Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение современных методов обучения персонала в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………...…4
1.1 Определение целей и задач обучения персонала…………………...4
1.2 Этапы и методы обучения персонала……………………………..…7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ…….18
2.1 Анализ современных методов обучения персонала за рубежом……………………………………………………………..18
2.2 Анализ современных методы обучения персонала в России и их недостатки………………………………………………………………………..20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..........................................................................25
3.1 Особенности применения зарубежного опыта в России на рабочем месте……………………………………………………………………………....25
3.2 Особенности применения зарубежного опыта в России вне рабочего места………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……...…..37
3.1 Особенности применения зарубежного опыта в России на рабочем месте
Обучение на рабочем месте
характеризуется
В основе этой концепции
– становление и развитие работника
как творческой личности, которое
подкрепляется долгосрочными
В зарубежных фирмах обучению
персонала придается огромное значение.
Оно является составным элементом
общей системы работы с кадрами,
предусматривающей как их подготовку
и повышение квалификации, так
и отбор, стимулирование, аттестацию,
продвижение. Многие программы обучения
осуществляются самими фирмами. Большая
их часть основана на сотрудничестве
с учебными заведениями или
В США в системе повышения
квалификации на производстве существуют
жесткие экономические
Обучение без отрыва от производства осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 3.1) [5].
Таблица 3.1
Методы обучения персонала на рабочем месте
Метод обучения |
Характерные особенности метода |
1.Направленное приобретение опыта |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения |
2.Производственный инструктаж |
Информация, введение в специальность,
адаптация, ознакомление обучающегося
с его новой рабочей |
3.Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение
опыта в результате систематической
смены рабочего места. В результате
этого за определенный промежуток времени
создается представление о |
4.Использование работников в качестве ассистентов, стажеров |
Обучение и ознакомление
работника с проблемами высшего
и качественно иного порядка
задач при одновременном |
Продолжение таблицы 3.1
5.Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Большинство современных методов обучения персонала (таб. 3.2), которые в настоящий момент активно используются в России или только начинают использоваться, впервые появились на Западе, поэтому и для успешной реализации тех или иных методов российские специалисты перенимают опыт западных коллег, адаптируя технологию под российский рынок [17].
Таблица 3.2
Современные методы обучения персонала
Название |
Российские компании: |
Западные компании |
Модульное обучение |
83% |
81% |
Дистанционное обучение |
37% |
54% |
Наставничество |
78% |
72% |
Рабочие группы |
60% |
65% |
Метафорическая игра |
45% |
15% |
Обучение методом «shadowing» |
1% |
71% |
Обучение методом «secondment» |
1% |
65% |
Обучение методом «buddying» |
5% |
85% |
Обучение действием |
56 % |
70% |
Делая вывод по таблице, получаем, что Российским компаниям стоит применять в большей степени методы:
Данный метод активно применяют 71% английских компаний. Дословный перевод этого термина - "быть тенью". Этот метод можно использовать, если вы хотите переквалифицироваться на другую специальность. Данную форму обучения можно использовать в процессе адаптации новых сотрудников.
Преимущества использования метода Shadowing:
Данный метод также активно используется в английских компаниях. Дословный перевод термина "secondment" - командирование. Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника "командируют" на другое место работы, на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Особенно этот метод приветствуют компании с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развитие у них дополнительных навыков.
Преимущества применения метода Secondment
Метод buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей.
Преимущества применения метода Buddying
Недостатки методов обучения на рабочем месте:
Преимущества методов обучения на рабочем месте:
Таким образом, обучение на рабочем месте является, по сути, единственным экономичным способом развивать и тренировать на практике специфические навыки – управленческие, административные, навыки продаж физического труда, - необходимые организации. Оно имеет преимущество реальности условий и безотлагательности. Работники работают, учатся и повышают компетентность в одно и то же время, а теория незамедлительно применяется на практике.
3.2 Особенности применения зарубежного опыта в России вне рабочего места
Обучение персонала вне рабочего места - это обучение, которое проводится за пределами самой работы (конкретного рабочего места) и организуется внешними структурами. Методы обучения сотрудников вне рабочего места позволяют преодолеть ряд недостатков обучения на рабочем месте, но они имеют свои недостатки относительно методов обучения на рабочем месте.
В качестве положительных аспектов этой группы методов можно назвать такие, как: возможность обмена информацией о проблемах и способах их решения между сотрудниками различных организаций, при этом готовность к открытому и честному обсуждению проблем в организациях достаточна высока в силу нейтральной учебной обстановки; отзыв обучающихся от учебных занятий ограничен в силу безвозвратной произведенной оплаты обучения; возможность использования прогрессивного дорогостоящего учебного оборудования, ориентация на перспективные требования к выполнению работы; более высокий уровень организации учебного процесса в силу более высокой квалификации обучающего персонала (преподавательского состава) вне стен организации, чем внутри нее.
В качестве недостатков этой группы методов обучения следует отнести, прежде всего их дороговизну. Во-вторых, возможность полного или частичного несовпадения между потребностью в обучении персонала и фактическим содержанием учебного процесса. В-третьих, наличие временного лага между возникновением потребности в обучении и ее удовлетворением, т.к. время, частота, продолжительность обучения задаются внешними структурами [5].
Методы обучения вне рабочего места – предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Такое обучение, как правило, проводится внешними учебными структурами и вне стен организации в форме лекций деловых и ролевых игр, разбора учебных ситуаций, моделирования производственных процессов, тренингов, кружков качества и т.д. [3].
Обучение вне рабочего места
более эффективно, но связано с
дополнительными финансовыми
Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются (таб. 3.3) [4].
Таблица 3.3
Методы обучения персонала вне рабочего места
Метод обучения |
Характерные особенности метода |
1. Чтение лекций |
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2.Программированные курсы обучения |
Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний |
3.Конференции, семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики |
Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений |
5. Деловые игры |
Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
Продолжение таблицы 3.3
6.Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих
на конкурирующих предприятиях. Слушатели
распределяют между собой роли конкурирующих
между собой фиктивных |
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы») |
Молодые специалисты разрабатывают
конкретные решения по проблемам
управления организации, объединившись
в рабочие группы. Разработанные
в рабочих группах предложения
передаются руководству организации,
которое рассматривает |
Таким образом, основными методами обучения вне рабочего места являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, самообучение.
Недостатки методов обучения на рабочем месте:
Преимущества методов обучения на рабочем месте:
Современные методы обучения персонала вне рабочего места, которые в настоящий момент используются, в основном были заимствованы у Западных компаний и адаптированы под Российские.
В Российских компаниях методы обучение вне рабочего места используются достаточно широко, поэтому нет необходимости заимствовать их у западных компаний.
Информация о работе Анализ современных методов обучения персонала в России и за рубежом