Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 13:03, курсовая работа
Целью является выяснение экономической сути заработной платы, определение систем оплаты труда, функций, видов и форм заработной платы. А также провести исследования состояния оплаты труда на конкретном объекте, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выявить динамику оплаты труда за определенный промежуток времени.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Необходимо определить сущность категории заработной платы, рассмотреть состояние оплаты труда на обследуемом объекте. Определить основные принципы организации заработной платы и изучить систему организации оплаты труда.
Введение ..................................................................................................................3
1. Заработная плата как экономическая категория .......................................5
2. Основные формы и системы заработной платы ........................................8
3. Рынок труда и его модели .........................................................................20
4. Особенности рынка труда в России ...........................................................27
Заключение ......................................................................................................30
На мой взгляд,
этот экономист наиболее правильно
выделил следующую особенность
рынка труда: «Рабочая сила нанимается,
продается-покупается своеобразным способом.
Требуется, чтобы собственник рабочей
силы продавал ее постоянно лишь на определенное
время, потому что, если бы он продал ее
целиком раз и навсегда, то он продал бы
вместе с тем самого себя, превратился
бы из свободного человека в раба, из товаровладельца
в товар»Маркс К., Энгельс Ф. Избранные
сочинения. Т.7 - М.: Политиздат, 1987. - С. 160..
Теория К. Маркса стала одной из основ формирования современных взглядов большинства российских ученых-экономистов на сущность рынка труда.
В современной экономической науке в целом сформировался взгляд на рынок труда как систему социально-экономических (общественных) отношений между субъектами рынка труда по поводу всего комплекса трудовых отношений. Но некоторые авторы акцентируют сове внимание на тех или иных аспектах функционирования рынка труда. Так С.А. Карташов характеризует рынок труда как систему социально-экономических отношений между государством, работодателями по поводу всего комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей в процесс производства Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. - М.: Финстатинфом. - 1998. - С. 7. .
Вместе с тем
существует и определенное, а порой
и принципиальное различие точек зрения
по поводу сущности рынка труда.
Например, в работах А.И. Рофе рынок труда хотя и понимается как система общественных отношений, однако в качестве товара, циркулирующего на нем, рассматривается труд, а не рабочая сила. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования жизнедеятельности Рофе А.И. Рынок труда. - М.: МИК, 2003. - С. 9..
По моему мнению,
трактовкой понятия «рынка труда» могла
бы стать следующая: «Рынок труда --
это система социально-
Структура рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. Рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.
По выбранному мною критерию можно выделить следующие компоненты: 1) субъекты рынка труда; 2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами; 3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция); 4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней; 5) рыночная инфраструктура.
Наличие этих компонентов,
их взаимосвязь вполне достаточны для
того, чтобы возник и начал функционировать
рынок труда в современных условиях. Рассмотрим
основные характеристики указанных компонентов.
Субъекты рынка труда - наемные работники
(и их объединения - профсоюзы), работодатели
(предприниматели) и их союзы, государство
и его органы.
Наемные работники
- это участники общественного
производства, продающие свою рабочую
силу собственнику средств производства
или организатору производства - менеджеру
(который сам может быть наемным
управляющим у собственника средств
производства, например в акционерном
обществе).
Для защиты интересов
работников существуют различные институты.
Наиболее массовые организации трудящихся
- профсоюзы создаются, как правило,
по общности социально-экономических
интересов. Работодатель - это индивидуум,
работающий самостоятельно, и постоянно
нанимающий на работу одного и более человек.
На мелких предприятиях работодатели
обычно являются собственниками средств
производства. В крупных компаниях, а также
на государственных предприятиях работодатели
сами являются наемными работниками акционеров
или государства. Государство как субъект
рыночных отношений представлено федеральными,
региональными органами власти, отраслевыми
органами управления и местным самоуправлением.
В качестве субъекта рынка рабочей силы
оно выполняет следующие функции:
- социально-экономическая,
связанная с обеспечением
-регулирование
рынка труда косвенными
Степень выполнения
указанных функций зависит от
многих факторов (экономических, политических,
социальных) и их конкретного сочетания
в том или ином историческом периоде.
Второй компонент - экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.), других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года.
Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости - разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.
Законодательные
нормы и экономические программы создают
основу для более полого и цивилизованного
действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи
в взаимодействия спроса на рабочую силу
и предложение ее как реакции субъектов
рынка на информацию о рыночной цене труда
и конкуренции. Более подробно действие
рыночного механизма будет раскрыто далее.
Безработица и социальные выплаты, связанные
с ней, - необходимый компонент современного
рынка труда. Действие рыночного механизма
ведет к высвобождению части работников,
к появлению безработицы. Чтобы поддержать
высвобождаемый персонал в период отсутствия
работы, создать условия для его переподготовки
и повторного вовлечения в трудовой процесс,
законом «О занятости населения в Российской
Федерации» предусматриваются выплаты
пособий по безработице, компенсаций при
увольнении, при переезде к новому месту
работы, выплаты стипендий во время учебы
и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная
безработица возникала еще в начале XIX
в., а социальные выплаты появились лишь
в XX в. после упорной борьбы рабочего класса
за свои права.
Рыночная инфраструктура
представляет собой совокупность институтов
содействия занятости, профориентации,
профподготовки, и переподготовки кадров.
Она представляет собой сеть фондов,
центров занятости (бирж труда), центров
подготовки и переподготовки рабочей
силы и т.д.
Основным элементом
инфраструктуры рынка труда является
государственная служба занятости,
включающая органы трех уровней управления:
общегосударственного, регионального
и местного.
Фонд занятости,
так же государственная служба занятости,
структурирован по уровням, от федерального
до районного. Он формируется за счет обязательных
страховых взносов работодателей и страховых
взносов с заработка работающих (занятых
индивидуальной трудовой деятельностью).
Дополнительными источниками служат ассигнования
из бюджетов соответствующих уровней,
субсидии и субвенции, вышестоящих по
уровню фондов занятости для нижестоящих,
доходы от размещения средств фонда занятости
в учреждения Центрального банка РФ, добровольные
взносы предприятий и граждан.
Центры подготовки
и переподготовки рабочей силы обеспечивают
повышение ее конкурентоспособности,
повышают шансы безработных влиться
в состав занятого населения.
Все компоненты
рынка труда в совокупности обеспечивают
сбалансированность спроса и предложения
рабочей силы, реализацию права людей
на труд и свободный выбор вида деятельности,
а также определенную социальную защиту.
В итоге взаимодействие всех компонентов
рынка труда нацелено на создание и поддержание
баланса интересов всех субъектов рынка
труда.
Рынок труда
в России еще не сформировался, характеризуется
значительными диспропорциями в
структуре занятости, ставок заработной
платы, наличием административных, правовых
и экономических ограничений, но
все таки все его основные компоненты
имеются. И поэтому можно сказать, что
рынок труда, хотя и несовершенный, в России
есть.
Теперь рассмотрим
особенности российского рынка
труда.
Во-первых, это
низкое качество рабочей силы. Включение
России в мирохозяйственные процессы
сделало очевидным низкую культуру отечественного
труда, недостаточную профессиональную
подготовку (которая адекватна преобладающему
в стране технологически устаревшему
производству), разрыв между профессиональным
образованием, прежде всего высшим, и требованиями
рынка труда.
Крайне негативно
на качестве рабочей силы сказалось
разрушение системы начального профессионального
образования (школа, ПТУ).
Выраженная тенденция
увеличения количества лиц с высшим
профессиональным образованием (число
граждан, имеющих высшее образование,
в экономически активном населении за
2001-2006 гг. повысилось с 1008 тыс. чел. до 7309,8
тыс. чел.) не связана с экономическим ростом
на основе технологической модернизации.
То, что более половины выпускников работают
не по специальности, свидетельствует
о несоответствии предложения спросу
на квалифицированные кадры. Профессиональный
уровень значительной части российских
работников не отвечает международным
стандартам, что делает их неконкурентоспособными
на глобальном рынке труда.
Во-вторых, слабая
мобильность рабочей силы. Учитывая
масштабы территории, она порождает
существенные различия -- избыток рабочей
силы в одних регионах и нехватку
в других.
В-третьих, неэффективная
занятость населения. Показателем
неэффективной занятости является неполная
занятость (работающие в течение года
неполное рабочее время по инициативе
администрации или находившиеся в вынужденных
отпусках).
Прямым следствием
неэффективной занятости
В-четвертых, существование
значительного неформального
В-пятых, незначительной
долей занятых в малом бизнесе.
Мировой опыт свидетельствует, что
именно он является главным резервом
создания новых рабочих мест и
важным источником повышения жизненного
уровня населения.
В-шестых, это
финансово-банковская, торгово-посредническая,
а также сферы государственного
управления имеют же сложившийся
сегмент рынка труда, который
характеризуется высоким
Многие специалисты
считают, что Россию необходимо выводить
из сложившегося «равновесия» между
низким уровнем заработной платы, скрытой
безработицей и отсутствием продуктивных
рабочих мест, подтолкнуть к формированию
более динамичного и продуктивного рынка
труда.
При этом важно,
чтобы государственное
4. ОСОБЕННОСТИ
РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
В связи с
мировым финансово-