Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
1. изучить формирование себестоимости как экономической категории;
2. рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
3. рассмотреть факторный анализ;
4. исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости……….......5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…...5
1.2 Сущность и значение факторного анализа………………….......……………13
Глава 2. Факторный анализ себестоимости предприятия
ООО «Ставрополь-Опторг» …………….............................................................…21
2.1 Факторный анализ себестоимости…………………….....................................21
2.2 Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………....…...27
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографический список….…………………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………………....33

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

                                                     (6)

и составляет: 88,11 – 97,25 = -9,14 коп. Полученное изменение  общей суммы затрат за счет этого  фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования  более прогрессивной техники  и технологии, роста производительности труда.

      Выделить  влияние изменения цен и тарифов  на потребленные материальные ресурсы  можно, воспользовавшись формулой:

                                             (7)

или сравнив  сроки 11 и 10 таблицы: 98,42– 88,11 = 10,31коп. Увеличение в среднем цен и тарифов  на ресурсы привело к увеличению показателя затрат на рубль произведенных  товаров на 10,31коп.

     Влияние последнего фактора — изменения оптовых цен на товары определяется сравнение строк 9 и 11, т. е. по формуле

                                                 (8)

     Полученное отклонение свидетельствует о снижении затрат за счет увеличения в среднем отпускных цен, установленных организацией в отчетном периоде на свои товары: 95,63 – 98,42 = - 2,79 коп.

       Общее отклонение затрат на рубль произведенных товаров совпадает с расчетным по факторам, следовательно, расчет выполнен верно.

      Таблица 2.2 Анализ уровня влияния важнейших факторов на рубль произведенных товаров

Фактор Уровень

влияния,

коп.

Структурные сдвиги в составе товаров 2,76
Изменение уровня затрат на производство отдельных изделий -9,14
Изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы 10,31
Изменение оптовых цен на товары - 2,79
Итого: 1,14

     При анализе влияния на это изменение  всех 4-х факторов выясняется, что  снижение расходов в основном приходится именно на чистую экономию, т. е. на экономию уровня затрат на производство отдельных изделий. Это является положительным моментом. Однако общая экономия могла бы быть значительно больше, если бы не отрицательное влияние 2-х других факторов. В связи с этим, организации необходимо обратить особое внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственно подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку именно эти факторы (сдвиг в структуре произведенных товаров и увеличение цен на потребленные ресурсы) повлияли на результат в сторону увеличения расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      Себестоимость  является  одним  из  важных  показателей хозяйственной деятельности  предприятия.  Она является   одним   из основных   факторов формирования прибыли, а значит,  от  нее зависит финансовая  устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.

      Общество  с  ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг» является крупным предприятием по производству и реализации строительных материалов из дерева. Анализ структуры затрат предприятия показал, что большую часть в себестоимости продукции занимают переменные затраты 86 %. Анализ показывает, что общее увеличение затрат составляет 26,79 % или 144948 тыс.руб., при этом наибольшее увеличение в абсолютном значении наблюдается по элементу материальные затраты на 105458 тыс.руб. или 24,29 %, затраты на оплату труда возросли на 16486 тыс.руб. или 26,16 %. Рост отчислений по единому социальному налогу объясняется увеличением уровня оплаты труда. Увеличение амортизационных отчислений связано с ростом восстановительной стоимости основных средств. Увеличение более чем в 2 раза прочих затрат объясняется ростом затрат на телефонные разговоры в связи с ростом тарифов, расходов на рекламу и аренду.

    Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной себестоимости в 2009 году.

     Главным фактором повышения себестоимости  продукции оказалась является структура и удельные затраты на производство отдельных видов товаров.

Проведение  анализа материальных затрат на рубль  товарной продукции показывает, что  непосредственное влияние на изменение  уровня затрат на рубль товарной продукции  оказали 4 важных фактора:

  • изменение структуры произведенных товаров;
  • изменение уровня затрат на производство отдельных товаров;
  • изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
  • изменение оптовых цен на произведенные товары.

    Показатель  затрат на рубль товарной продукции  характеризует уровень себестоимости  одного рубля обезличенной продукции. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достижениям этого показателя можно отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

     При анализе выясняется, что снижение расходов в основном приходится на экономию уровня затрат на производство отдельных изделий, но для уменьшения себестоимости продукции , предприятию необходимо обратить внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственно подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку именно эти факторы (сдвиг в структуре произведенных товаров и увеличение цен на потребленные ресурсы) повлияли на результат в сторону увеличения расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список.

  1. Федеральный закон от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  2. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: электронный учебник / А.И. Алексеева - Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Высшая школа,-2004.
  4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): учебное пособие / Г.И. Хотинская, Т. В. Харитонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 240 с.: ил.: табл.
  5. Интернет ресурсы.
  6. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2005. - 424 с.
  7. Кузнецова Н.В. Финансово-хозяйственная деятельность: управление и анализ: Учебное пособие/ Н.В. Кузнецова. - М.: “Инфра-М”,-2007.
  8. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство- М.: Владос, 2003.
  9. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий. П.В. Смекалов,-2007.
  10. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. - М.: «Издательство Приор»,-2008.
  11. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, М.: Финансы и статистика-2008.
  12. Экономический анализ/ Под редакцией проф. Л.Т.Гиляровской. - М.: Высшая школа, 2006. - 288 с.
  13. Экономический анализ: Конспект лекций/ О.В. Хлыстова., – 2007
 
 
 

Приложение 1.

Анализ  затрат по экономическим элементам

Показатели Предыдущий 

период

Текущий период Темп  роста, % Отклонения

(+ , -)

сумма,

тыс.руб.

структура, 

%

сумма, тыс.руб. структура,

%

сумма, тыс.руб. структура, процентных пунктов
Материальные  затраты 434236 80,25 539694 78,66 124,29 +105458 -1,59
Затраты на оплату труда 63014 11,64 79500 11,59 126,16 +16486 -0,05
Начисленный единый социальный налог 22641 4,18 28012 4,08 123,72 +5371 -0,10
Амортизация основных средств 7194 1,33 9214 1,34 128,08 +2020 +0,01
Прочие  затраты 14046 2,60 29659 4,33 211,16 +15613 +1,73
Итого по элементам затрат 541131 100,00 686079 100,00 126,79 +144948 -
Объем производства товаров 572668 - 717416 - 125,30 +144748 -
Затраты на 1 рубль произведенных товаров 0,9449 - 0,9563 - 101,2 +0,0114 -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2.

     Расчет  и оценка затрат на рубль произведенных  товаров

Наименование  показателя Формула

расчета

Сумма
     Общая сумма затрат:    
1) предыдущего  периода, тыс.руб. ∑QппЗпп 541131
2) текущего  периода при ценах и тарифах  предыдущего периода, тыс.руб. ∑QтпЗпп 677916
3) текущего  периода, тыс.руб. ∑QтпЗтп 686079
     Объем производства в оптовых ценах:    
4) предыдущего  периода, тыс.руб. ∑QппЦпп 572661
5) текущего  периода при ценах и тарифах  предыдущего периода, тыс.руб. ∑QтпЦпп 627096
6) текущего  периода, тыс.руб. ∑QтпЦтп 717416
     Затраты на рубль произведенных товаров:    
7) предыдущего  периода (стр.1 : стр.4), коп. ∑QппЗпп ∑QппЦпп 94,49
8) предыдущего  периода, пересчитанного на выпуск  и ассортимент текущего периода  (стр.2 : стр.5), коп. ∑QтпЗпп ∑QтпЦпп 97,25
9) текущего периода, в ценах,  действовавших в текущем периоде  (стр.3 : стр.6), коп. ∑QтпЗтп ∑QтпЦтп 95,63
10) в  ценах текущего периода с учетом изменения цен на материальные ресурсы (стр.3 с учетом изменения цен : стр.5), коп. ∑QппЗ'тп

∑QтпЦпп

88,11
11) текущего  периода в оптовых ценах на  товары предыдущего периода (стр.3 : стр.5), коп. ∑QтпЗтп ∑QтпЦпп 98,42

Информация о работе Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)