Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика спроса…………………………………………………………... 4
Спрос: определение, закон, функция…………………………………………….4
1.2 Эластичность спроса………………………………………………………………7
Общая характеристика предложения…………………………………………………...10
Предложение: определение, закон, функция……………………………...……10
Эластичность предложения ……………………………………………………..12
Взаимодействие спроса и предложения…………………………………………...……14
Рыночное равновесие и четыре варианта его определения……………………14
Практическая оценка взаимодействия спроса и предложения………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

       При рыночном равновесии спроса и предложения  отсутствуют факторы как для  повышения, так и для понижения  цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

       Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1.

       На  рис. 12 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

       Цена, по которой благо продается или  покупается, может не совпадать с  равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

         
 
 
 
 

       Рис. 12 Взаимодействие спроса и предложения

       Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

    1. увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
    2. уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
    3. увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
    4. уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

       Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

       Однако  не всегда "срабатывают" названные  выше "четыре правила" спроса и  предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

       Научно  обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

       а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

       б) соблюдать все остальные условия  равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным  изменением других факторов.

       Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости  спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

       Если  допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет  более медленной, возникает иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

    3.2 Практическая оценка взаимодействия спроса и предложения

       Эластичность  спроса и предложения - явление специфически рыночное, обусловленное проявлением действия закона рынка. Сущность эластичности спроса заключается в чрезвычайной его гибкости и изменчивости, зависимости от влияния различных экономических факторов, в первую очередь таких, как цена и денежный доход. Аналогичным свойством обладает товарное предложение, которое в условиях рынка чутко реагирует на изменения цен.

       На  феномен чувствительности спроса и  предложения от воздействия внешних  факторов экономисты обратили внимание еще в начале 19 века. Французский  экономист О.Курно высказал мнение, что в определенном смысле спрос является функцией цены. Эту идею впоследствии развил английский исследователь А.Маршалл. Их взгляды впоследствии были развиты другими исследователями, которые ввели в понятие эластичности фактор дохода.

       Эластичность спроса и предложения - это их реагирование на изменение социально-экономических условий на рынке.

       Меру  эластичности определила статистика, выразив ее в виде количественного  показателя - коэффициента эластичности.

       Коэффициент эластичности - есть процентное изменение одного (результативного) признака при увеличении на один процент другого (факторного) признака.

       Эмпирический  коэффициент эластичности представляет собой соотношение:

       

        

       Где ∆ у - прирост спроса

       ∆х - прирост факторного признака

       у - базовый показатель спроса

       х - базовое значение факторного признака.

       При Э <1 проявляется явление инфраэластичности, товар считается малоэластичным или неэластичным; при Э> 1 отмечается явление ультраэластичности, товар  является эластичным или сильно эластичным. При Э=1 товар является слабоэластичным, так как снижение цены не приводит к коммерческому эффекту (росту денежной выручки). Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос растет, т.е. связь прямая (обычно такая зависимость проявляется от дохода); отрицательное значение - что при увеличении факторного признака спрос сокращается, т.е. связь обратная, такая зависимость спроса характерна при воздействии цен.

       В практических расчетах коэффициент  эластичности может быть исчислен в динамике и в статике, т.е. он отражает изменение спроса во времени , или по сравнению с какой-либо другой единицей совокупности.

       Если  расчет коэффициента эластичности ведется сразу по нескольким потребительским группам, то общий по всем группам коэффициент эластичности рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из групповых коэффициентов.

         Расчет групповых (региональных) коэффициентов эластичности имеет  очень важное значение. Спрос  различных социально-экономических  групп по разному реагирует на одни и те же факторы. Так для потребителей с низким уровнем дохода рост цен на 1% вызовет значительное снижение спроса, а спрос потребителей с высоким уровнем дохода может не среагировать на этот ценовой "раздражитель". По мере перехода из одной товарной группы в более высокую спрос на некоторые товары может возрастать не пропорционально, а с определенным ускорением или замедлением в зависимости от иерархии потребности, которую удовлетворяет данный товар. Это закономерности эластичности спроса должны быть использованы в маркетинге в процессе сегментации рынка и регулировании спроса.

       Проявление  эластичности спроса и предложения  имеют ряд особенностей. Если спрос  на потребительском рынке реагирует  на изменения цен и дохода практически мгновенно, причем характер этих изменений стохастичен, проявляется как средняя или тенденция, то спрос на оптовом рынке часто реагирует с определенным лагом, поскольку в какой-то мере детерминирован направленной деятельностью оптовых коммерсантов, основанной на той или иной маркетинговой стратегии, использующей различные методы стимулирования спроса. То же можно сказать и о предложении, эластичность которого проявляется в организованных формах контрактных договорных связей поставщиков и оптовых покупателей. Здесь существенным элементом эластичности является время, в течение которого продавец приспосабливается к изменению цен.

       Вектор  влияния цен на спрос находится  в обратном отношении к вектору  влияния дохода. Однако, из этого  правила есть несколько исключений:

       На  эластичность товара влияет степень  полезности товара. Чем важнее товар  для потребления, тем менее обычно эластичен. Однако, существует явление, называемое парадоксом Джиффена: чем  дороже хлеб, тем больше его покупают. Рост цен снижает спрос в первую очередь на высококачественные, но дорогостоящие товары не фигурирующие в шкале потребностей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, чем диктуют требования эластичности, а взамен покупают товары первой необходимости. Это означает, что один товар в спросе замещается другим. Эффект замещаемости проявляется в том, что снижение цены делает его более, а рост - менее конкурентоспособным. Это приводит к тому, что в первом случае он теснит другой товар, а во втором становится сам более дешевым товаром.

       Проявляется действие парадокса Вебелена. Он состоит  в том, что предметы роскоши покупаются не столько ради их потребительских  свойств, сколько ради социального  значения, в частности престижности, моды и т.д.

       Предложенный  вариант расчета коэффициента эластичности спроса, который до некоторой степени позволяет сгладить противоречие, усиливающееся в период инфляции, когда спад спроса, вызванный ростом цен, в какой-то мере компенсируется увеличением дохода.

       В условиях инфляции более надежным представляется моделирование эластичности спроса от относительного уровня цен, выраженного через средний доход.

       Эластичность  структуры спроса, вытеснение одного товара другим под воздействием ценового фактора носят название перекрестной эластичности. Существуют различные методы ее выявления. Наиболее распространенным является эмпирический коэффициент перекрестной эластичности:

       

       где Эх,у. - коэффициент перекрестной эластичности спроса

         ∆qх - прирост спроса на товар х,

           ∆ qу - прирост спроса на товар у,

       р - цены соответственно товаров х  и у.

       Эмпирический  коэффициент эластичности спроса при  всей своей внешней простоте и  доступности имеет один существенный недостаток: условно считается, что  все изменения спроса обусловлено  изменением одного факторного признака, хотя на практике на спрос одновременно влияет множество факторов.

       Эластичность  спроса от цены определяется не только по данным статистического учета, но и на основе опросов потребителей. Каждый конкретный потребитель не всегда в состоянии ответить, сколько он купит товара по цене, в точности равной Р. Если потребителям предложить ряд цен, то они естественно выберут минимальную. Если же предложенные цены назвать предельно допустимыми, то мнения покупателей разделяться. Разделение мнений будет подчиняться закону спроса.

       Существует  несколько способов выявления реакции  покупателей на предложенный уровень  цен, отражающий эластичность спроса:

  •    Группе экспертов задается вопрос о количестве товара, приобретаемого по цене не выше р, вопрос повторяется для различных уровней предельной цены (Дельфи-метод), результат отражает спрос, соответствующий каждой цене.
    • Опрашивается определенное количество потребителей (выборочная панель), каждый респондент называет предельную цену, по которой он готов купить единицу товара, в результате чего составляется ряд распределения потребителей по уровню цен.

       Отличается  от второго тем, что респондент указывает  не только цену приобретения одной  единицы товара, но и цены, по которым  он приобрел бы две и более единиц этого товара. По каждому полученному распределению строится регрессионная модель и исчисляется коэффициент эластичности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение.

     Рыночный  процесс состоит из множества  актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует  продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Информация о работе Закон спроса и предложения