Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в
Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..5
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………………………………..7
2 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………...….10
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...28
Государственное регулирование занятости базируется на поддержании оптимального (как с воспроизводственной, так и с социальной точки зрения) соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Сложность в том, что это соотношение не просто количественное, а и качественное. Ведь экономика будет развиваться успешно только тогда, когда качество рабочей силы и ее использование будет соответствовать современной структуре и технологии производства. А высокий квалификационный уровень работников, требующий от человека больших и длительных усилий, должен иметь высокую мотивацию через высокий уровень заработной платы, причем дифференцированной, т. е. откликающейся на каждое существенное проявление высококачественной, инициативной и ответственной трудовой активности.
Такой подход неизбежен, он определяется объективной логикой развития самой экономики. Уже в современных условиях, а тем более в недалеком будущем с развитием научно-информационного типа производства, когда главным источником производственного процесса становятся новые научные знания и информационные технологии, определяющим будет качество, а не количество труда. Опыт других стран подтверждает, что прорыв в современной экономике осуществляется за счет высокой квалификации и инновационной активности работников. [стр.162-165, 1]
3 МЕХАНИЗМ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
Макроэкономическое государственное регулирование имеет свои собственные механизмы воздействия. Они, как правило, составляют систему взаимосвязанных мер и инструментов проведения определенного направления макроэкономической политики. Основными механизмами воздействия на экономику являются: прогнозирование и программирование, бюджетный механизм, налоговый, денежно-кредитный, валютный, инвестиционный, ценообразующий. Их совокупность составляет (рис. 3) общий механизм государственного макроэкономического регулирования.
Рисунок 3 – Механизмы государственного регулирования
Важнейшими условиями успешного использования такого механизма можно назвать:
Любой из названных механизмов, представляя собой совокупность рычагов (или инструментов) воздействия, «работает» слаженно и результативно тогда, когда инструменты правильно подобраны и используются в соответствии с их предназначением, а также с той задачей, которую предстоит решить.
Возьмем для примера механизм прогнозирования и программирования. Его основными инструментами служат: комплексные и специальные программы, индикативные нормативы, планы.
Механизм планирования служит для взаимоувязки цели, имеющихся ресурсов и направления их использования для получения необходимого результата. Ясно, что с ростом масштабов экономики, ее усложнением усиливается объективная необходимость в обеспечении такой взаимоувязки с учетом долговременных тенденций, а также факторов, которые отклоняют экономику от устойчивого состояния. [стр. 165-167, 1]
Все механизмы
макроэкономического
Наличие макроэкономической нестабильности в стране способствует возникновению инфляции, оказывающей серьезное воздействие на все стороны жизни общества, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Рассмотрим показатель инфляции Республики Беларусь за 2005-2011 год (табл. 2, рис. 4).
Таблица 2 – Инфляция за август разных лет (в % к декабрю предыдущего года)
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
% |
104,6 |
102,9 |
104,4 |
108,3 |
107,5 |
105,1 |
150,3 |
Рисунок 4 – График изменения инфляции
Инфляция равномерно колебалась по годам (±4 п.п.), но в 2011 году заметен очень большой скачек вверх. Что отрицательно сказалось на экономику государства. Это говорит о том, что механизм государственного регулирования вышел из под контроля. Необходимо все взять в жесткие рамки, чтобы опять наладить систему.
Показателем экономического развития страны является ВВП. Политика государства в области доходов должна быть направлена на повышение уровня реального располагаемого денежного дохода населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности.
Рассмотрим индексы этих показателей в Республике Беларусь за 2005 - 2010 год (табл.3, рис. 5).
Таблица 3 - Индексы социально-экономических показателей (в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
ВВП |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
Реальная заработная плата |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
Рисунок 5 – Графики изменения индексов социально-экономических показателей
Размер ВВП колебался во времени. Доходы населения с 2005 по 2009 год росли, с
каждым годом все меньшими темпами. Это говорит об отрицательном развитии экономики, т. к. инфляция увеличивалась, а доходы уменьшались. Но в 2010 году ситуация резко меняется: ВВП и доходы увеличиваются, а инфляция уменьшается. Это говорит об улучшении экономической обстановке в государстве.
Инвестиции являются источником финансирования деятельности предприятия, трансфертом технологий и модернизации экономики. Они позволяют увеличить конкурентоспособность экспорта страны, увеличить занятость и повысить квалификацию работников. Консолидируемый бюджет показывает долг государства. Индекс потребительских цен показывает изменение цены во времени.
Рассмотрим некоторые показатели Республики Беларусь за 2005 - 2010 год (табл. 4).
Таблица 4 - Основные социально-экономические показатели
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
38622 |
48685 |
58670 |
75305 |
87401 |
108468 |
Денежные расходы и сбережения, млрд. руб. |
38284 |
48284 |
58418 |
75049 |
87192 |
105021 |
ВВП, млрд. руб. |
65067 |
79267 |
97165 |
129791 |
137442 |
162964 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
15096 |
20374 |
26053 |
37202 |
43378 |
55381 |
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб. |
-432 |
+1135 |
+422 |
+1852 |
-900 |
-2770 |
Индекс потребительских цен, % |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
113,0 |
107,8 |
Если говорить о ситуации 2005 – 2008 года, то экономика страны развивалась равномерно и достигала положительных результатов. Доходы, сбережения и ВВП росли, инвестиции в основной капитал увеличивались, профицит консолидируемого бюджета. В 2009-2010 году ситуация меняется. Все показатели увеличиваются, но наблюдается дефицит консолидированного бюджета. Это говорит о том, что экономика развивалась за счет кредитов и займов. Индекс потребительских цен постепенно рос на всем периоде.
Уровень безработицы показывает, какая часть экономически активного населения не занята в хозяйственной деятельности страны. Рассмотрим уровень безработицы за 2000, 2005-2010 год (табл. 5, рис. 6).
Таблица 5 –
Уровень безработицы в
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Беларусь |
2,1 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
Россия |
1,4 |
2,5 |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
2,8 |
2,1 |
Украина |
5,5 |
4,3 |
3,7 |
3,1 |
4,1 |
2,6 |
2,7 |
Рисунок 6 – График изменения уровня безработицы
По сравнению с некоторыми странами СНГ безработица в Белоруссии самая низкая, и она постепенно уменьшается. Это говорит об улучшении использования экономически активного населения.
Рассмотрим более подробно некоторые показатели за 2011 г. (табл. 6 - 8, рис. 7).
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению за период с 8 по 15 ноября 2011 года, по оценке Национального статистического комитета Республики Беларусь, составил 102,1%, с начала месяца к средним ценам октября 2011 г. –106,3%.
Наибольший прирост цен с начала месяца отмечен на алкогольные напитки (15,2%), консервы мясные (9%), масло животное (7,2%), молоко и молочные продукты (6,7%), фрукты, консервы рыбные, фруктовые и овощные, овсяные хлопья «Геркулес», яйца куриные, муку пшеничную, кондитерские изделия, колбасу полукопченую (5-6%), хлеб и хлебобулочные изделия, сельдь соленую, безалкогольные напитки (3-4%), трикотажные изделия (4,7%), чулочно-носочные изделия (4,4%), бензин (3,5%), посуду (3,2%), проезд в железнодорожном транспорте международного сообщения (67,1%), автомобильном транспорте пригородного сообщения (63,6%), городском транспорте (35,4%), оплату жилищно-коммунальных услуг (13,5%), медицинские услуги (7,5%), бытовые услуги (6%), услуги связи (4,9%).
Таблица 6 - Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению по отдельным странам СНГ (в процентах)
Октябрь 2011 г. к |
Январь-октябрь 2011 г. к январю-октябрю 2010 г. | |||
сентябрю 2011 г. |
декабрю 2010 г. |
октябрю 2010 г. | ||
Республика Беларусь |
108,2 |
188,7 |
192,3 |
141,8 |
Российская Федерация |
100,5 |
105,2 |
107,2 |
108,9 |
Украина |
100,0 |
104,2 |
105,4 |
108,6 |
Индекс цен на продовольственные товары в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2011 г. составил 110,5%, с декабрем 2010 г. – 203,6%.
Таблица 7 - Индексы цен по основным группам продовольственных товаров (в процентах)
Октябрь 2011 г. к |
Январь-октябрь 2011 г. к январю-октябрю 2010 г. | |||
сентябрю 2011 г. |
декабрю 2010 г. |
октябрю 2010 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продовольственные товары – всего |
110,5 |
203,6 |
210,0 |
148,8 |
продукты питания |
110,9 |
207,5 |
215,0 |
152,1 |
из них: |
||||
мясо и птица |
111,4 |
248,8 |
252,5 |
156,8 |
колбасные изделия и копчености |
112,8 |
200,1 |
203,5 |
137,8 |
рыба и морепродукты |
108,1 |
249,9 |
254,1 |
166,3 |
консервы рыбные |
111,8 |
240,9 |
251,1 |
167,0 |
молоко и молочные продукты |
113,1 |
161,2 |
162,5 |
127,9 |
сыры |
120,6 |
178,4 |
185,0 |
137,9 |
масло животное |
126,2 |
198,3 |
206,0 |
154,5 |
Продолжение таблицы 7 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
масло растительное |
100,7 |
273,7 |
294,1 |
214,6 |
яйца |
124,5 |
225,3 |
233,3 |
142,1 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
106,2 |
149,3 |
150,5 |
120,0 |
мука пшеничная |
112,6 |
155,8 |
154,9 |
116,7 |
макаронные изделия |
104,1 |
181,0 |
183,8 |
149,7 |
крупы |
103,0 |
207,6 |
213,5 |
202,8 |
сахар |
116,6 |
235,1 |
235,1 |
163,5 |
кондитерские изделия |
110,7 |
220,2 |
227,7 |
160,4 |
чай |
100,5 |
258,3 |
260,9 |
184,3 |
картофель |
91,0 |
98,4 |
113,4 |
167,7 |
фрукты |
109,6 |
239,9 |
274,4 |
196,7 |
овощи |
131,7 |
128,8 |
170,6 |
148,7 |
алкогольные напитки |
109,4 |
185,1 |
186,6 |
134,1 |
табачные изделия |
104,2 |
228,4 |
228,4 |
148,0 |
Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования