Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли. Однако функционирование рынка земли далеко от совершенства и поэтому существует множество законов, с помощью которых государство пытается решить проблемы становления и функционирования рынка земли. Данная проблема была всегда актуальной, о чем свидетельствуют литературные источники, на которые я ссылалась при написании своей курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Земля как экономический ресурс. Землепользование и землевладение 5
1.1. Спрос и предложение земли, их взаимодействие 5
1.2. Землевладение и землепользование 8
1.3. Плата за землю 10
1.4. Купля – продажа земли 11
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт 14
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах 14
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка 15
2.3. Рынок земли в условиях мирового кризиса 19
3. Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь 22
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020 22
3.2. Переход к частной собственности 25
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсач Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)
 

     Примечание  ― Источник: [22, с.379, таблица 15.1.1.] 
 
 
 
 

     3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь

     Основываясь на тенденциях в теории и практике налогообложения городских земель, рассмотрим проблемы сложившейся в республике системы налогообложения земли.

     В Беларуси доля земельного налога в  ВВП по всем категориям земель составляет порядка 0,3%, а в доходах местных  бюджетов – не более 0,3-2%. Эти данные являются ярким свидетельством того, что потребуется еще много времени, прежде чем налог на землю станет важным источником дохода местных органов власти, играющим значимую роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.

     Таким образом, совершенно очевидно, что роль земельной ренты в финансовой системе страны недооценивается. Это выражается и в отсутствии четко выраженной государственной политики в области реформирования земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не развиты ипотека и арендные отношения. Низкий уровень земельного налога не побуждает землепользователей и собственников, недостаточно продуктивно использующих земельные участки, уступать их другим пользователям, которые могут делать это с большей отдачей.

     Существующая  система  налогообложения городских  земель не отвечает также принципу справедливости и равенства. Во-первых, потому, что налог взимается независимо от рентной стоимости земельных участков, во-вторых, из-за того, что значительное количество земель подлежит льготному налогообложению или вовсе не облагается налогом.

     Существующая  практика земельного налогообложения  характеризуется также бессистемностью  в силу отсутствия четкого регулирования налогообложения на законодательном уровне. В результате условия налогообложения могут изменяться ежегодно и могут быть совершенно непредсказуемыми для налогоплательщиков, что способствует возникновению различного рода искажений как на уровне макроэкономики города, так и на уровне микроэкономики предприятий.

     Таким образом, из краткой характеристики сложившейся системы налогообложения  городских земель следует, что она  не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.

     Налог на землю, принимая во внимание преимущества, которые он несет в себе по сравнению  с другими налогами (является неискажающим налогом, стимулирует экономическую  деятельность и в большей степени  отвечает принципу справедливости), следует рассматривать, как важнейшую альтернативу налогов на труд и капитал. По мере роста стоимости земли необходимо осуществлять постепенный перенос налогового бремени на изъятие земельной ренты, что будет способствовать стимулированию экономического развития территорий, а также повышению их инвестиционной привлекательности [16, c.96-100].

     Порядок исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы установлен Законом  республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю». С 1 января 2008 г. налоговые ораны при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы, при применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскания этой платы пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения, налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2008г. утверждена типовая  форма договора аренды земельного участка, которая предусматривает указание в договоре годового размера арендной платы, а также сроков уплаты арендной платы. Таким образом, в 2008 г. арендная плата за земельные участки начинает исчисляться с даты, указанной в договоре аренды, а уплачивается в сроки, определенные Законом о платежах за землю.

     С 1 апреля 2008 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и  представления налоговых деклараций», которым упрощен порядок уплаты платежей за землю для юридических лиц [19, c.51-55]. 
 
 
 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Особенностью  земли как экономического ресурса  является ее ограниченность.

2. Факторами,  влияющими на предложение земли,  являются плодородие и положение.

3. Спрос  на землю неоднороден. Он включает  два основных элемента – сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

4. Пересечение  линии спроса на землю и  линии предложения определяет  точку равновесия, которой соответствует  равновесная рента. Спрос выступает  единственным фактором, определяющим  уровень земельной ренты.

5. Всякая  форма земельной собственности  может существовать  как при  разъединении земли в качестве  объекта собственности и объекта  хозяйствования (форма арендных отношений), так и при соединении  в одном физическом или юридическом лице.

6. Присвоение земельным собственником платы за землю есть способ существования собственности как экономической категории.

7. В  реальной рыночной экономике  нет ни дифференциальной, ни абсолютной  земельной ренты, а есть частная  собственность на землю, цена  земли, земельный налог, арендная плата.

8. Земельный  налог и арендную плату за  землю объединяет то обстоятельство, что они могут взиматься (и  обычно взимаются) с земель, приносящих  их владельцам какой-то потребительский  или коммерческий доход. Земельный  налог всегда меньше, чем арендная плата. Он представляет собой процент от арендной платы, поскольку призван облагать последнюю в составе доходов получателя этой платы – собственника земли.

9. В  зарубежных странах земельные  отношения (владение, пользование,  продажа, заклад, завещание, сдача в аренду) строятся на праве частной собственности.

10. В последние годы все больше ученых и политиков ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности.

11. Система налогообложения городских земель не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1 Управление земельными ресурсами: учебное пособие для вузов/ П.В. Кухтин [и др.]; [Кухтин П.В. и др.] – Санкт - Петербург [и др.]: Питер, 2005 – 382 с.

     2 Евсегнеев, В.М.  Правовое регулирование платного и бесплатного землепользования/ В.М. Евсенгеев// Право и экономика. – 2008. - №8

     3 Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец./ Р.М. Нуреев.– 2-е издание, изм. – М: НОРМА-ИНФРА – М, 2001 – 570 с.

     4 Микроэкономика: социально-экономический аспект: учебное пособие для экон. спец. вузов/ И.М. Лемешевский – 3-е издание, доп. и перераб. – Минск: ФУА информ, 2006 – 510 с.

     5 Рабинович, Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций/ Б.М. Рабинович. – Москва: Филинъ, 1997. – 219 с.

Селищев, А.С. Микроэкономика 2-ое издание/ А.С. Селищев. - Питер: Питер, 2003. – 448 с.

     6 Ланкин, В.Е. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога/ В.Е. Ланкин - Таганрог, 2006. - 46с.

     7 Земельные отношения и аграрные реформы: Взгляд неполитизированного  экономиста: Монография/ С.В. Бороздин – М: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002 – 239 с.

     8 Бункина, М. К. Национальная экономика/ М. К. Бункина – Москва: Палеотип, Деловая литература, Логос, 2002. – 487 с.

     9 Малыгина, Э. Особенности регулирования земельных отношений в странах западной Европы/ Малыгина, Э.// Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - №1.

     10 Земельные отношения и рынок земли: Учебный курс для вузов/      В.И. Назаренко – М: Ось-89, 2003 – 175 с.

     11 Иванкина Е. Проблемы вовлечения в экономический оборот земельных участков под промышленными предприятиями/ Е. Иванкина// Общество и экономика. – 2007. - № 9/10.

     12 Агенство недвижимости в Черногории // Агенство недвижимости "MeRealty"/ Как выживает рынок земли в условиях мирового кризиса? [Электронный ресурс] – 2009. Режим доступа: http://merealty.ru/realty. - Дата доступа: 10.09.2009.

     13 Когановский, С.Б. Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды/ Кагановский, С.Б.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. -2002. - №8.

     14 Кивейша, Е.И. Землевладение и землепользование/ Кивейша, Е.И.// Белорусский экономический журнал. - 2001. - №2.

     15 Удовенко, С.А. Земельная собственность в Республике Беларусь: состояние и проблемы/  Удовенко, С.А.// Белорусский экономический журнал. - 2001. - №3. 

     16 Филиппович, Н.В. Налогообложение городских земель в переходной экономике: роль и проблемы развития/ Филиппович, Н.В.// Белорусский экономический журнал. - 2003. - №2.

     17 Кивейша, Е.И. Землевладение и землепользование в сельском хозяйстве Республики Беларусь/ Кивейша Е.И.// Веснiк БДЭУ. -  2003. - №2.

     18  О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 23.07.2008 N 425-З "О земле": с изм. и доп.: текст по состоянию на 10 июля 2009 года

     19 Максимович, А.В. Арендные платежи  за земельные участки/ Максимович А.В.// Налоги Беларуси. – 2008. - №37

20 Земельный  рынок Республики Беларусь: материалы форума "круглый стол", Минск, 28 мая 2009.

21 Земельные отношения: новые документы/ С.В. Задиран// Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - №4.

22 Статистический  ежегодник/ Национальный статистический  комитет  Республики Беларусь// под ред.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2009. – 598 с. 
 

Информация о работе Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь