Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цели и задачи занятости населения формируются исходя из складывающейся ситуации на рынке труда Верхнекетского района, характеризующейся превышением предложения рабочей силы над спросом на нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы занятости населения
1.1. Понятие занятости, методы контроля 4
1.2. Органы федеральной службы занятости, статистики 5
1.3. Проблемы занятости населения в рыночной экономике 9
2. Анализ ситуации на рынке труда Верхнекетского района 15
2.1. Анализ численности и состава занятого населения 17
2.2. Анализ численности и состава безработных 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. Теоретические  основы занятости населения       

1.1. Понятие занятости,  методы контроля      4

1.2. Органы федеральной  службы занятости, статистики     5

1.3. Проблемы  занятости населения в рыночной  экономике   9

2. Анализ ситуации на рынке труда Верхнекетского района  15

2.1. Анализ численности  и состава занятого населения   17

2.2. Анализ численности  и состава безработных    22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          34

Список используемой литературы       35             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Занятость населения – одна  из актуальных социальных проблем  нашего района.

     В мировой практике к настоящему  времени находит практическое  воплощение понятие активной  политики занятости как инструмента  подъема экономики и наиболее  полной реализации потенциала рабочей силы, качество рабочей силы следует рассматривать в контексте ее занятости. Роль активной политики занятости заключается в том, что она обеспечивает не только решение экономических задач, но и социальных, в том числе развитие трудовых ресурсов. Занятость и профессиональный труд являются необходимым условием и источником материального и духовного богатства, профессионального роста и качества рабочей силы. И, напротив, пассивная политика занятости и, как следствие, высокий уровень безработицы тормозят развитие производительных сил страны.

     Цели и задачи занятости населения  формируются исходя из складывающейся  ситуации на рынке труда Верхнекетского  района, характеризующейся превышением  предложения рабочей силы над  спросом на нее.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ,  МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 

     Занятость – это деятельность  граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству  Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. 

    Гражданам принадлежит исключительное  право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду,  в какой – либо форме не  допускается, если иное не предусмотрено  законом.      

    Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

    Правовые, экономические и организационные  основы государственной политики  содействия занятости населения,  в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон о Занятости населения в Российской Федерации.   

    Контроль за исполнением настоящего  Закона осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, на который возложены функции по  контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о занятости населения, и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    Ответственность за нарушение  настоящего Закона наступает  в соответствии с законодательством Российской Федерации.   
 
 
 
 
 

1.2. ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ,  СТАТИСТИКИ 

      Единой федеральной системой  органов и учреждений является  федеральная государственная служба  занятости населения, деятельность  которой направлена на:

- оценку  состояния и прогноз развития  занятости населения, информирование  о положении на рынке труда;

- разработку  и реализацию программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости   населения;

- содействие  гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организацию  мероприятий  активной политики  занятости населения;

- осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными, в соответствии с  Законом о занятости и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Работу федеральной государственной  службы занятости населения возглавляет  и организует федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

     Территориальные органы службы  занятости не являются структурными  подразделениями соответствующих  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.

      В структуру территориального  органа службы занятости населения   по Томской области входит 6 городских  и 14 районных центров занятости  населения. 
 
 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИЗИРУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

(на примере  Верхнекетского районного  центра  занятости населения). 

   Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Верхнекетского района» (далее – Центр занятости) является государственным учреждением, образованным в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 № 1000/61 – рк.

    Центр занятости находится в   ведении Федеральной службы по  труду и занятости. 

                     Основными задачами Центра занятости являются:

- обеспечение  государственных гарантий в области  занятости населения;

- оказание  в соответствии с законодательством  Российской Федерации государственных  услуг в сфере содействия занятости  и защиты от безработицы, трудовой  миграции;

- участие  в организации альтернативной  гражданской службы.

                   Функции Центра занятости.

Центр занятости осуществляет на территории муниципального образования  «Верхнекетский район» следующие функции:

- разрабатывает  предложения по формированию  территориальных программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости населения и обеспечивает их реализацию;

- регистрирует  граждан в целях поиска подходящей  работы и безработных  граждан.

         Оказывает следующие государственные услуги:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях  выбора сферы                       деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • профессиональная поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;             
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в                 социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости населения;
  • выдача предложений для получения работодателями заключения о                                                                                         целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
  • осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций;
  • составляет и представляет в территориальный орган проект сметы доходов и расходов Центра занятости населения;
  • участвует в подготовке плана направления  граждан на альтернативную гражданскую службу;
  • подготавливает и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости;
  • осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Министерства, индивидуальными правовыми актами Службы.                     
 
 

                                        Права Центра занятости

 Центр  занятости в целях реализации  своих функций имеет право:

   -   запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости;

   - быть получателем бюджетных  и иных средств, распоряжаться  полученными финансовыми средствами  в соответствии с утвержденными  сметами доходов и расходов;

  • взаимодействовать на договорной основе с физическими и юридическими  лицами, участвующими в реализации мероприятий по содействию занятости населения.
 

Развитие  территориального органа и государственных  учреждений службы занятости (центров занятости населения). 

     Имущество Центра занятости является федеральной  собственностью и находится в  оперативном управлении Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Верхнекетского района». На основании приказов руководителя Управления ФГСЗН по Томской области и директора Центра занятости  населения  ежегодно  проводится инвентаризация основных средств и другого имущества, стоящего на балансе. Для проведения инвентаризации директором центра назначается комиссия, которая в установленные приказом сроки проводит инвентаризацию и предоставляет директору центра на рассмотрение акт о результатах инвентаризации.

        За анализируемый  период недостач и излишков товарно-материальных ценностей не обнаружено.     

        В 2007 г. численность работников Центра занятости  населения Верхнекетского района, согласно штатному расписанию, составила 15 человек, в том числе МОП  – 3 человека. Фактическая численность – 15 человек, в том числе МОП – 3 человека.

              Затраты   на содержание центра занятости  за  2007 года составили  3360,1 тыс. рублей, что на 20,5 % больше чем за  аналогичный  период прошлого года (за  2006 г. – 2787,0 тыс. руб.). В расчете на одного  работника затраты составили 224 тыс. рублей, что также на 20,5 %  больше  уровня прошлого года. Фонд оплаты  труда за 2007 год составил 1896,4 тыс. рублей, в том числе в среднем на одного работника 126,4 тыс. руб., что на 22,6 % больше уровня прошлого года.

    Всего центр занятости населения  обслуживает 8 сельских и 1 городское  поселение района.

     Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.

     Органы службы занятости обмениваются  на безвозмездной основе с  органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.     
 

1.3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

   

     Проблемы занятости специфичны  для каждого города, региона, но  есть и проблемы общие –  отток молодежи в поисках достойного  заработка в областные центры; массовые сокращения работающего  персонала на предприятиях; нежелание  местных жителей работать; низкие заработки, не «дотягивающие» до уровня прожиточного минимума…

     Как эти проблемы решаются  службой занятости? Какие программы  реализуются в регионе? Каковы  их результаты?   

     В результате рыночных реформ  90 – х годов резко снизились государственные заказы, которые привели к значительному спаду промышленного производства. Предприятия района оказались в критическом положении и были поставлены в условия выживания.   

     Остро встал вопрос и о занятости  населения поселков Верхнекетского района. Падение объемов производства на предприятиях, массовые сокращения работающего персонала привели к росту безработицы, всплеску трудовой миграции.

     Наиболее мобильная часть населения  (в первую очередь молодежь) с  целью применения своих деловых качеств, в поисках достойного заработка стала уезжать из некогда благополучных поселков в областной центр. Этот процесс наносит экономике Томской области серьезный ущерб.           

     Для изменения ситуации необходимо  серьезно работать над созданием привлекательного имиджа региона, над развитием экономики.

     Существенную роль, в решении  вопросов социально - экономического  развития Томской области, включая  проблемы занятости и безработицы,  сыграли программы содействия  в трудоустройстве незанятых граждан, организуемые службой занятости населения совместно с органами местного самоуправления.    

Информация о работе Занятость населения