Анализ коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:52, реферат

Описание

Сегодня в коммерческой деятельности занято большее количество человек и организаций, чем в производстве. Кроме того, на любом производственном предприятии существует коммерческая служба, от успешной деятельности которой зависит развитие конкурентоспособности всей организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности автотранспортного предприятия
6
1.1 Концепция коммерческой деятельности предприятия 6
1.2 Основы организации авторемонтного производства 8
1.3 Генеральный план управления транспортом, и развитие населенных пунктов в Московской области 13
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности предприятия «ГУП МО Мострансавто НТЦ МТА» 18
2.1 Характеристика «ГУП МО Мострансавто НТЦ МТА» 18
2.2 Обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия ГУП МО Мострансавто НТЦ «МТА» 21
2.3 Организационная и производственная структура предприятия «ГУП МО Мострансавто НТЦ МТА» 24
2.4 Анализ технико-экономических показателей ГУП МО Мострансавто НТЦ «МТА» 27
2.5 Анализ конкурентной среды и направления маркетинговой деятельности ГУП МО Мострансавто НТЦ «МТА»
30
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая ОКД.docx

— 123.39 Кб (Скачать документ)

Государственное унитарное предприятие (ГУП) - это  коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

   Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Научно-технические  центры предназначены для изучение и продвижения в отрасль новейших и современных технологий. Благодаря им, с минимальными затратами проходят опыты, эксперименты и т.д связанные автомобильной отраслью. В конце получая квалифицированное заключение или сертификат пройденных испытаний. В многих других отраслей есть такое понятие, как «сырое производство». Это означает что технология или процессы ещё до конца не изучены и нуждаются в доработках. Как следствие этого продукция низкого качества и с коротким сроком службы. НТЦ специально работают, для того что бы не допустить проникновение в масштабное производство «полуфабрикатов». Научно-технические центры развивают отечественное производство и поддерживают конкурентоспособность с импортной продукцией.  

       2.3 Организационная и производственная структуры предприятия ГУП МО Мострансавто НТЦ «МТА» 

Под организационной  структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные.

В ГУП НТЦ  «Мострансавто» действует линейная структура ( см. Приложение № 1), характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

     Современные предприятия представляют собой  совокупность различных по своему виду деятельности подразделений, связанных между собой единым процессом изготовления продукции или оказания услуг. На многих предприятиях осуществляются все стадии жизненного цикла изделия: до производственная, производственная и после-производственная. В частности, до производственная стадия включает опытно-конструкторскую разработку нового изделия, маркетинговые исследования рынка, производственная — его изготовление, а после-производственная — реализацию изделия. Все это расширяет состав подразделений предприятия, усложняет связи между ними и предъявляет высокие требования к организационно-экономическому обоснованию производственной структуры, то есть к рациональной организации функционирования и размещения каждого производственного подразделения, к налаживанию тесных производственных связей между цехами и участками. Производственная структура предприятия — это пространственная форма организации производственного процесса, которая включает состав и размеры производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по мощности (пропускной способности оборудования), численности работников, а также размещение подразделений на территории предприятия.

     Производственная  структура предприятия отражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, а также их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Она оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Состав, размеры производственных подразделений, степень их пропорциональности, рациональность размещения на территории предприятия, устойчивость производственных связей влияют на ритмичность производства и равномерность выпуска продукции, определяют издержки производства и, следовательно, уровень чистого дохода предприятия. Поэтому эффективная производственная структура предприятия должна отвечать следующим требованиям.  

     1. простота производственной структуры  (достаточный и ограниченный состав производственных подразделений);

     2.отсутствие  дублирующих производственных звеньев;

     3.обеспечение  прямоточности производственного  процесса на основе рационального размещения подразделений на заводской территории; пропорциональность мощности цехов, участков, пропускной способности оборудования;

     4. стабильные формы специализации и кооперирования цехов и участков;

     5. адаптивность, гибкость производственной структуры, то есть ее способность к оперативной перестройке всей организации производственных процессов в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.

         Различают два типа производственных структур:

  1. Комплексная производственная структура (многостадийная). При ней на предприятии существуют все стадии производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая.
  2. Специализированная (1-2-стадийная) производственная структура, при которой отсутствуют одна или две стадии. Производственный процесс по недостающим стадиям обеспечивается в форме кооперированных поставок с других предприятий.

     Производственная  структура предприятия больше подходит к комплексной, в НТЦ организованы специализированные цеха и участки, что снижает время ремонта ТС. Над каждом производственном отделе есть руководящее лицо, оно отвечает за производительность, качество и т.д 

    1. Анализ  технико-экономических  показателей деятельности ГУП МО Мострансавто НТЦ «МТА»
 

     Технико-экономические  показатели, система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов. Т.-э. п. применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов.

     В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной коньюнктуры,  маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.          

       Данная возможность основывается  на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей работы предприятия. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные  исследования, применение высокоэффективных новых моделей компьютеров. Все это позволит предприятию хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико-экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.

     Расчеты дадут возможность получения  более точных представлений и  выводов о технико-экономических показателях деятельности предприятия. В итоге расчетов выявляется результативность той или иной производственной операции и необходимое ресурсное обеспечение.

     Данные  для расчетов берутся из финансово-экономических  документов таких как бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и других(смотри приложения №2,3).

     В последующем расчеты будут использованы для выработки управленческих решений.

     Технико-экономические  показатели ремонтного производства зависят  от его мощности: с увеличением  мощности показатели улучшаются.

     Работу  предприятия за два последних отчетных периода характеризуют

     следующие экономические показатели в (таблице № 1). 

      Динамика основных экономических показателей деятельности "НТЦ" за 2008-2009г.г

     таблице № 1

Показатели ед. год Изменения в в 2010 к 2009
измерения 2008 2009 Абсолютные (+ -) Относительные (%)
Выручка от реализации тыс.руб. 1235 2108 873 170,7
Сумма ндс тыс.руб. 222,3 379,44 157,14 170,7
Себестоимость услуг тыс.руб. 898 1839 941 204,8
Прибыль/убыток тыс.руб. 337 269 -68 79,8
Рентабельность  основной деятельности % 37,53 14,9 - 22,9 39
Затраты на 1 рубль от всей реализации руб. 0,73 0,87 0,14 119,2
Фонд  оплаты труда тыс.руб. 11543670 12228000 684330 105,9
Страховые взносы(26%) тыс.руб. 3001354,2 3179280 177925,8 105,9
Численность персонала чел. 45 47 2 104,4
Среднемесячная  заработная плата тыс.руб. 21377 21681 304 101,4
Производительность труда тыс.руб. 27,44 44,85 17,41 163,42
Среднегодовая стоимость ОПФ тыс.руб. 1906 2992 1086 156,98
Фондоотдача тыс.руб. 0,65 0,70 0,05 107,69
Фондоемкость тыс.руб. 1,54 1,42 - 0,12 92,21
Фондовооруженность тыс.руб. 42,36 63,66 21,30 150,30

     Из  таблицы видим, что в 2009 году по отношению к предыдущему периоду наблюдается  рост объема производства услуг и продажи  запчастей  (на 70,7 % по отношению к предыдущему периоду), затраты (в 2 с лишним раза), объемов реализованной продукции (в 2,7 раза). Что показывает повышение  деловой активности и является благоприятной тенденцией для предприятия. Но прибыль за последний исследуемый год снизилась на 68 тыс. рублей. Это объясняется тем, что инвестиции вложенные в развитие технологической составляющей центра имеют долгий срок окупаемости. Рентабельность за 2010 год составила почти 14 процент, что на 23 % меньше чем в 2009 году. Возможно предприятию необходимо все больше раскручивать свои нововведения в области оказания услуг и продажи запасных запчастей, используя более эффективные методы продвижения услуг и товаров.

     Рост среднегодовой стоимости ОПФ на 57 процентов еще раз подтверждает капитальные вложение в развитие новых услуг и модернизации старых. Что дало положительный результат в возрастании производительности труда на 63%. 
 

    1. Анализ  конкурентной среды  и направления маркетинговой деятельности ГУП МО Мострансавто НТЦ «МТА»

  Конкурентная  среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы. Чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже

  При анализе  деятельности авторемонтных предприятий  необходимо проведение оценки его конкурентоспособности. При этом изучение рынка и конкурентов  имеет особенное значение в условиях быстрого расширения спектра услуг, высокой рентабельности и должно быть направлено на те же области, которые являются предметом анализа собственного потенциала организации:

  • Возможные стратегии конкурентов;
  • Текущее положение конкурентов;
  • Финансовые возможности;
  • Квалификация персонала и его производительность;;
  • Цели конкурентов.

Информация о работе Анализ коммерческой деятельности предприятия