Ценные бумаги и их роль в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Процесс производства, распределения и потребления товаров и услуг неизбежно сопровождается тем, что у ряда предприятий сферы бизнеса и у некоторых слоев населения образуются временно свободные денежные средства. В то же время другие предприятия испытывают нехватку денежных средств для осуществления своих коммерческих программ. Нуждается в дополнительных денежных средствах и определенная часть населения. В результате возникает финансовый рынок, где деньги совершают свое самостоятельное движение независимо от движения товаров и услуг. Собственники денежных средств выступают здесь в качестве продавцов, а нуждающиеся – в качестве покупателей.

Содержание

Понятие о рынке ценных бумаг 4
Классификация ценных бумаг 5
Акции и их виды 6
Облигации и их виды 9
Российский рынок государственных ценных бумаг 11
Формирование рынка ценных бумаг в России в процессе приватизации 12
Приватизация - катализатор развития рынка ценных бумаг 12
Способы приватизации 13
Финансирование предприятий с помощью эмиссии ценных бумаг 13
Понятие эмиссии ценных бумаг 13
Процедура эмиссии и её этапы 15
Андеррайтинг 19

Работа состоит из  1 файл

Рынок ценных бумаг - копия.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

- заявление на  проведение регистрации;

- решение о  выпуске ценных бумаг;

- нотариально  заверенные копии учредительных  документов;

- проспект эмиссии  (2 экз.);

- копия платежного поручения об оплате налога на операции с ценными бумагами (0,8% суммы эмиссии).

Регистрирующий  орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или  принять мотивированное решение  об отказе в регистрации не позднее  чем через 30 дней с даты получения документов для регистрации-

Эмитент получает на руки один экземпляр проспекта  эмиссии, прошнурованного и скрепленного печатью регистрирующего органа со штампом "ЗАРЕГИСТРИРОВАНО".

Четвертый этап эмиссии состоит в том, что  после регистрации ценных бумаг эмитент публикует проспекты в количестве, достаточном для информирования всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска.

В случае публичного размещения ценных бумаг эмитент  одновременно публикует сообщение  о выпуске в средствах массовой информации с обязательным указанием:

- статуса, полного  наименования и юридического  адреса эмитента;

- вида выпускаемых  бумаг и объема выпуска;

- круга потенциальных  инвесторов;

- сроков начала  распространения ценных бумаг;

- места или  мест, где потенциальные инвесторы могут приобрети ценные бумаги данного выпуска к ознакомиться с содержанием проспекта эмиссии.

Эмитент должен обеспечивать полную и равную информированность  всех потенциальных покупателей  ценных бумаг данного выпуска  до приобретения ими ценных бумаг.

В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных  ценных бумаг эмитента сопровождался  регистрацией проспекта эмиссии, эмитент  обязан раскрыть информацию о своих  ценных бумагах и своей финансово - хозяйственной деятельности в следующих  формах:

- ежеквартальный  отчет эмитента;

-сообщения о  существенных фактах, затрагивающих  финансово-хозяйственную деятельность  эмитента.

Пятый этап - это  реализация ценных бумаг, т.е. продажа  первым покупателям. Ее может проводить  либо сам эмитент, либо привлеченный профессиональный участник рынка ценных бумаг - андеррайтер.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее  чем через две недели после  обеспечения всем потенциальным  владельцам возможности доступа  к информации о выпуске, которая  должна быть раскрыта в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

Заключительным  этапом эмиссии ценных бумаг является отчетность об итогах выпуска. При этом следует иметь в виду, то эмитент должен составить два вида отчета: один для акционеров, а другой для государственных органов, на которые возложена проверка отдельных сторон его деятельности. Перед акционерами эмитент отчитывается на ежегодном собрании, а перед государственными органами - в течение срока размещения ценных бумаг, а также после его окончания.

Не позднее 50 дней после завершения размещения эмиссионных  ценных бумаг эмитент обязан представить  отчет об итогах выпуска эмиссионных  ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчетов итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг  должен содержать следующую информацию:

1) даты начала  и окончания размещения ценных  бумаг;

2) фактическую  цену размещения ценных бумаг  (по видам ценныx бумаг в  рамках данного выпуска);

3) количество размешенных ценных бумаг;

4) общий объем  поступлений за размещенные ценные  бумаги, в том числе:

а) объем денежных средств в рублях, внесенных в  оплату размещенных ценных бумаг;

б) объем иностранной  валюты, внесенной в оплату размещенных  ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;

в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных  в качестве платы за размещенные  ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в  отчете об итогах выпуска эмиссионных  ценных бумаг дополнительно указывается  список владельцев, владеющих пакетом  эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией  по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий  орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его.

Для выпуска  ценных бумаг, общая номинальная  стоимость которых превышает 5 млрд. руб., необходимо ежеквартальное представление отчетов об эмиссии, для выпуска ценных бумаг номинальной стоимостью от 1 до 5 млрд. руб. отчеты представляются раз в полгода (не позднее соответственно 1 августа отчетного года - за первое полугодие отчетного года и I апреля года, следующего за отчетным, - за второе полугодие отчетного года); для выпусков ценных бумаг номинальной стоимостью менее 1 млрд. руб. отчет представляется по окончании размещения выпуска ценных бумаг.

В течение двух месяцев после проведения общего годового собран акционеров эмитент обязан опубликовать годовой отчет в печатном издании с указанием данных, которые эмитент считает целесообразным довести до сведения общественности, а также способа и места, где желающие могут ознакомиться с полным текстом годового отчета по цент бумагам.

Андеррайтинг

Практика показывает, что акционерное общество, даже крупное, самостоятельно не может да и не должно решать весь комплекс вопросов, связанных с выпуском и обращением своих ценных бумаг. Слишком накладно содержать специальный фондовый отдел, который на высоком профессиональном уровне постоянно занимался бы вопросами рынка ценных бумаг.

Подготовить и  правильно организовать размещение выпуска ценных бумаг, а затем  обеспечивать поддержание их ликвидности  на вторичном рынке может только профессионал рынка ценных бумаг, специализирующийся на проведении различных операций на фондовом рынке.

Участие профессионалов фондового рынка в размещении выпусков ценных бумаг на первичном  рынке характеризуется процедурой андеррайтинга.

Андеррайтер - инвестиционный институт (или их группа), обслуживающий и гарантирующий эмитенту первичное размещение на рынке ценных бумаг на согласованных условиях за вознаграждение. Андеррайтер осуществляет покупку ценных бумаг для последующей перепродажи частным инвесторам. Услуги по размещению первичной эмиссии корпоративных ценных бумаг на фондовом рынке - андерайтингу - предоставляют инвестиционные и коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные и финансовые компании.

Функции инвестиционной компании как андеррайтера, повсеместно принятые в международной практике, отражены в следующей схеме.

1. Подготовка  эмиссии; содействие в реорганизации  компании, конструирование и оценивание  эмиссии совместно с эмитентом,  юридическими фирмами, инвестиционными  консультантами, оценка эмитируемых ценных бумаг, установление связей между эмитентами и ключевыми инвесторами, членами синдиката по распространению ценных бумаг.

2. Распространение:  выкуп части или всей суммы  эмиссии, прямое распространение  эмиссии (продажа непосредственно инвесторам), продажа через эмиссионный синдикат, гарантирование рисков, поддержка курса ценной бумаги на вторичном рынке в период первичного размещения.

3. Послерыночная  поддержка: поддержка курса ценной  бумаги на вторичном рынке  (обычно в течение года).

4. Аналитическая  и исследовательская поддержка:  контроль динамики курса ценной  бумаги и факторов, на него  влияющих.

Возможны следующие  варианты взаимоотношений между  эмитентом и инвестиционной фирмой - андеррайтером:

1. Андеррайтинг "на базе лучших усилий".

В зависимости  от условий договора андеррайтер, выступающий  в роли брокера, может осуществлять размещение ценных бумаг по принципу "приложения всех усилий". В этом случае по условиям соглашения с эмитентом  андеррайтер не несет никаких  обязательств по выкупу нераспределенной части эмиссии. Обязательства андеррайтера состоят в том, чтобы приложить максимальные усилия с целью размещения ценных бумаг, однако, финансовой ответственности за конечный результат андеррайтер не несет.

Тем самым риск размещения выпуска полностью ложится на эмитента, а андеррайтер берет комиссионные за то количество бумаг, которое он реализовал. Нереализованная часть эмиссии возвращается эмитенту.

2. Андеррайтинг "на базе твердых обязательств".

В данном случае инвестиционная компания проводит операцию по размещению выпуска ценных бумаг за свой счет. Операция по выкупу нового выпуска ценных бумаг и их дальнейшей продаже индивидуальным и институциональным инвесторам называется подпиской, а компания осуществляющая подписку на ценные бумаги выступает в роли инвестиционного дилера.

Инвестиционный  дилер подписывается на весь выпуск ценных бумаг или его часть, и  осуществляет их выкуп по единой цене, а затем продает по рыночной более  высокой цене. При этом андеррайтер  по условиям соглашения с эмитентом несет твердые обязательства по выкупу всего или части выпуска. Поэтому, даже если часть выпуска окажется невостребованной первичными инвесторами, андеррайтер обязан ее приобрести, тем самым он принимает финансовые риски размещения ценных бумаг. Если же момент первичного размещения совпадает с резким понижением курсов на вторичном рынке, то андеррайтер, выкупающий выпуск по фиксированной цене, может понести значительные потери.

Особенности андеррайтинга  и работы инвестиционных компаний в российской практике:

- недостаточная  капитализация финансовых посредников,  неуверенность в ликвидности  и будущей динамике курса ценных  бумаг эмитента приводят к  преимущественному применению андеррайтинга  "на базе лучших усилий" (или  российская специфика - "с отложенным выкупом", т.е. выкуп" ценных бумаг эмитента по мере их реализации инвестиционной компанией публике):

- эмиссионные  синдикаты практически не формируются:

- для первичного  размещения используются фондовые  биржи;

- крупные эмитенты  выступают самостоятельно в роли организаторов и менеджеров эмиссионных синдикатов.

3.4 Привлечение  средств для предприятии с  помощью рынка ценных бумаг

Основная масса  как российских, так и зарубежных предприятий постоянно испытывает катастрофическую нехватку капиталов, в частности, недофинансирование предприятий в области внедрения новых технологий, повышения эффективности управления производством, мотивации труда и т. п. Важным инструментом по мобилизации капиталов, одним из наиболее удобных способов внешнего финансирования предприятия может являться рынок ценных бумаг.

Операции на рынке ценных бумаг используются, как правило, для финансирования основных средств предприятия. Причём следует не забывать, что при эмиссии  акций предприятие привлекает собственные  средства, а при эмиссии облигаций - заёмные.

Заключение

Итак, рассмотрев вышеуказанные проблемы, я могу сделать  ряд выводов:

Рынок ценных бумаг  является необходимым условием нормального  функционирования рыночной экономики  и выполняет ряд функций, среди  которых важнейшими являются пере распределительная функция и функция страхования ценовых и финансовых рисков. Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, государственные обязательства и другие.

Рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Приватизация явилась катализатором и основанием формирования и развития рынка ценных бумаг в России.

С помощью операций на рынке ценных бумаг можно произвести финансирование предприятий и дефицита государственного бюджета. Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что  это молодой, динамичный и перспективный рынок. Восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Информация о работе Ценные бумаги и их роль в деятельности предприятия