное время (например,
продукты, которые быстро портятся), эластичность
предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться товара можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
Количество
товаропроизводителей непосредственно
влияет на предложение, так как чем
больше поставщиков товаров, тем
выше предложение и наоборот, при
уменьшении числа производителей резко
сокращается предложение.
3. Взаимодействие спроса и предложения.
3.1 Рыночное равновесие и четыре варианта его определения
Процесс,
порождающий формирование рыночной
цены, которая удовлетворяет
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.