Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 16:22, курсовая работа
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли. Однако функционирование рынка земли далеко от совершенства и поэтому существует множество законов, с помощью которых государство пытается решить проблемы становления и функционирования рынка земли. Данная проблема была всегда актуальной, о чем свидетельствуют литературные источники, на которые я ссылалась при написании своей курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Земля как экономический ресурс. Землепользование и землевладение 5
1.1. Спрос и предложение земли, их взаимодействие 5
1.2. Землевладение и землепользование 8
1.3. Плата за землю 10
1.4. Купля – продажа земли 11
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт 14
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах 14
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка 15
2.3. Рынок земли в условиях мирового кризиса 19
3. Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь 22
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020 22
3.2. Переход к частной собственности 25
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Вкладывать деньги и недвижимость — землю, дома и другие капитальные объекты, цены на которые обычно повышаются быстрее, чем на иные товары, стало особенно выгодным делом в условиях инфляции. Это подогрело спекулятивную «горячку», направленную на покупку всякой недвижимости (и в первую очередь — земли) с расчетом получить в будущем очень высокую цену за эти блага. Но, таким образом, с одной стороны, создаются экономические предпосылки для получения в будущем совершенно неоправданных доходов одними, а, с другой стороны, ухудшаются жизненные условия многих людей, стремящихся приобрести жилые и земельные участки для производства сельскохозяйственных продуктов. В связи с этим в Великобритании, Швеции, Италии и других государствах ограничено получение доходов от продажи земель тем, кто спекулирует недвижимостью, и собственникам земель, отводимых под новое городское строительство.
В итоге мы приходит к важному выводу. Эффективно использовать собственность на землю (получить доход) можно при разных формах землепользования: и когда действует арендатор чужой земли, и при сдаче земли ее владельцем в ипотеку, и если собственник земли полностью сам распоряжается ею. [4].
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах
На современном этапе развития мировой экономики рынок земли является мощным средством стимулирования роста производительности и инвестиций, так как земельный оборот способствует сосредоточению земельных ресурсов в руках наиболее эффективных, конкурентоспособных пользователей.
Даже в странах с развитой рыночной экономикой (с прочным обеспечением прав частной собственности на землю и развитым рынком земли) государство имеет абсолютные права и ответственность по контролю за использование землевладений в интересах общественного благосостояния и сохранения целостности природных ресурсов. В рыночной экономике государство «контролирует» земельные отношения прежде всего косвенно – через выработку и проведение в жизнь законодательных и регулирующих норм, которые могут быть дополнены или ужесточены муниципалитетами. Поэтому государство обычно не вмешивается в частные решения и действия, что позволяет участникам земельного оборота вырабатывать эффективные решения с точки зрения распространения и использования земельных ресурсов и действовать на пользу общественного благосостояния. Современное мировое государственное регулирование должно служить дополнением к преимуществам частного принятия решений в области распределения и пользования землей.
Цель государственного регулирования земельного оборота в развитых странах – избежать формирования моделей землевладения и землепользования, которые были бы экономически не жизненны в системе рыночной экономики, и создание благоприятных условий для семейных фермерских хозяйств. В частности, в ряде стран законодательно запрещен раздел сельскохозяйственных угодий на участки меньше определенного размера, чтобы предотвратить дробление сельхозземель, в то время как в других ограничена чрезмерная концентрация сельскохозяйственных земель, с тем чтобы не развивались земельные латифундии. Многие страны также требуют, чтобы покупатели или арендаторы сельскохозяйственных угодий проживали по соседству и имели контроль за собственностью [1, c.89-90].
Многовековый опыт земельного рынка за рубежом требует особого исследования. Рынок земли, включая аренду и наследование, является не самодостаточной экономической и юридической категорией. Он служит инструментом соответствующей аграрной политики, в том числе по использованию земельных ресурсов. До какой-то степени он отражает и степень землеобеспеченности стран и национальные традиции с большей или меньшей либерализации экономики. Пожалуй, в качестве наиболее общей тенденции можно указать на концентрацию производства, определяемую прежде всего потребностями современного высокомеханизированного сельского хозяйства. Конечно, размер хозяйств в Европе и в заокеанских странах – это совершенно разные понятия, так как фермы создавались в совершенно различных природных и исторических условиях. Естественно, что в США размер хозяйства существенно больше, чем в Европе, но тем не менее тенденция к росту средних размеров хозяйств идет во всех развитых государствах, за исключением, пожалуй, только Новой Зеландии, где наблюдается раздел ряда крупных поместий [10, c.215].
Земельные
отношения в зарубежных странах
строятся на праве частной собственности,
гарантированном основными
Наряду с основополагающим правом частной собственности законодательно закреплены общественные права на землю, ввиду того, что земля является национальным достоянием.
Данные
по странам ЕС свидетельствуют, что
более 90% земель, используемых в сельском
хозяйстве большинства стран, находящихся
в обороте сельскохозяйственных предприятий,
из них от 30 до 90% и более (по отдельным
странам) являются частной собственности
владельцев хозяйств
[10, c.217-218].
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка
Частная собственность на землю обеспечивает право использования земли, социальную защиту и личную независимость, поскольку она предполагает право покупать и продавать землю, наследовать и закладывать ее, а также принимать решения о том, что выращивать на земле, о сдаче ее в аренду и пр. При этом, естественно, существуют определенные ограничения, которые различны в отдельных странах.
Государственное
регулирование земельных
В Германии осуществляется широкомасштабное планирование землепользования. Закон о территориальном планировании формулирует принципы, обязательные для учета при планировании использования и охраны земель на уровне федеральных земель, а последние разрабатывают более детальное законодательство. Законом предусмотрено ограничение перевода сельскохозяйственных угодий для других видов использования.
Законодательство Дании регулирующее сельское зонирование и разработку местных планов использования земель защищает аграрные зоны от промышленного освоения и жилищной застройки.
В Италии в 1966 г. был принят закон о так называемых “зеленых планах”, в соответствии с которым выделяют зоны сельскохозяйственных земель для выращивания определенных культур в зависимости от их качества и природных условий.
Во Франции в процессе территориального планирования происходит зонирование территорий с выделением урбанизированных зон, земель, занятых лесами и заповедниками, зон специальной деятельности. Закон определяет порядок выдачи разрешений на строительство в указаных зонах и контроля за ним.
Государственное
вмешательство в право
В Германии, например, при купле-продаже сельскохозяйственных земель обязательным является требование получения официального разрешения на совершение сделок с целью избежать чрезмерной фрагментации земли. То же самое имеет место и в Италии. В Дании при приобретении сельскохозяйственной земли установлены ограничения для юридических лиц, а также жесткие квалификационные требования к фермерам, ограничения на изменение целевого использования земельных участков, регулирования рамера хозяйства. Во Франции, кроме того, установлено дифференцированное налогообложение при сделках с сельскохозяйственными угодьями. В Швейцарии установлены максимальные и минимальные размеры для сельскохозяйственных земель.
Характерным процессом последних лет стала передача части фермерских земель государству с последующей арендой. В Бельгии 68% земель находится в арендном землепользовании, во Франции – 52, Нидерландах – 37, Швециии – 35, Финляндии – 36, Дании – 20 и т.д.
При регулировании аренды сельскохозяйственных земель применяются следующие методы: предварительное разрешение на заключение договора или его последующее одобрение уполномоченным на то государственным органом (Германия); включение в договор независимо от воли сторон обязательств по использованию земли в соответствии с государственной земельной политикой (Германия, Великобритания); использование определенных государством минимального и максимального размеров арендной платы (Германия, Франция и др.); создание специальных судов по разрешению споров, связанных с арендой. Законодательство ряда стран (Бельгия, Дания) устанавливает также перечень оснований, при которых договор аренды может быть расторгнут арендодателем; преимущественное право арендатора на покупку земельного участка и его дальнейшую аренду [9, c.38].
Существование
частной собственности на землю
не противеречит общественным интересам,
поскольку она служит объектом активного
и разностороннего
Так
для получения права
В Германии право собственности на земельный участок, как правило, приобретается в результате подписания сторонами заверенного соглашения и регистрации этого факта в Поземельной книге. Поземельная книга представляет собой документ, в котором обязаны быть зарегестрированы все земельные участки, за исключением принадлежащих федерации, федеральным землям, общинам, церкви, школам и т.д.
Принцип
приобретения права собственности
на земельный участок только после
регистрации в Поземельной
Еще одной возможностью государственного вмешательства в право собственности на землю может быть ее отчуждение. По законодательству Германии, отчуждение допустимо “только в общественных интересах и может производиться только по закону или на основании закона, который регулирует вид и размер возмещения при условии справедливого учета интересов общества и участвующих сторон” [10, c.218-219].
Основной
проблемой для России стал выбор
наиболее подходящих для современных
условий путей и методов