Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:48, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ затрат предприятия. Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие затрат и рассмотреть их классификацию;
- охарактеризовать информационную базу анализа и методы анализа затрат предприятия;
- провести анализ хозяйственной деятельности и дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- проанализировать динамику и структуру затрат предприятия;
Введение
1. Теоретические основы затрат предприятия
1.1 Понятие и классификация затрат предприятия
1.2 Информационная база анализа затрат предприятия
1.3 Методы анализа затрат предприятия
2. Анализ затрат ОАО «Технабэкспорт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Технабэкспорт»
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Технабэкспорт»
2.3 Анализ динамики и структуры затрат ОАО «Технабэкспорт»
3. Разработка методов по оптимизации затрат на ОАО «Технабэкспорт»
3.1 Оптимизация издержек на ОАО «Технабэкспорт»
3.2 Эффективность оптимизации затрат
Заключение
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы
1.2 Информационная
база анализа затрат
При определении понятия
информационного обеспечения
Формирование информационного фонда должно подчиняться определенным требованиям. К общим требованиям относятся: достоверность информации, необходимость и достаточность ее объема, своевременность передачи и представления. Порядок перечисления названных требований не связан с их значимостью. Эти требования равнозначные и несоблюдение любого из них приводит к негативным последствиям.
Достоверность экономической информации, ее адекватность хозяйственным явлениям определяет достоверность результатов анализа, правильность, обоснованность вытекающих из них выводов и предложений. Использование в анализе недостоверных данных искажает наши представления о реальной экономической действительности и приводит к неправильным решениям. Поэтому вся отобранная для анализа информация должна подвергаться тщательной проверке.
Соблюдение условий
Нежелателен также и излишек информации, поскольку, во-первых, расходы на сбор и обработку избыточных данных увеличивают общие затраты на управление, а во-вторых, удлиняется период создания информационного фонда и проведения анализа, что может в свою очередь вызвать запаздывание управляющих воздействий.8
К основной информации, используемой в анализе затрат предприятия, относятся следующие ее виды: нормативная, плановая, учетная, и вне учетного характера.
Единая система норм и
нормативов предусматривает их состав,
порядок и методы формирования, обновления
и использования при разработке
перспективных и текущих
В каждом предприятии и объединении имеется свое нормативное хозяйство. К основным документам, входящим в нормативное хозяйство, можно отнести:
· регламенты организации и ведения технологических процессов;
· технологические расчеты материальных и энергетических балансов; · конструкторские спецификации изделий;
· нормы на технологическую оснастку и инструмент;
· нормы на все виды сырья, материалов и энергии;
· классификаторы продукции и производственных затрат.
При анализе обоснованности
норм расхода сырья, материалов, топлива,
энергии и затрат труда в производстве
промышленной продукции используются
следующие источники
При оценке соблюдения утвержденных
норм расхода сырья, материалов, топлива,
энергии и затрат труда используются,
как правило, нормативные, плановые
и отчетные калькуляции себестоимости
отдельных изделий или
Кроме того обобщающие нормативные показатели в стоимостном выражении (например, норматив затрат заработной платы на сумму продукции, нормы запасов сырья, материалов, топлива и готовой продукции) или в натуральных единицах (например, лимит численности) приводятся в соответствующих разделах и формах отчетности предприятий и объединений.
Плановая информация представляет собой совокупность данных о состоянии планируемого объекта и тенденциях его развития. Она отражается в оперативных, текущих и перспективных планах, а также в долгосрочных прогнозах развития предприятий, объединений и отраслевой промышленности.
Хозяйственный учет организован в единую систему контроля за выполнением плановых показателей и содержит три самостоятельных, но тесно связанных между собой вида учета: оперативный, бухгалтерский и статистический. В соответствии с этим классифицируются и виды учетной информации.
По объему и содержанию ведущей является бухгалтерская информация. Такое ее положение предполагается рядом важнейших особенностей: сплошное и непрерывное отражение всех операций, их документальное оформление и обобщение в стоимостных измерителях, высокие аналитические возможности учетных регистров.
Взаимосвязь между названными видами единой системы учета проявляются следующим образом. Многие накопительные данные в бухгалтерском учете, в ряде случаев наблюдается органическое сочетание этих двух видов. Наиболее ярко это проявилось, например, в оперативно-бухгалтерском (сальдовом) учете материалов. Данные оперативного и бухгалтерского учета служат источником формирования сводных статистических показателей.9
Кроме того, все виды хозяйственного
учета имеют непосредственную взаимосвязь
с первичными носителями информации,
но используют эту информацию в соответствии
с задачами, методами наблюдаемыми
явлениями в различных
Завершающим этапом хозяйственного учета является составление отчетности, которая относится к важнейшим источникам информации о деятельности предприятий и объединений. Отчетности принадлежит ведущая роль в информационном обеспечении анализа затрат.
Вне учетная информация в отличие от нормативной, плановой и учетной носит внесистемный характер.
Ее назначение заключается
в том, чтобы восполнить недостающие
данные для проведения анализа. Потребность
в ней возникает, как правило,
при необходимости углубления экономического
анализа, и конкретизации причин
изменения изучаемых
К вне учетным источникам
информации относят: материалы ревизий
и проверок, проведенных вышестоящими
контролирующими органами; протоколы
производственных совещаний; переписи
оборудования и материалов; фотографии
рабочего дня и работы оборудования;
проектно-конструкторская и
1.3 Методы анализа затрат предприятия
Анализ себестоимости проводится по следующим направлениям:
Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный.
Ретроспективный анализ проводится
с целью накопления информации о
динамике затрат, факторах их изменения.
Результаты ретроспективного анализа
используются для определения плановой
себестоимости продукции, формирования
ценовой политики, разработки управленческих
решений, направленных на повышение
конкурентоспособности
Оперативный анализ себестоимости,
который проводят ежедневно или
по данным учета за 1, 5, 10 дней, направлен
на своевременное выявление
Предварительный анализ себестоимости конкретного вила изделия проводится на первой стадии жизненного цикла изделия - на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Перспективный (прогнозный)
анализ призван оценить возможное
увеличение или снижение себестоимости
продукции в целом и отдельных
изделий в связи с
Одно из основных условий
получения достоверной
Анализ структуры затрат предприятия проводится на основе данных бухгалтерского учета и управленческой отчетности, представленных соответствующими службами предприятия. Этот вид анализа также достаточно трудоемок, особенно на этапе сбора информации, и потребует существенных затрат времени как экспертов, так и сотрудников экономических служб. Однако он является наиболее информативным для оценки эффективности деятельности предприятия и разработки перспективных планов его развития, поскольку позволяет выявить резервы снижения себестоимости и соответственно повышения рентабельности предприятия.
Анализ может проводиться в трех направлениях:10
Поскольку уровень затрат и себестоимости влияет на величину финансовых результатов предприятия, снижение себестоимости является важным фактором роста прибыли и индикатором эффективности деятельности всего предприятия в целом и его руководства в частности. Поэтому обычно предприятия стремятся к снижению себестоимости производимой ими продукции. При анализе степень достижения этой цели определяется по сравнению с предыдущим периодом или планом. Анализ проводится индивидуально для каждого изделия и для предприятия в целом.
Говоря о причинах роста затрат, можно отметить четыре большие группы факторов: объемные, нормативные, ценовые и качественные.
По поводу объемных факторов роста затрат можно сказать, что с ростом производства полные затраты предприятия в абсолютном выражении, как правило, растут хотя бы потому, что растет их переменная часть. Снижение расходов, обратно пропорциональных объему выпуска, не может перекрыть роста потребности в сырье и материалах.
Следует отметить, что увеличение себестоимости и вообще затрат при росте производства может происходить как быстрее, так и медленнее выпуска.
При проведении анализа следует помнить и о соотношении затрат на проведение самих аналитических процедур и выгод, которые будут получены в результате такого анализа.
В отличие от постатейного анализа затрат, который может быть сделан на основе лишь данных российской бухгалтерской отчетности, выделение групп затрат по отношению к их зависимости от объема произведенной продукции - процедура, которая не может быть проведена в рамках лишь бухгалтерских процедур, поскольку она требует данных и управленческого учета.
Обобщающим показателем себестоимости в промышленности является себестоимость одного рубля товарной продукции.
Если представить
где Ус - себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат);
Qi - количество изделий в натуральных показателях i-го наименования;
ci - затраты или себестоимость одного изделия (единицы продукции);
pj - цена одного изделия;
n - количество наименований изделий в номенклатуре.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: