Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
1. изучить формирование себестоимости как экономической категории;
2. рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
3. рассмотреть факторный анализ;
4. исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости……….......5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…...5
1.2 Сущность и значение факторного анализа………………….......……………13
Глава 2. Факторный анализ себестоимости предприятия
ООО «Ставрополь-Опторг» …………….............................................................…21
2.1 Факторный анализ себестоимости…………………….....................................21
2.2 Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………....…...27
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографический список….…………………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………………....33

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)
 

Тольяттинский государственный университет

Институт  финансов, экономики и управления

Кафедра «Экономики, финансов и бухгалтерского учета»

Специальность «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

Курсовой  проект 

по предмету «Экономический анализ»

Тема: «Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)» 
 
 
 
 
 

                                                                                      Студент : Скорикова М.А.

                                                                                      Группа: ФК – 402

                                                                                      Руководитель: Шнайдер О.В. 
 
 
 
 

Тольятти 2011 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости……….......5

1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…...5

1.2 Сущность и значение факторного анализа………………….......……………13 

Глава 2.  Факторный анализ себестоимости предприятия

ООО «Ставрополь-Опторг» …………….............................................................…21

2.1 Факторный анализ себестоимости…………………….....................................21

2.2   Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………....…...27 

Заключение………………………………………………………………………….30 

Библиографический список….…………………………………………………….32 

Приложения………………………………………………………………………....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

      Себестоимость является основой определения и  снижения цен на продукцию. Снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности, что в свою очередь способствует улучшению экономического состояния  организации в целом и ее работников в частности. Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя она выравнивается автоматически. Другое дело затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

      В обобщенном виде себестоимость продукции  отражает все стороны хозяйственной  деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

      Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции  изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить  резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

      Таким образом, учитывая важность анализа  объема себестоимости продукции, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

      Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.

      Задачи  исследования:

  1. изучить формирование себестоимости как экономической категории;
  2. рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
  3. рассмотреть факторный анализ;
  4. исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»

    Объектом  исследования работы является себестоимость  продукции ООО «Ставрополь-Опторг».

      При написании работы используются такие источники, как учебники и учебные пособия по предмету экономический анализ, журналы периодической печати, всемирная сеть Интернет, данные квартальных и годовых бухгалтерских и статистических отчетов «Ставрополь-Опторг».

      Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости

      1.1 Понятие и экономическое содержание  себестоимости

      В  процессе  хозяйственной   деятельности   предприятие   осуществляет

издержки  (материальные,  трудовые,   финансовые).    Издержки   предприятия

состоят из всей суммы расходов на производство продукции  и  ее  реализацию.

Эти издержки, выраженные  в  денежной  форме,  называются  себестоимостью  и  включаются в  стоимость  продукта.  Таким  образом,  себестоимость  является частью цены товара, причем она  отражает большую часть стоимости продукции  и зависит  от  изменения  условий   производства   и   реализации   продукции.

      Себестоимость  входит  в  число  особо  значимых  показателей  эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой  затраты  предприятия  на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов,  то есть  самоокупаемости.  Себестоимость  показывает,  во  что  обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать  на   продаже продукции,  то  есть  она является  основой ценообразования.  Если  стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то  имеет место   расширенное производство.  Если  в процессе реализации продукция меньше  себестоимости,  то  не  обеспечивается даже простое воспроизводство. Без  преувеличения  этот  показатель  наиболее чутко  реагирует  на  ситуацию,  которая  складывается  на  предприятиях,  в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

      В экономической  литературе  часто  встречается  определение,  которое

достаточно  кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

      Себестоимость (издержки) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта [4].

      В экономическом ракурсе себестоимость  продукции представляет как стоимостное  выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами [3]. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

  • учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

      Себестоимость продукции является  не  только  важнейшей  экономической категорией,  но  и  качественным  показателем,  так  как  она  характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного  и  постоянного  капитала), находящихся в распоряжении  предприятия.  В  себестоимость  входят  затраты, связанные:

  • непосредственно с  производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
  • с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
  • с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
  • с затратами на ремонт основных производственных фондов;
  • с  амортизационными  отчислениями   на   полное  восстановление (реновацию) основных фондов;
  • с расходами на реализацию продукции.

      Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты  на простое и расширенное воспроизводство  основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

      По  объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:

  • цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
  • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
  • полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

      В зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости:

     1) себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

     2) полная производственная себестоимость - это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.

     3) полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

     4) индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

     5) средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции [8].

      Корме того, различают плановую и фактическую  себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство[5]. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Информация о работе Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)