Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 16:22, курсовая работа
Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли. Однако функционирование рынка земли далеко от совершенства и поэтому существует множество законов, с помощью которых государство пытается решить проблемы становления и функционирования рынка земли. Данная проблема была всегда актуальной, о чем свидетельствуют литературные источники, на которые я ссылалась при написании своей курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Земля как экономический ресурс. Землепользование и землевладение 5
1.1. Спрос и предложение земли, их взаимодействие 5
1.2. Землевладение и землепользование 8
1.3. Плата за землю 10
1.4. Купля – продажа земли 11
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт 14
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах 14
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка 15
2.3. Рынок земли в условиях мирового кризиса 19
3. Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь 22
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020 22
3.2. Переход к частной собственности 25
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В
настоящее время земельные
Принят указ №58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии земельных участков. А указ №64 вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования [20].
Рассмотрим некоторые статьи Кодекса Республики Беларусь:
-
собственность на землю,
-
аренда земельных участков (ст. 17).
Арендодателями земельных
-
плата за пользование
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
- кадастровая оценка земель, земельных участков (ст. 88). Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. Результаты кадастровой оценки земель, земельных участков утверждаются Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков [18].
Реальностью
современных земельных
Важнейшей задачей государства должна быть разработка четкой концепции и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.
Для Республики Беларусь, вступившей в полосу рыночных преобразований, одним из главных является вопрос организации земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать действенным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объемов производства и качества продукции. Государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определить права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.) [15, c.118-125].
В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020). В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:
- усиление охраны и рационализация землепользования, а также требующие отдельного рассмотрения вопросы, касающиеся устойчивого развития сельского хозяйства и сельских районов;
-
разработки законодательных
-
совершенствования земельных
-
включения экономической (
Перед
Беларусью стоит важнейшая
3.2. Переход к частной собственности
В
последние годы все больше ученых
и политиков в средствах
Углубленное исследование таких предложений дает основание считать, что их внедрение в жизнь породит:
- проблему реституции части земель, т.е. возвращение их бывшим собственникам, наследникам;
- проблему раздела сельхозугодий на индивидуальные земельные доли, что сделать очень трудно, так как в каждом хозяйстве имеются земли с почвенным благородием и разным местоположением относительно дорог, населенных пунктов, рынков и т.п.;
- рост числа малоземельных, мелкотоварных, низкоэффективных и нежизнеспособных в рыночных условиях фермерских хозяйств, что отрицательно скажется на экономике сельского хозяйства в целом;
- резкое увеличение спроса на специалистов-фермеров универсальной подготовки, а также на технику, оборудование, производственные помещения иных, как правило, более мелких типоразмеров, что потребует огромных сумм новых инвестиций на изменение системы подготовки кадров, системы и структуры сельскохозяйственного машиностроения, сельстройиндустрии, а также на создание иной системы производственной и социальной инфраструктуры села;
- существенную ломку всего уклада жизни селян, тревогу и неуверенность людей за свою судьбу, судьбу своих детей, внуков и правнуков. Земля, оказавшись однажды в частном землевладении, прямо или косвенно (через сдачу в аренду) станет источником не только трудовых, но и нетрудовых доходов, как правило, для отдельных групп людей и их потомков уже на многие-многие годы.
Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены тем, что такая приватизация земли может привести к образованию хозяйств помещичьего типа, которые на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.
Ликвидация государственной собственности на все сельскохозяйственные угодья практически означает: 1) аннулирование благоприятной базы для равноправного развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности; 2) переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориентации на многоукладную экономику; 3) осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.
Исходя
из зарубежного опыта высокой
эффективности арендной формы землепользования,
есть основание считать, что нам
в товарном сельском хозяйстве республики
разумнее всего сохранить
В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение.
С 1 мая вступили в силу изменения в указ 667 и некоторые иные акты, регулирующие землеотношения. Правовые изменения повлекли за собой не только новые возможности для всех, кто интересуется вопросами землепользования, но рождают новые вопросы в земельных отношениях.
Вопросы
землепользования в каждом конкретном
случае имеют свои особенности. Землепользователями
сельскохозяйственных земель являются
сельскохозяйственные организации, граждане
и крестьянские хозяйства (таблица 2). Наибольшую
территорию земель занимают сельскохозяйственные
организации (хотя по сравнению с 1991 годом
площадь земель снизилась). Остальная
часть земель отводится гражданам для
ведения личного хозяйства (1991г. – 573 тыс.га,
2009г. – 754,6 тыс.га) и крестьянским хозяйствам
(как видно из таблицы, площадь земель,
отведенная фермерским хозяйствам, значительно
увеличилась по сравнению с 1991 годом)
Таблица
2 – Распределение
сельскохозяйственных
земель по категориям
землепользователей (на 1
января; тысяч гектаров)
годы | земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством | В том числе земли | ||||
сельскохозяйственных организаций | граждан, включая служебные наделы | Из них | крестьянских (фермерских) хозяйств | |||
Для ведения личного подсобного хозяйства | для садоводства, дачного строительства и огородничества | |||||
1991 | 9330,2 | 8728,0 | 600,9 | 573,0 | 27,9 | 1,3 |
1996 | 9273,0 | 7753,0 | 1466,9 | 971,4 | 79,3 | 53,1 |
2001 | 9142,3 | 7674,0 | 1396,2 | 975,2 | 76,9 | 72,1 |
2005 | 8851,2 | 7422,5 | 1279,8 | 908,8 | 66,9 | 148,9 |
2006 | 8860,4 | 7484,7 | 1245,2 | 880,7 | 62,9 | 130,5 |
2007 | 8821,6 | 7526,5 | 1174,7 | 847,2 | 61,4 | 120,4 |
2008 | 8787,3 | 7584,0 | 1095,5 | 791,5 | 59,8 | 107,8 |
2009 | 8772,7 | 7634,8 | 1034,9 | 754,6 | 58,3 | 103,0 |