Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Объектом и предметом исследования является рынок земли и его развитие Республике Беларусь.
Цель работы: определить понятие земли, рассмотреть её особенности, а также тенденции развития рынка земли в Республике Беларусь. При выполнении работы были использованы различные приемы и методы (системный, графический, сравнительный и диалектический методы).
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1.Земля как экономический ресурс и как фактор производства. Его особенности……………………………………………………………………. 7
2.Рынок земли и механизм его функционирования
2.1. Спрос на землю и предложение земли………………………………… 10
2.2. Земельная рента как цена за использование земли. Цена земли…….. 13
2.3. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента……………………………………………………………………………... 20
3.Рынок земли в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития………………………………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………….. 30
Список использованных источников………………………………………… 32
Приложения……………………………………………………………………. 34
Основной причиной формирования рыночных земельных отношений является еще и то, что Республика Беларусь долгое время оставалась неэффективным земельным собственником, который не знает собственности своего основного актива – земельных участков, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Государство инвестирует средства на строительство дорог, инженерную и социальную инфраструктуру. Стоимость земель в населенных пунктах от этого только возрастает, но рентные доходы государства не увеличиваются. Значит, инвестиции государства в улучшение земель через увеличение рентных доходов от возросшей стоимости земли государству не возвращаются. Следовательно, они не могут превратиться в новые инвестиции, которые, в свою очередь, увеличат стоимость земель, рентные доходы, превратятся в новые инвестиции. Инвестируя огромные средства в улучшение земель и, следовательно, повышая их реальную стоимость, государство не может их вернуть. Причина, почему государство, направляющее инвестиции в улучшение земель не получает никаких компенсаций, состоит в том, что платежи за землю в Республике Беларусь не зависят от реальной стоимости земельных участков.
Стратегией государства должна стать эволюция системы платежей за землю, т.е. переход от принципа взимания платежей по фиксированным ставкам к принципу платежей пропорционально реальной стоимости (кадастровой, близкой к рыночной стоимости земельных участков, получить информацию о которой в настоящее время можно только после проведения массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов).
Кадастровую стоимость земельного участка определяет организация по землеустройству, которая оформляет земельно-кадастровую документацию или разрабатывает проект отвода земельного участка. Комиссия по организации и проведении утверждает начальную цену предмета аукциона, которая определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка. При этом к кадастровой стоимости земельных участков применяются коэффициенты, учитывающие срок их аренды, установленные Советом Министров Республики Беларусь. Кадастровая стоимость земельного участка, сформированного для проведения аукциона, определяется по состоянию на день завершения оформления материалов предварительного согласования места размещения земельного участка для проведения аукциона методом пересчета валютной стоимости по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату пересчета.[15, с. 2-3]
Одним из примеров неэффективного взимания платежей по фиксированным ставкам может служить тот факт, что административным путем в 2003 году Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» ставки земельного налога на земли населенных пунктов увеличены для юридических лиц в 6-7 раз. Такое резкое увеличение налога отразилось, в том числе на себестоимости конечной продукции и доходах предприятия и привело к массовому отказу юридических лиц от «лишней» земли.[17, c. 121]
Наличие сведений о стоимости земельной собственности открывает путь к вовлечению земель в полноценный гражданский оборот. Кроме того, у местных исполнительных и распорядительных органов появляется универсальный механизм для принятия и оценки решений по развитию городских территорий, является дополнительный финансовый инструмент ля развития инвестиционной политики.
Город для своего развития и возмещения производственных затрат на благоустройство должен периодически пересматривать рентные платежи за землю (налоги и арендную плату) и по мере изменения ситуации менять границы и количество оценочных зон, производить переоценку и уточнять ставки земельного налога и арендной платы.
Белорусскую модель земельных преобразований целесообразно строить, исходя из принципа как социальной справедливости, так и экономической эффективности. Механизмы государственного регулирования и пресечения негативных явлений должны обеспечивать:
Таким
образом, для Республики Беларусь, вступившей
в полосу рыночных преобразований, одним
из главных является вопрос организации
земельного рынка. Его эффективное функционирование
должно основываться на предварительной
проработке научно обоснованных, практически
мотивированных и юридически безупречно
оформленных материалов. Рынок земли необходимо
сделать действенным механизмом отбора
наиболее эффективных форм хозяйствования
и рачительных хозяев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышеизложенного можно сказать, что земля – важнейший фактор производства, что обусловлено природной сущностью человека. Для того, чтобы жить человек должен удовлетворять свои первичные потребности в пище, одежде, жилье. Эти потребности можно удовлетворить, лишь используя в качестве фактора производства землю. Для нее характерна неподвижность, вечность, ограниченность, невоспроизводимость. Земля является как предметом труда, так и средством труда.
Земля
является основным национальным богатством.
От эффективности использования
земли зависят социально-
Следовательно
перед Беларусью стоит
Нам нужна частная собственность на землю, базирующаяся на корректной структуре земельной собственности и способствующая действительно эффективной рыночной экономике, основополагающим принципом которой, должна быт справедливость.
Государство должно создать
Таким
образом, на сегодняшний день необходимо
обеспечение условий для рационального
использования и охраны земли, создание
правовых, экономических, организационно-экологических
и других предпосылок для воспроизводства
и повышения плодородия почвы, улучшения
природной среды.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Формы и виды земельной ренты
Виды ренты | Условия образования | Виды добавочной прибыли | Распределение добавочной прибыли |
Дифференциальная рента 1 | Различие участков по плодородию и местоположению | Разница между общественной (рыночной) и индустриальной ценой производства на лучших участках | Собственнику земли |
Дифференциальная рента 2 | Различная эффективность дополнительных затрат на одних и тех же участках | Разница между общественной (рыночной) и индустриальной ценой производства за счет роста экономического плодородия земли | В течение срока аренды предпринимателю-арендатору |
Монопольная | Земли исключительного
качества и ограниченного наличия,
на которых возделываются |
Разница между монопольной и индивидуальной ценой производства | Собственнику
земли или частично (по договору)
собственнику земли и предпринимателю- |
Абсолютная | Право собственности на землю | Включаемая в общественную (рыночную) цену стоимость монопольного права землевладения | Собственнику земли |
Примечание. Источник [16,с. 25,таблица 1]
Приложение Б. Структура земель по категориям пользователей в Республике Беларусь
|
Примечание. Источник
[4,с. 338,таблица 2]