Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:15, курсовая работа
Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
1. изучить формирование себестоимости как экономической категории;
2. рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
3. рассмотреть факторный анализ;
4. исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости……….......5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…...5
1.2 Сущность и значение факторного анализа………………….......……………13
Глава 2. Факторный анализ себестоимости предприятия
ООО «Ставрополь-Опторг» …………….............................................................…21
2.1 Факторный анализ себестоимости…………………….....................................21
2.2 Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………....…...27
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографический список….…………………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………………....33
и составляет: 88,11 – 97,25 = -9,14 коп. Полученное изменение общей суммы затрат за счет этого фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.
Выделить
влияние изменения цен и
или сравнив сроки 11 и 10 таблицы: 98,42– 88,11 = 10,31коп. Увеличение в среднем цен и тарифов на ресурсы привело к увеличению показателя затрат на рубль произведенных товаров на 10,31коп.
Влияние последнего фактора — изменения оптовых цен на товары определяется сравнение строк 9 и 11, т. е. по формуле
Полученное отклонение свидетельствует о снижении затрат за счет увеличения в среднем отпускных цен, установленных организацией в отчетном периоде на свои товары: 95,63 – 98,42 = - 2,79 коп.
Общее отклонение затрат на рубль произведенных товаров совпадает с расчетным по факторам, следовательно, расчет выполнен верно.
Таблица 2.2 Анализ уровня влияния важнейших факторов на рубль произведенных товаров
Фактор | Уровень
влияния, коп. |
Структурные сдвиги в составе товаров | 2,76 |
Изменение уровня затрат на производство отдельных изделий | -9,14 |
Изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы | 10,31 |
Изменение оптовых цен на товары | - 2,79 |
Итого: | 1,14 |
При
анализе влияния на это изменение
всех 4-х факторов выясняется, что
снижение расходов в основном приходится
именно на чистую экономию, т. е. на экономию
уровня затрат на производство отдельных
изделий. Это является положительным моментом.
Однако общая экономия могла бы быть значительно
больше, если бы не отрицательное влияние
2-х других факторов. В связи с этим, организации
необходимо обратить особое внимание
на ассортимент выпускаемой продукции,
а также, по возможности, ответственно
подойти к выбору поставщиков материальных
ресурсов, поскольку именно эти факторы
(сдвиг в структуре произведенных товаров
и увеличение цен на потребленные ресурсы)
повлияли на результат в сторону увеличения
расходов.
Заключение.
Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.
Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг» является крупным предприятием по производству и реализации строительных материалов из дерева. Анализ структуры затрат предприятия показал, что большую часть в себестоимости продукции занимают переменные затраты 86 %. Анализ показывает, что общее увеличение затрат составляет 26,79 % или 144948 тыс.руб., при этом наибольшее увеличение в абсолютном значении наблюдается по элементу материальные затраты на 105458 тыс.руб. или 24,29 %, затраты на оплату труда возросли на 16486 тыс.руб. или 26,16 %. Рост отчислений по единому социальному налогу объясняется увеличением уровня оплаты труда. Увеличение амортизационных отчислений связано с ростом восстановительной стоимости основных средств. Увеличение более чем в 2 раза прочих затрат объясняется ростом затрат на телефонные разговоры в связи с ростом тарифов, расходов на рекламу и аренду.
Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной себестоимости в 2009 году.
Главным фактором повышения себестоимости продукции оказалась является структура и удельные затраты на производство отдельных видов товаров.
Проведение анализа материальных затрат на рубль товарной продукции показывает, что непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказали 4 важных фактора:
Показатель
затрат на рубль товарной продукции
характеризует уровень
При
анализе выясняется, что снижение расходов
в основном приходится на экономию уровня
затрат на производство отдельных изделий,
но для уменьшения себестоимости продукции
, предприятию необходимо обратить внимание
на ассортимент выпускаемой продукции,
а также, по возможности, ответственно
подойти к выбору поставщиков материальных
ресурсов, поскольку именно эти факторы
(сдвиг в структуре произведенных товаров
и увеличение цен на потребленные ресурсы)
повлияли на результат в сторону увеличения
расходов.
Библиографический список.
Приложение 1.
Анализ затрат по экономическим элементам
Показатели | Предыдущий
период |
Текущий период | Темп роста, % | Отклонения
(+ , -) | |||
сумма,
тыс.руб. |
структура,
% |
сумма, тыс.руб. | структура,
% |
сумма, тыс.руб. | структура, процентных пунктов | ||
Материальные затраты | 434236 | 80,25 | 539694 | 78,66 | 124,29 | +105458 | -1,59 |
Затраты на оплату труда | 63014 | 11,64 | 79500 | 11,59 | 126,16 | +16486 | -0,05 |
Начисленный единый социальный налог | 22641 | 4,18 | 28012 | 4,08 | 123,72 | +5371 | -0,10 |
Амортизация основных средств | 7194 | 1,33 | 9214 | 1,34 | 128,08 | +2020 | +0,01 |
Прочие затраты | 14046 | 2,60 | 29659 | 4,33 | 211,16 | +15613 | +1,73 |
Итого по элементам затрат | 541131 | 100,00 | 686079 | 100,00 | 126,79 | +144948 | - |
Объем производства товаров | 572668 | - | 717416 | - | 125,30 | +144748 | - |
Затраты на 1 рубль произведенных товаров | 0,9449 | - | 0,9563 | - | 101,2 | +0,0114 | - |
Приложение 2.
Расчет и оценка затрат на рубль произведенных товаров
Наименование показателя | Формула
расчета |
Сумма |
Общая сумма затрат: | ||
1) предыдущего периода, тыс.руб. | ∑QппЗпп | 541131 |
2) текущего периода при ценах и тарифах предыдущего периода, тыс.руб. | ∑QтпЗпп | 677916 |
3) текущего периода, тыс.руб. | ∑QтпЗтп | 686079 |
Объем производства в оптовых ценах: | ||
4) предыдущего периода, тыс.руб. | ∑QппЦпп | 572661 |
5) текущего периода при ценах и тарифах предыдущего периода, тыс.руб. | ∑QтпЦпп | 627096 |
6) текущего периода, тыс.руб. | ∑QтпЦтп | 717416 |
Затраты на рубль произведенных товаров: | ||
7) предыдущего периода (стр.1 : стр.4), коп. | ∑QппЗпп ∑QппЦпп | 94,49 |
8) предыдущего
периода, пересчитанного на |
∑QтпЗпп ∑QтпЦпп | 97,25 |
9)
текущего периода, в ценах,
действовавших в текущем |
∑QтпЗтп ∑QтпЦтп | 95,63 |
10) в ценах текущего периода с учетом изменения цен на материальные ресурсы (стр.3 с учетом изменения цен : стр.5), коп. | ∑QппЗ'тп
∑QтпЦпп |
88,11 |
11) текущего
периода в оптовых ценах на
товары предыдущего периода ( |
∑QтпЗтп ∑QтпЦпп | 98,42 |