Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа
Процесс производства, распределения и потребления товаров и услуг неизбежно сопровождается тем, что у ряда предприятий сферы бизнеса и у некоторых слоев населения образуются временно свободные денежные средства. В то же время другие предприятия испытывают нехватку денежных средств для осуществления своих коммерческих программ. Нуждается в дополнительных денежных средствах и определенная часть населения. В результате возникает финансовый рынок, где деньги совершают свое самостоятельное движение независимо от движения товаров и услуг. Собственники денежных средств выступают здесь в качестве продавцов, а нуждающиеся – в качестве покупателей.
Понятие о рынке ценных бумаг 4
Классификация ценных бумаг 5
Акции и их виды 6
Облигации и их виды 9
Российский рынок государственных ценных бумаг 11
Формирование рынка ценных бумаг в России в процессе приватизации 12
Приватизация - катализатор развития рынка ценных бумаг 12
Способы приватизации 13
Финансирование предприятий с помощью эмиссии ценных бумаг 13
Понятие эмиссии ценных бумаг 13
Процедура эмиссии и её этапы 15
Андеррайтинг 19
4.2 Целевые, средства от продажи которых направляются на финансирование конкретных инвестиционных проектов или конкретных мероприятий (например, строительство моста, проведение телефонной сети и т.п.).
5. По способу размещения различают:
5.1 Свободно размещаемые облигационные займы;
5.2 Займы, предполагающие принудительный порядок размещения. Принудительно размещаемыми чаще всего являются государственные облигации (например. Государственные облигационные займы СССР 40 50-х годов).
6. В зависимости
от формы, в которой
6.1 С возмещением в денежной форме;
6.2 Натуральные,
погашаемые в натуре Примером
натуральных облигаций
7. Периодическая выплата доходов по облигациям в виде процентов производится по купонам.
Купон представляет собой вырезной талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:
7.1 Облигации с фиксированной купонной ставкой;
7.2 Облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;
7.3 Облигации
с равномерно возрастающей
7.4 Облигации
с минимальным или нулевым
купоном (мелкопроцентные или
беспроцентные облигации). Рыночная
цена по таким облигациям
7.5 Облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может доход получить как в виде купонного дохода, так и облигациями нового выпуска;
7.6 Облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке, а часть срока - по плавающей ставке.
До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов. В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным для государства оказались в конечном счете выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств..
Особенностью
российского рынка
В отличие от
рынка корпоративных ценных бумаг
рьнок государственных
Рынок ценных бумаг может развиваться только в уровнях нормальных товарно-денежных отношений и отношений собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.
В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку создает условия для участия в таком рынке большинства предприятий и населения.
Приватизация крупных и средних предприятий начинается с преобразования их в акционерные общества. У акционерного общества множество собственников-акционеров. Право собственности каждого акционера удостоверяется акцией.
Организаторами приватизационных мероприятий выступают комитеты по управлению имуществом, созданные по национально-государственному и территориальному принципу, и фонды имущества, осуществляющие полномочия по признаку собственности.
Приватизационный
чек представлял собой
Задача финансовых менеджеров приватизируемых предприятий на первом этапе состояла в составлении плана приватизации, который при акционировании служил одновременно и проспектом эмиссии, а также устава создаваемой коммерческой организации, определяющего порядок распределения прибыли, состав и условия образования фондов денежных средств, права владельцев акций различных типов, организацию и управление финансовой деятельностью.
Российские варианты акционирования в процессе приватизации предусматривают выпуск простых (обыкновенных) акций и двух разновидностей привилегированных акций (типа "А" и "Б"). Разница заключается в том, что владельцы привилегированных акций типа "А" получают право ограниченного голоса, тогда как держатели акций типа "Б" могут лишь вносить предложения по поводу участия в голосовании. Обладатели акций типа "А" имеют первоочередное право на получение части оставшегося имущества ликвидируемой компании, тогда как держатели акций типа "Б" могут претендовать на это лишь после удовлетворения заявок собственников акций "А". И, наконец, держатели акций типа "А" при ликвидации акционерного общества получают номинальную стоимость акций. В случае продажи акций типа "Б" Фондом имущества владельцы этих акций обменивают их на обыкновенные.
Таким образом,
процесс приватизации способствует
становлению акционерных
Приватизация осуществляется несколькими способами:
- продажа акций акционерных обществ открытого типа;
- продажа предприятий
на специализированных
- продажа активов
ликвидируемых и
- продажа предприятий
обществам с ограниченной
- выкуп арендованного имущества.
Наиболее сложен
процесс организации продажи
акций акционерных обществ
При продаже
государственных или
При преобразовании
государственных и
Большую роль играют пропорции распределения акций между потенциальными инвесторами; членами трудового коллектива, юридическими лицами и гражданами, органами государственного управления. От этого зависит сумма, подлежащая взносу в бюджет. Введение искусственных ограничений на выкуп акций у государства приводит к дополнительным трудностям, связанным с их размещением.
Акционирование предприятий включает два основных аспекта: организационно-правовой и финансовый. Организационно-правовой аспект означает, что предприятия регистрируются в форме коммерческой организации. Финансовый аспект заключается в выпуске и размещении акций.
Цикл жизни ценных бумаг состоит из следующих фаз:
- конструирование нового выпуска ценных бумаг:
- первичное размещение
ценных бумаг (первичная
- обращение (купля-продажа) ценных бумаг;
- погашение (выкуп) долговых (облигаций и др.) ценных бумаг.
Рассмотрим процедуру эмиссии корпоративных ценных бумаг, т.е. их первоначального размещения на рынке ценных бумаг или поступления (выхода) в обращение.
Эмиссия ценных бумаг - выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.
Первичная эмиссия ценных бумаг, это - продажа ценных бумаг эмитентами их первым владельцам -инвесторам.
Процедура эмиссии ценных бумаг акционерными обществами регламентируется:
- Федеральным законом Российской Федерации "Об акционерных обществах", принятым Государственной Думой 24 ноября 1995 г.;
- Федеральным законом Российской Федерации "О рынке ценных бумаг", принятым Государственной Думой 20 марта 1996 г.;
- Инструкцией Министерства финансов РФ от 3 марта 1992 г. №2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации".
Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества и при увеличении размеров его уставного капитала (фонда) путем выпуска акций.
Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме:
- открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением о выпуске ценных бумаг, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта эмиссии;
- закрытого (частного) размещения - без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 500 включительно), или на сумму не более 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
В случае, если круг инвесторов ценных бумаг одного вида, выпущенных ранее в форме закрытого (частного) размещения, предполагается расширить сверх 500 инвесторов либо в случае дополнительного выпуска ценных бумаг того же вида, при котором их общий объем превысит 50 тыс. МРОТ, эмитент, инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу его ценных бумаг, обязаны зарегистрировать и опубликовать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытого (публичного) размещения ценных бумаг.
Информация о работе Ценные бумаги и их роль в деятельности предприятия