Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли. Однако функционирование рынка земли далеко от совершенства и поэтому существует множество законов, с помощью которых государство пытается решить проблемы становления и функционирования рынка земли. Данная проблема была всегда актуальной, о чем свидетельствуют литературные источники, на которые я ссылалась при написании своей курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Земля как экономический ресурс. Землепользование и землевладение 5
1.1. Спрос и предложение земли, их взаимодействие 5
1.2. Землевладение и землепользование 8
1.3. Плата за землю 10
1.4. Купля – продажа земли 11
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт 14
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах 14
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка 15
2.3. Рынок земли в условиях мирового кризиса 19
3. Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь 22
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020 22
3.2. Переход к частной собственности 25
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсач Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время земельные реформы  в стране проводятся недостаточными темпами. Основная причина это – отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства. Вопрос земельной собственности затрагиваются в Кодексе Республики Беларусь о земле. С 1 января 2009 года вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь о земле, имеющий значительное отличие от ранее действовавшего Кодекса 1999 года. Кодекс о земле предполагает эволюционное изменение структуры прав на земельные участки и переход от пяти типов прав (собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования, аренды) к предоставлению земельных участков на двух правах (собственности и аренды). По данному Кодексу стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, являющегося предметом ипотеки, не может быть ниже его кадастровой стоимости [21, c.113-117]. По мнению экспертов, действие Кодекса позволит усовершенствовать земельные отношения в Беларуси, обеспечить эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей, увеличить потенциал инвестиций за счет возможности заключения договоров аренды земельных участков на аукционах, а также за счет возможности совершения сделок с правом аренды земельных участков.

     Принят  указ №58 "О некоторых мерах  по защите имущественных прав при  изъятии земельных участков для  государственных нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии земельных участков. А указ №64 вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования [20].

     Рассмотрим  некоторые статьи Кодекса Республики Беларусь:

     - собственность на землю, земельные  участки (ст. 12). Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

     - аренда земельных участков (ст. 17). Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства. Типовая форма договора аренды земельного участка утверждается Советом Министров Республики Беларусь. На земельных участках, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений арендаторами, если это соответствует целевому назначению этих земельных участков и условиям их предоставления в аренду, указанным в решениях государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и договорах аренды земельных участков.

     - плата за пользование земельными  участками (ст. 32). Пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата. За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством. За пользование земельными участками, предоставленными в аренду, уплачивается арендная плата. Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.

     Порядок определения размера арендной платы  за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

      -  кадастровая оценка земель, земельных  участков (ст. 88). Кадастровая оценка  земель, земельных участков проводится  Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. Результаты кадастровой оценки земель, земельных участков утверждаются Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков [18].

     Реальностью современных земельных отношений  является широкое вмешательство  государства в процесс реформирования и использования земель, устранение сложившихся противоречий между  государством, защищающим общественные интересы, и пользователями земли – носителями частных интересов – посредством экономических и административных методов.

     Важнейшей задачей государства должна быть разработка четкой концепции и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.

     Для Республики Беларусь, вступившей в  полосу рыночных преобразований, одним  из главных является вопрос организации  земельного рынка. Его эффективное  функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать действенным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объемов производства и качества продукции. Государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определить права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.) [15, c.118-125].

     В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020). В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:

     - усиление охраны и рационализация землепользования, а также требующие отдельного рассмотрения вопросы, касающиеся устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов;

     - разработки законодательных документов  о государственной  собственности  на территории, где сохранились естественные экосистемы, с запретом их хозяйственного использования;

     - совершенствования земельных отношений  на основе создания равных  условий для различных форм  собственности и хозяйствования, а также действенного правового  и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли;

     - включения экономической (стоимостной)  оценки земельных, как и других  природных ресурсов, в состав  национального богатства [13, c.40-41].

     Перед Беларусью стоит важнейшая социально-экономическая  задача: создать систему земельных отношений, обеспечивающую, с одной стороны, реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму собственности представляет хозяйствующий субъект, а с другой стороны, исключающую паратизирование на праве собственности на землю. Это явится важным шагом к обеспечению рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, возвращению хозяина на землю, созданию условий для устойчивого будущего страны [15, c.118-125]. 

     3.2. Переход к частной собственности

     В последние годы все больше ученых и политиков в средствах массовой информации и на страницах научной  литературы ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной  к частной собственности на сельскохозяйственные угодья [14, c. 63]. По их мнению, приватизацию этих угодий надо провести посредством их раздела на индивидуальные земельные доли между работниками хозяйств, предоставление права владельцу «доли» использовать ее в роли земельного пая при вхождении в состав реформируемого хозяйства; права свободного выхода из его состава, образование своего фермерского хозяйства; права передачи по наследству, сдачи в аренду, продажи другому физическому или юридическому  лицу.

     Углубленное исследование таких предложений  дает основание считать, что их внедрение в жизнь породит:

     - проблему реституции части земель, т.е. возвращение их бывшим собственникам, наследникам;

     - проблему раздела сельхозугодий на индивидуальные земельные доли, что сделать очень трудно, так как в каждом хозяйстве имеются земли с почвенным благородием и разным местоположением относительно дорог, населенных пунктов, рынков и т.п.;

     - рост числа малоземельных, мелкотоварных, низкоэффективных и нежизнеспособных в рыночных условиях фермерских хозяйств, что отрицательно скажется на экономике сельского хозяйства в целом;

     - резкое увеличение спроса на специалистов-фермеров универсальной подготовки, а также на технику, оборудование, производственные помещения иных, как правило, более мелких типоразмеров, что потребует огромных сумм новых инвестиций на изменение системы подготовки кадров, системы и структуры сельскохозяйственного машиностроения, сельстройиндустрии, а также на создание иной системы производственной и социальной инфраструктуры села;

     - существенную ломку всего уклада жизни селян, тревогу и неуверенность людей за свою судьбу, судьбу своих детей, внуков и правнуков. Земля, оказавшись однажды в частном землевладении, прямо или косвенно (через сдачу в аренду) станет источником не только трудовых, но и нетрудовых доходов, как правило, для отдельных групп людей и их потомков уже на многие-многие годы.

     Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены  тем, что такая приватизация земли  может привести к образованию  хозяйств помещичьего типа, которые  на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.

     Ликвидация  государственной собственности  на все сельскохозяйственные угодья практически означает: 1) аннулирование  благоприятной базы для равноправного  развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности; 2) переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориентации на многоукладную экономику; 3) осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.

     Исходя  из зарубежного опыта высокой  эффективности арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам  в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную  собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда [17, c.71-73].

     В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты  недвижимости, расположенные на земельных  участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение. 

     С 1 мая вступили в силу изменения  в указ 667 и некоторые иные акты, регулирующие землеотношения. Правовые изменения повлекли за собой не только новые возможности для всех, кто интересуется вопросами землепользования, но рождают новые вопросы в земельных отношениях.  

     Вопросы землепользования в каждом конкретном случае имеют свои особенности. Землепользователями сельскохозяйственных земель являются сельскохозяйственные организации, граждане и крестьянские хозяйства (таблица 2). Наибольшую территорию земель занимают сельскохозяйственные организации (хотя по сравнению с 1991 годом площадь земель снизилась). Остальная часть земель отводится гражданам для ведения личного хозяйства (1991г. – 573 тыс.га, 2009г. – 754,6 тыс.га) и крестьянским хозяйствам (как видно из таблицы, площадь земель, отведенная фермерским хозяйствам, значительно увеличилась по сравнению с 1991 годом) 

     Таблица 2 – Распределение  сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей (на 1 января; тысяч гектаров) 

годы земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством В том  числе земли
сельскохозяйственных организаций граждан, включая служебные наделы Из них крестьянских (фермерских) хозяйств
Для ведения личного подсобного хозяйства для садоводства, дачного строительства и огородничества
1991 9330,2 8728,0 600,9 573,0 27,9 1,3
1996 9273,0 7753,0 1466,9 971,4 79,3 53,1
2001 9142,3 7674,0 1396,2 975,2 76,9 72,1
2005 8851,2 7422,5 1279,8 908,8 66,9 148,9
2006 8860,4 7484,7 1245,2 880,7 62,9 130,5
2007 8821,6 7526,5 1174,7 847,2 61,4 120,4
2008 8787,3 7584,0 1095,5 791,5 59,8 107,8
2009 8772,7 7634,8 1034,9 754,6 58,3 103,0

Информация о работе Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь