Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ дивидендной политики, как механизма формирования доли прибыли, выплачиваемой акционерам, а также разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Сириус».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
- анализ дивидендной политики исследуемой организации;
- разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.
Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущность, значение и типы дивидендной политики 8
1.2 Этапы формирования дивидендной политики 13
1.3 Расчет и порядок выплаты дивидендов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИРИУС» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сириус» 22
2. 2 Анализ прибыли организации и формирования дивидендов 2009-2011 гг.. 25
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «СИРИУС» 32
Заключение 36
Список используемых источников 38
Содержание
Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущность, значение и типы дивидендной политики 8
1.2 Этапы формирования дивидендной политики 13
1.3 Расчет и порядок выплаты дивидендов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИРИУС» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сириус» 22
2. 2 Анализ прибыли организации и формирования дивидендов 2009-2011 гг.. 25
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «СИРИУС» 32
Заключение 36
Список используемых источников 38
Актуальность темы
заключается в необходимости
создания на современных российских
предприятиях эффективной дивидендной
политики для поддержания финансовой
устойчивости предприятия на достаточном
уровне, дальнейшего развития и инвестиционной
привлекательности. Дивидендная политика
является неотъемлемой частью структуры
управления компанией. Представляет собой
совокупность способов и методов
начисления и распределения дивидендов
из чистой прибыли. Правильно выбранная
дивидендная политика указывает
на уровень профессионализма менеджмента
компании в целом и служит гарантом
дальнейшего развития компании, в
частности как инвестиционно-
Кроме того, дивидендная политика может оказать существенное влияние на цену акций компании.
Следует отметить, что
не существует единого алгоритма
определения дивидендной
Целью работы является изучение и анализ дивидендной политики, как механизма формирования доли прибыли, выплачиваемой акционерам, а также разработка оптимальной дивидендной политики ОАО «Сириус».
Для достижения цели необходимо выделить основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании;
- анализ дивидендной
политики исследуемой
- разработка мероприятий по совершенствованию дивидендной политики исследуемой организации.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы определен объект исследования – ОАО «Сириус». Предметом исследования является прибыль и дивидендная политика.
Основными методами исследования послужили: логический, метод анализа, описания, синтеза, сравнения, моделирования, а также метод монографического исследования.
Для написания работы использована специальная литература, публикации по исследуемой теме, внутренние данные по исследуемой организации.
Дивиденд — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении, т.е. это денежные доходы акционеров1.
Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.
Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия2.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
• оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
• воздействует на движение денежных средств организации;
• влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;
• способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1.).
Таблица 1.
Основные типы дивидендной политики акционерного общества3
Определяющий подход к формированию дивидендной политики |
Варианты используемых типов дивидендной политики |
I. Консервативный подход |
1. Остаточная политика 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат |
II. Умеренный (компромиссный) подход |
3. Политика минимального |
III. Агрессивный подход |
4. Политика стабильного уровня дивидендов 5.
Политика постоянного |
1. Остаточная политика
дивидендных выплат
фонд выплаты дивидендов образуется после
того, как за счет прибыли удовлетворена
потребность в формировании собственных
финансовых ресурсов, обеспечивающих
в полной мере реализацию инвестиционных
возможностей предприятия.4
Если по имеющимся инвестиционным проектам
уровень внутренней ставки доходности
превышает средневзвешенную стоимость
капитала (или другой избранный критерий,
например, коэффициент финансовой рентабельности),
то основная часть прибыли должна быть
направлена на реализацию таких проектов,
так как она обеспечит высокий темп роста
капитала (отложенного дохода) собственников.
Преимуществом политики этого типа является
обеспечение высоких темпов развития
предприятия, повышение его финансовой
устойчивости. Недостаток же этой политики
заключается в нестабильности размеров
дивидендных выплат, полной непредсказуемости
формируемых их размеров в предстоящем
периоде и даже отказ от их выплат в период
высоких инвестиционных возможностей,
что отрицательно сказывается на формировании
уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная
политика используется обычно лишь на
ранних стадиях жизненного цикла предприятия,
связанных с высоким уровнем его инвестиционной
активности.
2. Политика стабильного
размера дивидендных выплат
3. Политика минимального
стабильного размера дивидендов с надбавкой
в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда»)
по весьма распространенному мнению представляет
собой наиболее взвешенный ее тип.5
Ее преимуществом является стабильная
гарантированная выплата дивидендов в
минимально предусмотренном размере (как
в предыдущем случае) при высокой связи
с финансовыми результатами деятельности
предприятия, позволяющей увеличивать
размер дивидендов в периоды благоприятной
хозяйственной конъюнктуры, не снижая
при этом уровень инвестиционной активности.
Такая дивидендная политика дает наибольший
эффект на предприятиях с нестабильным
в динамике размером формирования прибыли.
Основной недостаток этой политики заключается
в том, что при продолжительной выплате
минимальных размеров дивидендов инвестиционная
привлекательность акций компании снижается
и соответственно падает их рыночная стоимость.
4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика постоянного
возрастания размера дивидендов
(осуществляемая под девизом —
«никогда не снижай годовой
дивиденд») предусматривает
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность формирования дивидендной политики7
Первоначальным этапом формирования
дивидендной политики является изучение
и оценка факторов, определяющих эту
политику. В практике финансового
менеджмента эти факторы
1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в) степень готовности отдельных
инвестиционных проектов с высоким
уровнем эффективности (отдельные
подготовленные проекты требуют
ускоренной реализации в целях обеспечения
эффективной их эксплуатации при
благоприятной конъюнктуре
2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников, В этой группе факторов основными являются:
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость привлечения
в) стоимость привлечения
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) уровень налогообложения
б) уровень налогообложения
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой
прибыли и коэффициент