Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в
Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..5
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………..7
2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………...….10
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Бурак Н.Р. ЭС041, курсовой по макроэкономике.docx

— 108.47 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И  ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  ПОЧТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

цели и  инструменты макроэкономического регулирования

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

«Макроэкономика»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                                     Н. Р. Бурак

    студентка гр. ЭС041

Руководитель:                                                                                                 С. С. Кедо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..5

1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………..7

2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………...….10

3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………....18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………26

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика - это теория и  практика рационального использования  ресурсов в условиях их ограниченности. Экономика бывает рыночная и командно-административная. В реальности экономики одного конкретного  типа в чистом виде не бывает. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами  государственного регулирования. Их соотношение  зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач.

Экономическая политика государства  – это составное звено и  необходимый элемент рыночной системы. Государственное вмешательство  в экономику является объективно необходимым для любого правительства  независимо от того, рыночная это экономика  или командно-распределительная. В  распределительной экономике государство  берет на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. В рыночном хозяйстве  перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться  ресурсами, капиталом и производственными  товарами, как это происходит в  командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции  государства и здесь имеют  большое значение. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все  проблемы экономического развития. Уже  в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство  вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов  за национальные границы, формированию новых социально–экономических  проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной  структуры в механизм регулирования  принятия экономических и политических решений.

Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические  проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Белоруссия не имеет достаточного собственного опыта  формирования и использования рыночных механизмов, поэтому целесообразно  изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран, что позволит избежать повторение многих ошибок в развитии экономики.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне  и анализ основных проблем его  осуществления в 

Республике Беларусь.

Задачами работы являются:

1. Отражение необходимости  макроэкономического регулирования  экономики;

2. Исследование основных  направлений и инструментов государственного  регулирования экономики;

3. Анализ основных проблем  макроэкономического регулирования  в Республике Беларусь.

Основными источниками данной курсовой работы являются различная  учебная и методическая литература, а также сайт статистики Республики Беларусь.

 

1 ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Макроэкономика  очень сложное, к тому же динамичное образование. В силу этого ее трудно исследовать, тем более трудно давать единственный ответ и выписывать одно «лекарство». В связи с этим по многим вопросам макроэкономики в науке сложилось несколько разных точек зрения. Их можно сгруппировать по основным научным направлениям.

Классическое направление (представлено Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Миллем, А. Маршаллом и др.) исходит из того, что:

  • экономика — это рынок совершенного типа;
  • рыночная экономика является саморегулируемой;
  • цены на рынках гибкие, уравновешивающиеся;

•  экономические субъекты действуют рационально — под влиянием своего интереса,  т. е. выгоды.

Кейнсианское направление (по имени Дж. М. Кейнса) отрицает положения классического направления из-за сформировавшегося несовершенного типа рыночной экономики и утверждает следующее:

•  цены перестали быть гибкими (из-за монополий);

  • все рынки экономики взаимозависимы, поэтому «сбои» в одном звене вызывают неравномерность в другом;
  • экономические субъекты действуют нерационально, не только под воздействием экономического интереса, но и различных ожиданий, психологических моментов и т. п.;
  • экономика перестала быть саморегулируемой, ее должно регулировать государство.

Монетаристское  направление (М. Фридман и др.) выступает против кейнсианства и основывается на денежном обращении, утверждая, что:

•  деньги — основной элемент рыночной экономики;

  • первичны изменения в денежном секторе, т. е. существуют реальный и денежный секторы;
  • государство должно регулировать только лишь деньги, осуществляя жесткое сдерживание роста денежной массы.

Значимость макроэкономики состоит  в том, что она отражает и изучает сложную реальность — экономику в целом, а это должно служить основой грамотной и взвешенной экономической политики. Такая политика представляет собой совокупность принципов и средств, призванных обеспечивать условия для здорового развития макроэкономики, при котором осуществляются устойчивый экономический рост и рациональная занятость ресурсов.

Важно заметить, что в современном  мире достаточно ясно просматриваются (и реализуются) два подхода к макроэкономике при ее регулировании: один из них — рыночный, а другой — социально регулируемый.

При рыночном подходе экономика  на макроуровне развивается под  воздействием объективных, законов  рынка. А регулирующее влияние государства  весьма ограничено и сводится только к правовому обеспечению норм (правил) функционирования рыночных структур и защите прав бизнеса.

Однако, как показала история, стихийные, неконтролируемые рыночные процессы во многом разрушительны как для общества, так и для природы (безработица, инфляция, кризисы, природные катастрофы, войны).

Либерально-рыночное направление  теории способствовало развитию рыночной экономики и ее успехам в передовых странах. Однако все шире и громче признается, что в это же время оно вызвало резкую социальную поляризацию в мире, глубокую бедность одних и богатство других. Даже в документах ООН признается, что «процесс либерализации в предпринятых фермах сопровождается утратой общественных и этических ценностей, на смену которым пришла система, где все решают только деньги». Поэтому развитие рыночной экономики вызвало к жизни и другой подход — социально регулируемый. Главное его отличие от рыночного в том, что особым направлением регулирующего воздействия государства становится защита не только бизнеса, но и других социальных групп и общества в целом.

Это обусловлено  тем, что рынок несет серьезные  риски (убытки, банкротства и т.п.) не только самому бизнесу, но другим участникам рыночных отношений. Среди таких  рисков — безработица, инфляция, производственные травмы и инвалидность, бедность и нищета, недоступность дорогой медицинской помощи и дорогого образования и т.п.

Кроме того, с  развитием Общества все больше потребность  и шире круг так называемых общественных благ, т. е. тех товаров и услуг, потребление которых кем-либо не уменьшает их доступность для других. Основными формами таких благ служат охрана общественного порядка, охрана окружающей среды, защита от эпидемий, национальная оборона и т. п. Эти блага нужны всем, но затраты на них не приносят прибыли, поэтому они не интересны для частного бизнеса. Ими должно заниматься государство.

Таким образом, социально регулируемый подход к макроэкономике в отличие от рыночного расширяет функции и ответственность государства перед членами своего общества за достижение главной цели обеспечить условия не только для экономической, но и социальной устойчивости данного общества.

Чтобы добиться выполнения главной своей цели, государство  при таком подходе использует широкий набор средств. Ими могут  быть правовые, административные, экономические  и социальные 

средства (рис. 1).

 

Государственное регулирование макроэкономики


 

 

 

Ограниченность  рыночного механизма регулирования

Необходимость общественных благ

Усиление социальных рисков


 

 

 

Обеспечение условий  для экономической и социальной устойчивости общества


 

 

 

Правовое регулирование

 Экономическое  регулирование

 Административное  регулирование

 Социальное  регулирование


 

 

 


 

 

Рисунок 1 -  Государственное регулирование макроэкономики

 

На разных этапах и при  адаптации к разным условиям такие  средства в общем их наборе могут менять свое место и значимость. Это происходит на основе гибкой, адаптационной государственной политики, изменяющей в связи с ситуацией свои приоритеты и задачи.

Однако фундаментальную  основу и ведущую направленность экономической политики государства в макроэкономике предопределяет тип и вид той экономической системы, которая составляет основу данного общества.[стр. 10-13, 1]. 

2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА

 

Рыночный механизм не идеален, он не в состоянии решить все проблемы экономики и страны. Еще во времена «царствования» свободного рынка с совершенной конкуренцией рыночное производство на основе частных капиталов, как свидетельствует история, не справлялось собственными силами с развитием производительных сил. Тогда государство брало на себя, например, создание сети железных дорог или, скажем, телеграфа. Не говоря уже о том, что в решении проблем обороны страны, развития науки, образования, борьбы с инфекциями  издавна  главная роль принадлежит государству.

Кроме того, следует  не забывать важную особенность рынка: он производит те товары и удовлетворяет те потребности, которые приносят ему деньги, прибыль. Другие же, социальные потребности и так называемые общественные товары вне интересов рынка. Эти заботы и производство должно брать на себя государство.

Из подобного рода аргументов составился целый «список» негативных сторон рынка. Они обуславливают необходимость специальной деятельности государства для их смягчения или устранения. К таким негативам относятся:

• отсутствие заинтересованности рынка в создании «общественных товаров»;

              • стремление к монополизму и монопольному диктату на рынке;

• отсутствие заинтересованности  рынка в сохранении невоспроизводимых ресурсов;

• отсутствие у рынка механизма защиты окружающей среды;

  • стихийность установления равновесия через неравновесие и кризисы, чреватые общественными потерями результатов труда и безработицей;
  • отсутствие у рынка механизма социальной справедливости, создание им углубляющегося противоречия между богатыми и бедными;
  • отсутствие рыночного механизма, обеспечивающего развитие фундаментальных наук. [стр. 158, 1]

Место и роль государства во многом определяются его функциями, отражающими основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая; воспроизводственно-технологическая; защита конкуренции; стабилизационная; прогностическая; регулирующая.

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая  функция обуславливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить, в связи с чем возникает потребность в государственном регулировании.

Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования