Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа
Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л.Роббинсом и с небольшими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».
Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694—1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В 1758 году после научных работ по медицине Ф.Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономическая таблица", где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.
Свои экономические исследования физиократы начинают с изучения богатства. Богатство имеет исключительно природное происхождение, оно «порождается» природой, землей. Физиократы почти «очеловечивают» природу, которая выступает у них матерью-родительницей. Физиократы считали задачей производства создание изобилия “произведений земли”. Они предлагали проводить реформы в экономике с сохранением господства земельной собственности, чтобы избежать потрясений при переходе к новому общественному строю.
Главное произведение Ф. Кенэ "Экономическая таблица" содержит схему разделения общества на три класса:
1)Производительный
класс - фермеры, арендующие землю
и строения на ней у
2)Бесплодный
класс - промышленники и торговцы,
которые не производят, а только
потребляют богатство. «
3)Класс земельных
собственников - «собственники, которые
совсем не затрачивают (
Все три общественных
класса находятся в определенном
экономическом взаимодействии. Через
механизм покупки и продажи продукции
происходит процесс распределения и перераспределения
"чистого продукта" и создаются необходимые
предпосылки для постоянного возобновления
производственного процесса, то есть воспроизводства.
Таким образом, хозяйственный процесс
представлялся физиократам как естественная
гармония, которая может быть даже описана
строго математически. Впоследствии эта
идея получила дальнейшее развитие в различных
попытках построения математически точных
моделей производства и распределения
продукции и в современной экономической
науке существует в виде многочисленных
отраслевых и продуктовых балансов, межотраслевых
моделей, формализованных вариантов теорий
макроэкономического равновесия и экономического
роста.
Составной частью экономической теории
физиократизма является идея невмешательства
правительства в естественный ход экономической
жизни. Если исходить из схемы, предложенной
Ф. Кенэ, места для какой-либо сознательной,
активной политики правительства в области
экономики просто не остается. Точнее,
по мнению Ф. Кенэ, государство должно
установить такие законы, которые бы соответствовали
"естественным законам" природы,
и на этом экономические функции государства
можно будет считать исчерпанными.
Попытку практической реализации экономической
концепции физиократов предпринял француз
Жак Тюрго, который в 1774 году был назначен
вначале морским министром, а затем, в
период 1774-1776 годов, занял пост генерального
контролера финансов. Находясь на этом
посту, Ж. Тюрго провел ряд реформ физиократического
характера, острие которых было направлено
на снижение роли французского государства
в экономической жизни страны. Были отменены
ограничения на хлебную торговлю, упразднены
цеховые корпорации и гильдии, крестьянские
натуральные повинности в пользу государства
были заменены денежным налогом, были
сокращены государственные расходы. Пожалуй,
самым важным элементом реформ Ж. Тюрго
было налогообложение дворянского сословия,
которое до этого вообще не платило налогов.
В перспективе планировалось полностью
отказаться от сбора налогов с крестьян,
заменив их единым поземельным налогом
с дворян. Такая политика ,естественно,
сопровождалась серьезной оппозицией
со стороны привилегированных сословий;
начались придворные интриги, и в результате
реформатор был вынужден уйти в отставку.
После его ухода Людовик XVI отменил все
нововведения Ж. Тюрго, и Франция начала
свое безудержное движение к социальным
потрясениям Великой французской революции.
Ж. Тюрго прославился не только как видный
государственный деятель, но стал известен
и как один из крупнейших теоретиков. Главное
его сочинение "Размышления о создании
и распределении богатств" (1776) содержит
не только уже известные нам положения
физиократической школы в духе Ф. Кенэ,
но и ряд новых для этого учения положений.
Так, в его работе содержится положение
о том, что чистый продукт производится
не только в сельском хозяйстве, но и в
промышленности; классовая структура
общества по Тюрго более сложна, чем по
Кенэ, за счет того, что внутри каждого
класса существует дифференциация; "бесплодный
класс" Ж. Тюрго делит на класс предпринимателей
и наемных работников. Кроме этого, он
закладывает научную основу анализа заработной
платы наемных работников, которую сводит
к минимуму средств существования в результате
конкуренции между лицами наемных профессий
на рынке труда. Серьезным вкладом Ж. Тюрго
в развитие экономической науки была формулировка
"закона уменьшения земельного продукта",
согласно которому увеличение приложения
труда к земле приводит к тому, что каждая
последующая затрата труда оказывается
менее производительной, то есть действует
закон убывающего плодородия почв, который
в современной экономической теории трактуется
в виде закона убывающей производительности.
По сравнению
с меркантилистами взгляды
Ограниченность
экономических взглядов физиократов
выразилась в том, что главную
роль в экономике они отводили
земледелию, производительным трудом
считали только труд в сельском хозяйстве.
Таким образом, если практическая
реализация физиократического учения
была явно неудачной, то теоретический
вклад этой школы трудно переоценить.
Во всяком случае, хорошо известно, что
именно знакомство с трудами французских
физиократов, а также личное знакомство
и общение с ними стимулировало интерес
к экономической проблематике основателя
английской классической экономической
школы Адама Смита.
Классическая
школа политической экономии относится
к числу зрелых направлений экономической
мысли, оставивших глубокий след в истории
экономических учений. Экономические
идеи классической школы не потеряли своего
значения до наших дней. Классическое
направление зародилось в XVII веке и расцвело
в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга
классиков состоит в том, что они поставили
в центр экономики и экономических исследований
труд как созидательную силу и стоимость
как воплощение ценности, положив тем
самым начало трудовой теории стоимости.
Классическая школа стала провозвестницей
идей экономической свободы, либерального
направления в экономике. Представители
классической школы выработали научное
представление о прибавочной стоимости,
прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах
классической школы, по сути, зародилась
экономическая наука.
Первым представителем и прародителем
классической школы следует считать английского
экономиста Уильяма Петти (1623-1687), которого
К. Маркс назвал "отцом политической
экономии и в некотором роде изобретателем
статистики". Петти принадлежат научные
разработки в области налогообложения,
таможенных пошлин. Источником экономического
богатства он считал сферу производства,
что сближает его с авторами трудовой
теории стоимости.
Классическая школа представлена несколькими
основоположниками и рядом талантливых
их популяризаторов и толкователей. Если
не вдаваться в более тонкий анализ, то
вся так называемая классическая экономическая
школа может быть представлена по крайней
мере четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790),
Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834),
Джон Стюарт Милль (1806-1873).
Как и их предшественники, основатели
классической школы рассматривали экономическую
науку как учение о богатстве и способах
его увеличения. Фундаментальный труд
А. Смита, увидевший свет в 1776 году, так
и назывался: "Исследование о природе
и причинах богатства народов". А. Смит
исходит из того, что богатство нации воплощено
в продукции, которая потребляется народом,
населяющим данную страну. Чем больше
соотношение между количеством потребляемой
продукции и численностью населения страны,
тем выше уровень материального богатства.
Само же соотношение в свою очередь зависит
от таких двух факторов, как производительность
труда и пропорции деления общества на
производительный и непроизводительный
класс. Первый фактор, по А. Смиту, следует
рассматривать как наиболее значимый.
Производительность труда определяется
так называемым разделением труда и уровнем
накопления капитала. Следовательно, прогресс
общества, рост богатства зависят в конечном
счете от уровня накопления капитала и
способов его использования.
Разделение труда, представляющее функциональную
специализацию работников в рамках отдельного
предприятия, рассматривается как естественный
и непременный путь развития производства.
Чем выше степень специализации производств,
тем сильнее связи между ними, тем значительнее
склонность к рыночному обмену. Интересно,
что если, по Аристотелю, в процессе обмена
обязательно выигрывает либо продавец,
либо покупатель, то, по А. Смиту, обмен
одинаково выгоден и продавцу, и покупателю.
В основе цены сделки, согласно А. Смиту,
лежит так называемая стоимость, которая
представляет собой не что иное, как количество
труда, затраченного на производство товара.
Таким образом, чем выше степень разделения
труда и уровень накопления капитала,
тем больше продукции может быть произведено.
Возникает естественный вопрос: каким
образом в хозяйстве должен идти процесс
перераспределения капитала между различными
отраслями? А. Смит не видит в этом проблемы.
Если на рынке цена товара оказывается
выше ее "естественной цены", которая
определяется по затратам труда, количество
продавцов, желающих производить и продавать
этот товар, возрастет и капитал будет
накопляться на предприятиях, производящих
именно этот товар. Таким образом, "невидимая
рука" рынка сама отрегулирует процесс
накопления капитала в нужных размерах
и нужном направлении.
Интересно, что при такой трактовке хозяйственной
жизни всякие действия правительств по
экономическому регулированию следует
оценивать лишь негативно, так как они
нарушают эффективную работу "невидимой
руки" рынка и приводят к замедлению
процесса накопления капитала и как результат
- к снижению производительности труда.
"Для того чтобы поднять государство
с самой низкой ступени варварства до
высшей ступени благосостояния, нужны
лишь мир, легкие налоги и терпимость в
управлении; все остальное сделает естественный
ход вещей", - писал А. Смит. Отсюда со
времени А. Смита и до наших дней пользуется
популярностью девиз проведения экономической
политики по принципу "laisses fair"4,
что означает "пусть все идет само собой,
естественным образом, без внешнего принуждения".
Смит был сторонником механизма рыночного
саморегулирования на основе свободных
цен, складывающихся в зависимости от
спроса и предложения.
О том, насколько многогранным было проникновение
А. Смита в экономическую теорию, свидетельствует
содержание его фундаментального труда
"Исследование о природе и причинах
богатства народов", состоящего из пяти
книг:
1. "Причины увеличения производительности
труда и порядок, в соответствии с которым
его продукт естественным образом распределяется
между классами народа".
2. "О природе капитала, его накоплении
и применении".
3. "О развитии благосостояния у разных
народов".
4. "О системах политической экономии
(очерк истории экономических учений)".
5. "О доходах государя или государства
(учение о финансах)".
Адам Смит не только вписал свое имя золотыми
буквами в историю экономической науки,
но и вошел в нее как первооткрыватель,
заслуживший титул "отца экономики".
Значение экономической концепции, предложенной
А. Смитом, настолько велико, что остается
лишь сослаться на высказывание по этому
поводу историка Генри Бокля, автора "Истории
цивилизации в Англии". Он писал: "Об
Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения,
что этот одинокий шотландец изданием
одного сочинения больше сделал для благоденствия
человечества, чем было когда-либо сделано
совокупно взятыми способностями всех
государственных людей и законодателей,
о которых сохранились достоверные сведения
в истории".
Еще один представитель классической
школы - Д. Рикардо - не получил систематического
образования и был профессиональным биржевиком.
Сколотив приличное состояние, он увлекся
философскими и экономическими теориями
и только в 30 лет опубликовал свою первую
работу. Самым крупным произведением Д.
Рикардо стала опубликованная в 1817 году
работа "Начала политической экономии
и налогового обложения". Став в 1819 году
членом парламента, он принимал участие
в разработке многих законодательных
актов экономического характера.
Являясь строгим последователем А. Смита,
Д. Рикардо внес существенный вклад в разработку
и уточнение различных специфических
проблем экономической теории. Исходя
из трудовой теории стоимости и общей
концепции классического анализа, им была
предложена теория "сравнительных издержек"
(сравнительных преимуществ), которая
стала теоретической основой политики
свободной торговли и в современных вариантах
используется для обоснования и разработки
так называемой политики "открытой
экономики".
Общий смысл этой концепции состоит в
том, что, если правительства различных
стран не налагают каких-либо ограничений
на внешнюю торговлю друг с другом (пошлины,
законодательные запреты на экспорт или
импорт и т.д.), экономика каждой страны
начинает постепенно специализироваться
на производстве тех товаров, изготовление
которых требует меньших затрат рабочего
времени. Это приводит к более эффективному
использованию ресурсов и обеспечивает
более высокий объем производства, чем
до специализации. Продавая часть дополнительно
произведенной продукции, нация может
приобретать больше тех товаров, которые
сама не производит. При этом все участники
внешней торговли оказываются в выигрыше.
Следовательно, свободная торговля позволяет
странам потреблять не меньшее (а возможно,
и большее) количество товаров, чем до
специализации, минимизируя расходы рабочего
времени, необходимые для создания данного
объема товаров.
Практическая проблема, которая вытекала
из теории "относительных издержек",
состояла в том, чтобы, во-первых, законодательными
методами снять большинство ограничений
на внешнюю торговлю в Великобритании
и, во-вторых, убедить или заставить сделать
то же самое правительства других стран,
с которыми торгуют английские предприниматели.
Нельзя сказать, что правительство Великобритании
преуспело в практической реализации
теории Д. Рикардо, так как оно само периодически
вводило ограничения на импорт различных
товаров, идя на поводу у различных слоев
общества. Но на официальном уровне по
отношению к другим государствам Европы
фритредерство стало своеобразным знаменем
английской политики в XIX веке.
Следующий представитель классической
школы - Дж. С. Милль - получил поразительное
по объему и содержанию образование и
свои первые работы по экономической теории
опубликовал уже в 16 лет. Современники
называли его мыслящей машиной. Дж. С. Милль
служил вначале в Ост-Индской компании,
затем был членом парламента, однако все
свободное время, а он работал по 14 часов
в сутки, уделял интеллектуальной деятельности.
Им было опубликовано множество работ
по философии, социологии и экономике.
Венцом его научной деятельности стала
объемная книга "Принципы политической
экономии" (1848), которая во второй половине
XIX века была энциклопедией и основным
учебным пособием по экономической теории
в большинстве стран мира.Им было высказано
много очень тонких и ценных идей, мыслей,
замечаний по поводу классического наследия
и заложены основы ряда фундаментальных
понятий и положений, которых не было у
предшественников и которые стали активно
использоваться в экономических теориях
уже в XX веке. Необходимо отметить, что
наследие классической школы гораздо
разнообразнее и может быть представлено
еще добрым десятком имен теоретиков этого
направления.
Также необходимо отметить, что во второй
половине XIX века единый поток экономической
теории как бы разделился на два самостоятельных
потока. С одной стороны, выделилось такое
направление экономического анализа,
которое впоследствии получило обобщенное
название марксизма. С другой стороны,
появляется так называемая маржинальная
теория, которая затем превращается в
крупнейшую неоклассическую школу.
2.3.Эволюция экономической мысли.
К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) в своем главном экономическом труде "Капитал" (первый том которого был издан в 1867 г.), которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии.
Экономическое учение К. Маркса о капитале получило неоднозначную оценку. По словам американского экономиста Василия Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах "Капитала" более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике5.
М. Блауг в книге "Экономическая мысль в ретроспективе" констатировал: "Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим"6.
Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по-видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, и стремился поставить свой вариант классического направления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.
Учение
К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые
противоречия и определенную ограниченность
всего классического
К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Главные
направления современной
-неоклассическое;
-кейнсианское;
-институционально-
Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк, а также английский экономист Стенли Джевонс.
Кризис и Великая депрессия показали невозможность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества. В связи с этим появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства.
В 70-80-е гг., когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение. Таковым оно остается по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новой классической экономики".
Современная экономическая наука, получившая название "Экономикс", которая, по существу, излагает принципы экономики в свободной рыночной системе, имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию, зародившуюся в последней трети XIX в.
Курс "Экономикс" впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга Альфреда Маршалла "Принципы экономикс", которая в России переведена как "Принципы политической экономии". И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином "экономикс" подразумевал политическую экономию. Появление термина "экономикс" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику. А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.
Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Информация о работе Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории