Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в
Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..5
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………..7
2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………...….10
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Бурак Н.Р. ЭС041, курсовой по макроэкономике.docx

— 108.47 Кб (Скачать документ)

Функция защиты конкуренции определяется в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, и на цену.

Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего, проводится тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявляются конкурентные и монополизированные отрасли. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Основу государственной  антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль движения цен, возможности их фиксации, наличия ценовой дискриминации, слияний и поглощений и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции. В соответствии с законодательством Республики Беларусь может применяться уголовная ответственность за следующие преступления: установление и поддержание монопольных цен путем сговора, злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, умышленное нарушение правил добросовестной конкуренции путем использования товарного знака или имени другого субъекта хозяйствования и т.д.

Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, проводимую путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растут число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмена квот и лицензий и т.п. В результате проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, что ведет к уменьшению неэффективного распределения ресурсов.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Этого возможно добиться путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для стимулирования этого процесса необходимо осуществить снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращение государственных закупок и увеличением налогов на частный сектор.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных щелей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. [стр. 31-35, 2]

Итак, государственные экономическое  регулирование рыночной экономики необходимо для осуществления таких основных функций, как:

  1. оптимизация структуры национального продукта;
  2. организация общенационального денежного обращения;

3) перераспределение дохода в целях оказания помощи инвалидам, 
остро нуждающимся, безработным;

  1. антимонопольное регулирование;
  2. проведение антиинфляционной политики;
  3. разработка и выполнение хозяйственного законодательства, предоставляющего единые «правила игры» для рыночных субъектов;
  4. достижение национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке;

8) целенаправленное развитие фундаментальных наук.

Эти функции государства в рыночной экономике, составляя первую их группу, приводят к следующему выводу: «нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок».

Однако даже самая рыночная экономика  не может удовлетворить все потребности. Рынок занят лишь теми из них, которые  выражаются через платежеспособный спрос и приносят частному товаропроизводителю прибыль. Однако есть и другие жизненно важные потребности общества: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергосистема, транспортная, водопроводная сеть страны, охрана окружающей среды и др.

Производство таких нерентабельных с позиций частного капитала, но необходимых для общенационального  производства товаров и услуг  составляет особый сектор любой экономики  — так называемый государственный сектор. Он занимает в разных странах от 12 до 65 % в производстве товаров и услуг.

Таким образом, в современной рыночной экономике государство полностью  интегрировано в кругооборот  материальных и денежных средств и представляет собой неотъемлемую органическую часть общего экономического организма. И этой частью экономического организма нужно тоже управлять. Отсюда вторая группа экономических функций государства связанная с управлением государственным сектором на основе обязанностей его собственника.

Если же речь идет о переходной экономике, когда одна экономическая система трансформируется в другую, то к двум названным группам функций государства прибавляется третья группа, которую составят так называемые трансформационные функции государства. Наиболее важными из них являются:

  • функция нового целеполагания и установления приоритетов;
  • функция изменения нормативно-правовой базы;
  • функция реформирования отношений собственности;
  • функция изменения (или обновления) структуры экономики;
  • функция реформирования финансовой системы;
  • функция создания новой инфраструктуры экономики;
  • функция социальной защиты. [стр.159-160,1]

В макроэкономике существует несколько научных течений, по-разному объясняющих

жизнь, «здоровье» и «нездоровье» экономического организма на макроуровне. В соответствии со своими позициями разные течения сформировали разные модели («видения») макроравновесия на рынке благ. Для большей наглядности основные позиции разных течений можно свести в одну таблицу (табл. 1).

 

Таблица 1 -  Основные макроэкономические течения

 

Основные течения

Основные позиции

по конкуренции

по поводу цен

по поводу государств

Неоклассическое

Экономике присуща совершенная  конкуренция

Цены абсолютно гибкие, реагирующие на все изменения

Экономика саморегулируется. Государство ей не нужно

Неокейнсианское

Экономике присуща несовершенная  конкуренция

Цены перестали быть гибкими

Экономика уже не саморегулируется. Необходимо государственное регулирование

Неомонетаристское

Совершенную конкуренцию  нужно поддерживать

Нужно обеспечить гибкость цен

Государственное вмешательство (как необходимое зло) должно ограничиваться монетарной политикой

Новая макроэкономика (во главе с Р.Лукасом, лауреатом Нобелевской премии 1995 г.)

Экономике свойственна совершенная  конкуренция

Цены гибкие

Государственное вмешательство абсолютного  не необходимо, субъекты действуют на основе рациональных ожиданий


 

Следует обратить внимание и на экономическую цикличность. В разных макроэкономиках она  имеет свои особенности. Где-то депрессия становится стойкой с соответствующими последствиями, а где-то фаза процветания ярче, чем у других. Это тоже накладывает свой отпечаток на экономические течения, вызывая новые «ручейки» и ответвления. [стр.160-162, 1]

Исходным началом макрорегулирования служит целеполагание, что означает выявление лавной цели регулирующего воздействия государства на определенном историческом этапе развития.

Так, стратегическая цель развития Республики Беларусь на современном этапе вплоть до 2020 г. определена как динамичное повышение уровня благосостояния и обогащения культуры населения на основе интеллектуально-инновационного развития экономики и сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Практическое же решение  выделенной цели в любой период требует определения направлений регулирующего воздействия. Такие направления не могут быть всегда одинаковыми. Напротив, в разные периоды и в связи с разной значимостью выдвигаемых задач на первом месте оказывается то одно, то другое направление. Скажем, в период экономического кризиса естественно главным становится антикризисное направление регулирования. Среди других направлений можно назвать структурное, инвестиционное, антимонопольное, антиинфляционное, социальное регулирование. В современных условиях НТП все более важную роль играет формирующееся инновационное направление.

Государственное регулирование экономики осуществляется разными методами: административными, экономическими и правовыми.

Роль и доля административных методов (запрет управления, разрешение, приказ, принуждение и др.) в современной экономике снижается в силу объективного перехода к новому технологическому способу производства. Административная модель управления не срабатывает тогда, когда производство расстается с массовой стандартизированной продукцией, требовавшей работника-исполнителя, и переходит к гибкому производству все более дифференцированных, индивидуальных товаров на основе компьютерных технологий.

Экономические методы управления дают больше инициативы, творческой свободы, поскольку действуют не прямо, а косвенно, через интересы людей. На макроуровне экономики к основным методам относятся: экономическое прогнозирование и программирование, инвестирование, проведение финансовой политики, бюджетное регулирование, налоговая политика, государственное кредитование, льготирование, ценообразование и др.

Правовые методы регулирования основаны на системе юридических законов, определяющих и контролирующих параметры деятельности экономических субъектов в разных сферах. Эту систему законов называют «правилами игры».

В современных  условиях на первые роли все больше выходят экономические методы (рис. 2).

Таким образом, под государственным регулированием понимается целенаправленный процесс воздействия государства на экономику и для обеспечения экономического роста и социальной устойчивости общества на основе использования специальных методов и инструментов.

 


 




 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Экономические методы государственного регулирования

 

Государственное регулирование экономики направлено на целый ряд тех объектов, где  существуют проблемы, неразрешимые автоматическими механизмами. На макроуровне основными являются проблемы экономического цикла и выхода из кризисного состояния; денежного обращения; условий конкуренции; национальной обороны; занятости; здравоохранения; развития науки и образования; природосбережения; социальной устойчивости.

Для примера несколько подробнее  остановимся на одном из таких  объектов — занятость населения  и трудовые отношения.

Двигатель всей экономики — это  предприятия, а двигатель предприятия — его работники, поэтому политика занятости и мотивации труда — важнейшая часть общегосударственного управления экономикой.

Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования