Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в
Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..5
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………..7
2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………...….10
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...28
Функция защиты конкуренции определяется в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, и на цену.
Для предотвращения
последствий монополизации
Основу государственной
антимонопольной политики составляет
соответствующее
Организационные
мероприятия имеют целью
Стабилизационная функция предс
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
Регулирующая функция предусмат
Итак, государственные экономическое регулирование рыночной экономики необходимо для осуществления таких основных функций, как:
3) перераспределение дохода в целях оказания
помощи инвалидам,
остро нуждающимся, безработным;
8) целенаправленное развитие фундаментальных наук.
Эти функции государства в рыночной экономике, составляя первую их группу, приводят к следующему выводу: «нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок».
Однако даже самая рыночная экономика
не может удовлетворить все
Производство таких
Таким образом, в современной рыночной
экономике государство
Если же речь идет о переходной экономике, когда одна экономическая система трансформируется в другую, то к двум названным группам функций государства прибавляется третья группа, которую составят так называемые трансформационные функции государства. Наиболее важными из них являются:
В макроэкономике существует несколько научных течений, по-разному объясняющих
жизнь, «здоровье» и «нездоровье» экономического организма на макроуровне. В соответствии со своими позициями разные течения сформировали разные модели («видения») макроравновесия на рынке благ. Для большей наглядности основные позиции разных течений можно свести в одну таблицу (табл. 1).
Таблица 1 - Основные макроэкономические течения
Основные течения |
Основные позиции | ||
по конкуренции |
по поводу цен |
по поводу государств | |
Неоклассическое |
Экономике присуща совершенная конкуренция |
Цены абсолютно гибкие, реагирующие на все изменения |
Экономика саморегулируется. Государство ей не нужно |
Неокейнсианское |
Экономике присуща несовершенная конкуренция |
Цены перестали быть гибкими |
Экономика уже не саморегулируется. Необходимо государственное регулирование |
Неомонетаристское |
Совершенную конкуренцию нужно поддерживать |
Нужно обеспечить гибкость цен |
Государственное вмешательство (как необходимое зло) должно ограничиваться монетарной политикой |
Новая макроэкономика (во главе с Р.Лукасом, лауреатом Нобелевской премии 1995 г.) |
Экономике свойственна совершенная конкуренция |
Цены гибкие |
Государственное вмешательство абсолютного не необходимо, субъекты действуют на основе рациональных ожиданий |
Следует обратить внимание и на экономическую цикличность. В разных макроэкономиках она имеет свои особенности. Где-то депрессия становится стойкой с соответствующими последствиями, а где-то фаза процветания ярче, чем у других. Это тоже накладывает свой отпечаток на экономические течения, вызывая новые «ручейки» и ответвления. [стр.160-162, 1]
Исходным началом
Так, стратегическая цель развития Республики Беларусь на современном этапе вплоть до 2020 г. определена как динамичное повышение уровня благосостояния и обогащения культуры населения на основе интеллектуально-инновационного развития экономики и сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Практическое же решение выделенной цели в любой период требует определения направлений регулирующего воздействия. Такие направления не могут быть всегда одинаковыми. Напротив, в разные периоды и в связи с разной значимостью выдвигаемых задач на первом месте оказывается то одно, то другое направление. Скажем, в период экономического кризиса естественно главным становится антикризисное направление регулирования. Среди других направлений можно назвать структурное, инвестиционное, антимонопольное, антиинфляционное, социальное регулирование. В современных условиях НТП все более важную роль играет формирующееся инновационное направление.
Государственное
регулирование экономики
Роль и доля административных методов (запрет управления, разрешение, приказ, принуждение и др.) в современной экономике снижается в силу объективного перехода к новому технологическому способу производства. Административная модель управления не срабатывает тогда, когда производство расстается с массовой стандартизированной продукцией, требовавшей работника-исполнителя, и переходит к гибкому производству все более дифференцированных, индивидуальных товаров на основе компьютерных технологий.
Экономические методы управления дают больше инициативы, творческой свободы, поскольку действуют не прямо, а косвенно, через интересы людей. На макроуровне экономики к основным методам относятся: экономическое прогнозирование и программирование, инвестирование, проведение финансовой политики, бюджетное регулирование, налоговая политика, государственное кредитование, льготирование, ценообразование и др.
Правовые методы регулирования основаны на системе юридических законов, определяющих и контролирующих параметры деятельности экономических субъектов в разных сферах. Эту систему законов называют «правилами игры».
В современных условиях на первые роли все больше выходят экономические методы (рис. 2).
Таким образом, под государственным регулированием понимается целенаправленный процесс воздействия государства на экономику и для обеспечения экономического роста и социальной устойчивости общества на основе использования специальных методов и инструментов.
Рисунок 2 – Экономические методы государственного регулирования
Государственное
регулирование экономики
Для примера несколько подробнее остановимся на одном из таких объектов — занятость населения и трудовые отношения.
Двигатель всей экономики — это предприятия, а двигатель предприятия — его работники, поэтому политика занятости и мотивации труда — важнейшая часть общегосударственного управления экономикой.
Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования