Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание

Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л.Роббинсом и с небольшими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа-ОСНОВНАЯ.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

          ВВЕДЕНИЕ

 

      Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней.

      Сегодня интерес образованных людей к  экономике (экономической теории или  политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или политическую экономику королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки, отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует от читателя, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А.Хейльброннера, выносливости верблюда и терпения святого.

      Сутью термина «политическая экономия», в марксистской интерпретации, является изучение общественных отношений, формирующихся в процессе воспроизводства, и здесь имеются в виду прежде всего классовые отношения. Вся экономическая и политическая история XX в. показывает, что классовый подход в экономической теории грешит односторонностью, а попытка построения общества на его методологической базе заводит в исторический тупик. Абсолютный приоритет в общественном развитии могут и должны получить общечеловеческие ценности.

      Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л.Роббинсом и с небольшими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».

 

1.Зарождение экономической  теории.

1.1. Зарождение экономической мысли.

История экономической мысли началась в  весьма отдаленном прошлом - в эпоху  становления человеческой цивилизации. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Первые зачатки экономики появились  в первобытном обществе, когда возник обмен между общинами продуктами труда, в целях обеспечения элементарной жизнедеятельности. Это была  хотя и не развитая, но все же экономика, поскольку экономика –это взаимоотношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг,  способы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов. В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека, экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.

Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека. Можно сказать, что, будучи творением человека, новые средства производства в свою очередь преобразуют труд, придавая ему соответствующие своему новому уровню профессионально-квалификационные качества.

        Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познавалось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня очевидно, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политики, религия, наука, искусство. 
 
 
 

    1. Экономические учения Древнего мира.

Истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей Древнего мира, прежде всего  стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Экономические идеи древности, в основном, отражались в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. 
Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства. 
В Китае экономические теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.

 Другой  выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов- земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что "накопленным богатством" должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут пользоваться правом частной собственности на землю.

Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель “увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”.

      Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом.

Ксенофонт (430-335 г.г. до н.э.) - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости. И, что очень важно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, их обращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”. 
Другой древнегреческий философ - Платон (428-348 г.г. до н.э.).Как нам известно, он был сторонником натурального хозяйства и ограниченного капитала, по его мнению, он не должен превышать стоимость надела в 4 раза, иначе излишек подлежит передаче государству. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных - так считал Платон. Философ пытался доказать, что богатство и счастье несовместимы, так как он считал часть богатства человека полученной несправедливо. И именно идея справедливости легла в основу его сочинения “Государство”, в котором Платон изложил свою теорию идеального государства,где он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.   
Справедливым он называл такое общество, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени, подразделяя тем самым общество на четыре различных класса: 1)правителей, 2)воинов, 3)свободных крестьян и ремесленников, 4)рабов
. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не

должны  иметь никакой собственности.

Наиболее глубоко экономические явления исследовались в трудах Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), это прежде всего «Никомахова этика» и «Политика» - трактат об обустройстве государства.1

      Мнения Аристотеля относительно взаимосвязи человека и государства совпадали с мнениями Платона. Однако в отличае от своего предшественника, Аристотель был безусловным сторонником частной собственности. 
В теории Аристотеля проводится различие между производством с целью удовлетворения своих нужд и производством с целью обогащения.  
Аристотель различал потребительскую стоимость и меновую стоимость: обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он даёт другому. Средством, дающем возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. Деньги являются также средством обмена, так как соизмеряет различные товары. Монета не может рождать монету, т.е. процент. 
Также важное значение имеет теория золотой середины Аристотеля, по которой всякая добродеятельность есть среднее между противоположными пороками.

      Экономическая мысль Древнего Рима  являлась своего рода продолжением экономической мысли  Древней Греции. Одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая. 
Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

В попытке  вывести из кризиса Римское государство  из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали  ограничить крупное землевладение  и упрочить положение разорившихся  крестьян.

Однако, в Древнем Риме помимо обоснования  необходимости рабства,  мы замечаем, что  в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека осуждал рабство, выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении. Но это еще не было систематизированное учение об экономике, хотя термин "экономия" впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. Термин "экономия" состоит из двух греческих слов: "ойкос" — дом, хозяйство, "номос" — учение, закон. 
     Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Направления развития  экономической теории.

2.1. Становление экономической  теории как науки.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в  полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

     Экономическая теория как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах  экономической системы,  возникла в XVI-XVII вв. в период становления капитализма.

      Сначала она возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу».

Как методологическая наука, экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы  места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала.

        Основные этапы  развития экономической теории отражает классификация различных экономических школ и концепций .Такая классификация позволяет:  проследить основные этапы дисциплин, излагающих содержание данной науки; отразить многообразие экономических теорий и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода.

   Экономическая теория  как наука развивалась на основе разделения научных знаний об экономике: выделении различных экономических школ, концепций, самостоятельных наук.

Информация о работе Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории