Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:15, курсовая работа
Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
1. изучить формирование себестоимости как экономической категории;
2. рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
3. рассмотреть факторный анализ;
4. исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости……….......5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…...5
1.2 Сущность и значение факторного анализа………………….......……………13
Глава 2. Факторный анализ себестоимости предприятия
ООО «Ставрополь-Опторг» …………….............................................................…21
2.1 Факторный анализ себестоимости…………………….....................................21
2.2 Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………....…...27
Заключение………………………………………………………………………….30
Библиографический список….…………………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………………....33
З0, З1 - суммы затрат базисного и отчетного периода;
Q0, Q1 - объем выпуска товаров базисного и отчетного периода.
Если
изменения величины затрат в анализируемый
период не нашли отражения в
Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу товара.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.
Во
второй главе данной курсовой работы
мы рассмотрим факторный анализ на примере
ООО «Ставрополь-Опторг».
Глава 2.Факторный анализ себестоимости предприятия ООО «Ставрополь-Опторг»
Традиционно анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всех товаров, при этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. Общая сумма затрат может измениться из-за объёма и структуры выпуска товаров, уровня переменных затрат на единицу товара и суммы постоянных расходов. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.
Приведенная схема поясняет порядок оценки влияния факторов на общее изменение затрат при сопоставлении затрат текущего периода с предыдущим (рисунок 2.1).
Рис.2.1 Схема анализа влияния факторов на изменение общей суммы затрат на производство товаров
При этом перерасчет затрат предыдущего периода на объем производства товаров текущего периода целесообразно осуществлять только по переменной части затрат.
Рассмотрим пример факторного анализа затрат в соответствии с рассмотренной выше схемой на основе исходных данных по предприятию ООО «Ставрополь-Опторг» за 2009 год (смотри таблица 2.1).
Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг» создано в 1999 году на базе приватизированного предприятия по производству и реализации строительных материалов из дерева, которое на тот момент времени находилось в ситуации краха. ООО «Ставрополь-Опторг» начало стабильно функционировать и постепенно из убыточного предприятия оно превратилось в более или менее платежеспособное предприятие. Продолжая производство и реализацию строительных материалов, ООО «Ставропольопторг» стало понемногу осваивать и другие сферы бизнеса. В частности, был выкуплено здание, находившееся на территории бывшего предприятия и оборудован лесопильный цех.
В 2002 году руководством предприятия было решено начать не только производить и доставлять строительные и сопутствующие материалы на строительные точки города, но и самим выполнять строительные работы. В начале это были просто единичные подрядные работы, а со временем они приобрели систематический характер. Предприятие начало выполнять реставрационные, а так же восстановительные работы не только по городу, но и краю.
В
настоящее время ООО «
В настоящий момент предприятие успешно функционирует на рынке производства оконных, дверных блоков. Планируется открыть цех по производству металлопластиковых изделий, в частности окон.
Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг», именуемое в дальнейшем ООО «Ставрополь-Опторг», создано в соответствие с Федеральным законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [1].
По приведенным данным таблицы 2.1 необходимо проанализировать влияние на изменение себестоимости:
1) объема производства товаров;
2) цен и тарифов по затратам;
3)
структуры и удельных затрат
на производство отдельных
Таблица 2.1 - Исходные данные для факторного анализа затрат
Показатели | Предыдущий
период. 2008год |
Текущий
период
2009 год |
Отклонение
(+/-), тыс.руб. |
Темп
роста,
% | ||
сумма, тыс.руб. | структура, % | сумма, тыс.руб. | структура, % | |||
1.Затраты
на производство
в том числе: |
541131 | 100,00 | 686079 | 100,00 | +144948 | 126,79 |
1.1.переменные | 464070 | 85,76 | 579800 | 84,51 | +115730 | 124,94 |
1.2.постоянные | 77061 | 14,24 | 106279 | 15,49 | +29218 | 137,92 |
2.Объем производства товаров | 572661 | - | 717416 | - | +144755 | 125,30 |
Порядок расчетов:
1) Определение общего изменения затрат: 686079 – 541131 = +144948 тыс. руб. (увеличение).
2) Пересчет затрат предыдущего периода на объем производства текущего периода:
а) переменных затрат : 464070 * 1,253 = 581479,7 тыс. руб. (изменяются пропорционально объему производства);
б) постоянных затрат 77061 тыс. руб. (остаются на базовом уровне).
Итого: 581479,7 + 77061 = 658540,7 тыс. руб.
3) Пересчет
затрат на производство
541131 / 572661 * 717416 = 677916 тыс. руб.
4) Оценка влияния факторов:
а) объема производства 658540,7 – 541131 = 117409,7 тыс. руб. (увеличение)
или 581479,7 – 464070 = 117409,7 тыс. руб. (увеличение)
б) цен и тарифов 686079 – 677916 = 8163 тыс. руб. (увеличение)
в) структуры и общей суммы затрат 677916 - 658540,7 = 19375,3 тыс. руб. (увеличение).
Итого: 117409,7 + 8163 +19375,3 = 144948 тыс. руб.
Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа затрат.
Анализ затрат по экономическим элементам позволяет осуществлять контроль формирования, структуры и динамики затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание.
Анализ данных показывает, что основная доля расходов приходится на материальные затраты и затраты по оплате труда, следовательно этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости (смотри приложение 1).
Анализ показывает, что общее увеличение затрат составляет 26,79 % или 144948 тыс.руб., при этом наибольшее увеличение в абсолютном значении наблюдается по элементу материальные затраты на 105458 тыс.руб. или 24,29 %, затраты на оплату труда возросли на 16486 тыс.руб. или 26,16 %. Рост отчислений по единому социальному налогу объясняется увеличением уровня оплаты труда. Увеличение амортизационных отчислений связано с ростом восстановительной стоимости основных средств. Увеличение более чем в 2 раза прочих затрат объясняется ростом затрат на телефонные разговоры в связи с ростом тарифов, расходов на рекламу и аренду.
Анализ затрат показывает, что в текущем периоде наибольший удельный вес приходится на материальные затраты, как и в предыдущем, но их доля снизилась на 1,59 процентных пункта. В структуре затрат на 1,73 процентных пунктов возросли прочие затраты, по остальным элементам затрат структурные изменения незначительны.
Затраты на 1 рубль выпущенной продукции увеличились на 1,14 копейки или 1,2 %.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенных товаров оказывают 4 важнейших фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
Для исследуемой организации общее отклонение затрат на рубль произведенных товаров текущего периода от предыдущего периода, вызванное всеми факторами, определяется сравнением строк 9 и 7 представленных в приложении 2:
95,63 – 94,49= +1,14 коп.,
т. е. затраты текущего периода оказались выше затрат предыдущего периода.
Рассмотрим влияние каждого из четырех вышеперечисленных факторов на это отклонение.
Влияние структурных сдвигов
в составе товаров
,
где, Q - количество изделий;
З – затраты на производство единицы изделия;
Ц - оптовая цена единицы изделия;
З'ф - фактические затраты на производство единицы изделия, скорректированные на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.
Изменения ассортимента выпущенных изделий привело к увеличению затрат на рубль произведенных товаров на 2,76 коп. (97,25– 94,49).
Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе выпущенных товаров определяют по формуле (разница строк 10 и 8):