Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в
Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..5
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………..7
2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………...….10
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Бурак Н.Р. ЭС041, курсовой по макроэкономике.docx

— 108.47 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование занятости  базируется на поддержании оптимального (как с воспроизводственной, так и с социальной точки зрения) соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Сложность в том, что это соотношение не просто количественное, а и качественное. Ведь экономика будет развиваться успешно только тогда, когда качество рабочей силы и ее использование будет соответствовать современной структуре и технологии производства. А высокий квалификационный уровень работников, требующий от человека больших и длительных усилий, должен иметь высокую мотивацию через высокий уровень заработной платы, причем дифференцированной, т. е. откликающейся на каждое существенное проявление высококачественной, инициативной и ответственной трудовой активности.

Такой подход неизбежен, он определяется объективной логикой  развития самой экономики. Уже в современных условиях, а тем более в недалеком будущем с развитием научно-информационного типа производства, когда главным источником производственного процесса становятся новые научные знания и информационные технологии, определяющим будет качество, а не количество труда. Опыт других стран подтверждает, что прорыв в современной экономике осуществляется за счет высокой квалификации и инновационной активности работников. [стр.162-165, 1]

 

3 МЕХАНИЗМ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Макроэкономическое  государственное регулирование  имеет свои собственные механизмы  воздействия. Они, как правило, составляют систему взаимосвязанных мер  и инструментов проведения определенного направления макроэкономической политики. Основными механизмами воздействия на экономику являются: прогнозирование и программирование, бюджетный механизм, налоговый, денежно-кредитный, валютный, инвестиционный, ценообразующий. Их совокупность составляет (рис. 3) общий механизм государственного макроэкономического регулирования.

 



 


 


 

 

 



 





 

 

Рисунок 3 – Механизмы государственного регулирования

 

Важнейшими условиями успешного использования такого механизма можно назвать:

  • опору на новые знания и опыт;
  • освобождение от предвзятости в оценках;
  • признание многовероятностных возможностей;
  • избирательность методов и инструментов (соответственно задаче и условиям);
  • комплексность подхода.

Любой из названных механизмов, представляя собой совокупность рычагов (или инструментов) воздействия, «работает» слаженно и результативно тогда, когда инструменты правильно подобраны и используются в соответствии с их предназначением, а также с той задачей, которую предстоит решить.

Возьмем для примера механизм прогнозирования и программирования.  Его основными инструментами служат: комплексные и специальные программы, индикативные нормативы, планы.

Механизм планирования служит для взаимоувязки цели, имеющихся ресурсов и направления их использования для получения необходимого результата. Ясно, что с ростом масштабов экономики, ее усложнением усиливается объективная необходимость в обеспечении такой взаимоувязки с учетом долговременных тенденций, а также факторов, которые отклоняют экономику от устойчивого состояния. [стр. 165-167, 1]

Все механизмы  макроэкономического регулирования  направлены на экономический рост, т.е. рост уровня валового внутреннего  продукта (ВВП), снижения уровня безработицы, уменьшение инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета и т.д.

Наличие макроэкономической нестабильности в стране способствует возникновению  инфляции, оказывающей серьезное  воздействие на все стороны жизни  общества, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Рассмотрим показатель инфляции Республики Беларусь за 2005-2011 год (табл. 2, рис. 4).

 

Таблица 2 – Инфляция за август разных лет (в % к декабрю предыдущего  года)

 

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

%

104,6

102,9

104,4

108,3

107,5

105,1

150,3



 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 4 – График изменения инфляции

Инфляция равномерно колебалась по годам (±4 п.п.), но в 2011 году заметен очень большой скачек вверх. Что отрицательно сказалось на экономику государства. Это говорит о том, что механизм государственного регулирования вышел из под контроля. Необходимо все взять в жесткие рамки, чтобы опять наладить систему.

Показателем экономического развития страны является ВВП. Политика государства в области доходов должна быть направлена на повышение уровня реального располагаемого денежного дохода населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности.

Рассмотрим  индексы этих показателей в Республике Беларусь за 2005 - 2010 год (табл.3, рис. 5).

 

Таблица 3 - Индексы социально-экономических показателей (в процентах к предыдущему году)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

Реальная заработная плата

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0


 


Рисунок 5 – Графики изменения индексов социально-экономических показателей

 

Размер ВВП колебался  во времени. Доходы населения с 2005 по 2009 год росли, с

каждым годом все меньшими темпами. Это говорит об отрицательном развитии экономики, т. к. инфляция увеличивалась, а доходы уменьшались. Но в 2010 году ситуация резко меняется: ВВП и доходы увеличиваются, а инфляция уменьшается. Это говорит об улучшении экономической обстановке в государстве.

Инвестиции являются источником финансирования деятельности предприятия, трансфертом технологий и модернизации экономики. Они позволяют увеличить конкурентоспособность экспорта страны, увеличить занятость и повысить квалификацию работников. Консолидируемый бюджет показывает долг государства. Индекс потребительских цен показывает изменение цены во времени.

Рассмотрим  некоторые показатели Республики Беларусь за 2005 - 2010 год (табл. 4).

 

Таблица 4 - Основные социально-экономические показатели 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Денежные доходы населения, млрд. руб.

38622

48685

58670

75305

87401

108468

Денежные расходы  и сбережения, млрд. руб.

38284

48284

58418

75049

87192

105021

ВВП, млрд. руб.

65067

79267

97165

129791

137442

162964

Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб.

15096

20374

26053

37202

43378

55381

Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб.

-432

+1135

+422

+1852

-900

-2770

Индекс потребительских  цен, %

110,3

107,0

108,4

114,8

113,0

107,8


 

Если говорить о ситуации 2005 – 2008 года, то экономика страны развивалась равномерно и достигала положительных результатов. Доходы, сбережения и ВВП росли, инвестиции в основной капитал увеличивались, профицит консолидируемого бюджета. В 2009-2010 году ситуация меняется. Все показатели увеличиваются, но наблюдается дефицит консолидированного бюджета. Это говорит о том, что экономика развивалась за счет кредитов и займов. Индекс потребительских цен постепенно рос на всем периоде.

Уровень безработицы  показывает, какая часть экономически активного населения не занята в хозяйственной деятельности  страны. Рассмотрим уровень безработицы за 2000, 2005-2010 год (табл. 5, рис. 6).

Таблица 5 –  Уровень безработицы в отдельных  странах СНГ (в процентах к  экономически активному населению)

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Беларусь

2,1

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

Россия

1,4

2,5

2,3

2,0

2,0

2,8

2,1

Украина

5,5

4,3

3,7

3,1

4,1

2,6

2,7


 

Рисунок 6 – График изменения уровня безработицы

 

По сравнению  с некоторыми странами СНГ безработица  в Белоруссии самая низкая, и она  постепенно уменьшается. Это говорит об улучшении использования экономически активного населения.

Рассмотрим более подробно некоторые показатели за 2011 г. (табл. 6 - 8, рис. 7).

Индекс потребительских  цен на товары и платные услуги населению за период с 8 по 15 ноября 2011 года, по оценке Национального статистического  комитета Республики Беларусь, составил 102,1%, с начала месяца к средним  ценам октября 2011 г. –106,3%.

Наибольший прирост цен  с начала месяца отмечен на алкогольные  напитки (15,2%), консервы мясные (9%), масло  животное (7,2%), молоко и молочные продукты (6,7%), фрукты, консервы рыбные, фруктовые  и овощные, овсяные хлопья «Геркулес», яйца куриные, муку пшеничную, кондитерские изделия, колбасу полукопченую (5-6%), хлеб и хлебобулочные изделия, сельдь соленую, безалкогольные напитки (3-4%), трикотажные изделия (4,7%), чулочно-носочные изделия (4,4%), бензин (3,5%), посуду (3,2%), проезд в железнодорожном транспорте международного сообщения (67,1%), автомобильном транспорте пригородного сообщения (63,6%), городском транспорте (35,4%), оплату жилищно-коммунальных услуг (13,5%), медицинские услуги (7,5%), бытовые услуги (6%), услуги связи (4,9%).

 

Таблица 6 - Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению по отдельным странам СНГ (в процентах)

 

Октябрь 2011 г. к

Январь-октябрь 2011 г.

к январю-октябрю 2010 г.

сентябрю 2011 г.

декабрю 2010 г.

октябрю 2010 г.

Республика Беларусь

108,2

188,7

192,3

141,8

Российская Федерация

100,5

105,2

107,2

108,9

Украина

100,0

104,2

105,4

108,6




 

Индекс  цен на продовольственные товары  в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. составил 110,5%, с декабрем 2010 г. – 203,6%.

 

Таблица 7 - Индексы цен по основным группам продовольственных товаров (в процентах) 

 

 

Октябрь 2011 г. к

Январь-октябрь 2011 г. к  январю-октябрю 2010 г.

сентябрю 2011 г.

декабрю 2010 г.

октябрю 2010 г.

1

2

3

4

5

Продовольственные товары – всего

110,5

203,6

210,0

148,8

продукты  питания

110,9

207,5

215,0

152,1

из  них:

       

мясо  и птица

111,4

248,8

252,5

156,8

колбасные изделия и копчености

112,8

200,1

203,5

137,8

рыба  и морепродукты

108,1

249,9

254,1

166,3

консервы  рыбные

111,8

240,9

251,1

167,0

молоко  и молочные продукты

113,1

161,2

162,5

127,9

сыры

120,6

178,4

185,0

137,9

масло животное

126,2

198,3

206,0

154,5

Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

5

масло растительное

100,7

273,7

294,1

214,6

яйца

124,5

225,3

233,3

142,1

хлеб  и хлебобулочные изделия

106,2

149,3

150,5

120,0

мука  пшеничная

112,6

155,8

154,9

116,7

макаронные  изделия

104,1

181,0

183,8

149,7

крупы

103,0

207,6

213,5

202,8

сахар

116,6

235,1

235,1

163,5

кондитерские  изделия

110,7

220,2

227,7

160,4

чай

100,5

258,3

260,9

184,3

картофель

91,0

98,4

113,4

167,7

фрукты

109,6

239,9

274,4

196,7

овощи

131,7

128,8

170,6

148,7

алкогольные напитки

109,4

185,1

186,6

134,1

табачные  изделия

104,2

228,4

228,4

148,0

Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования