Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа
Процесс производства транспортных услуг предполагает наличие и взаимодействие определенных факторов производства, к которым прежде всего можно отнести капитал АТП в его материально-вещественной форме (имущество предприятия) и труд, представляющий деятельность, связанную с затратами человеческого капитала. Носителями человеческого капитала являются трудовые ресурсы предприятия.
Введение
1. Особенности формирования и эффективность использования основных фондов автотранспортного предприятия
1.1 Основные производственные фонды АТП
1.2 Сроки службы основных фондов
1.3 Определение уровня эффективности использования основных фондов АТП
1.4 Методика определения физического и морального износа основных производственных фондов АТП
2. Источники финансирования воспроизводства основных фондов
2.1 Амортизация как категория учета износа основных фондов
2.2 Назначение амортизации в простом и расширенном воспроизводстве основных производственных фондов
2.3 Роль амортизации в накоплении основных фондов
3. Показатели, пути повышения эффективности использования основных фондов
Список литературы
Таблица 1. Показатели состояния и движения основных фондов
Показатель |
Величина | |
|
по плану |
фактическая |
Коэффициент износа |
0,91 |
0,93 |
Коэффициент годности |
0,09 |
0,07 |
Коэффициент выбытия |
0,37 |
0,04 |
Коэффициент обновления |
0,01 |
0 |
Можно предположить, что предприятие имеет достаточно серьезные проблемы, связанные с высоким износом основных фондов и их вялым обновлением.
1.3 Определение уровня эффективности использования основных фондов АТП.
Основные фонды — это существенно более значимый по стоимости элемент имущественного комплекса АТП, чем оборотные фонды. Это обстоятельство делает особо актуальной задачу их эффективного использования.
Обобщающим показателем использования всех основных фондов, которыми владеет или распоряжается предприятие, является фондоотдача (ФО), уровень которой определяется отношением годового объема продаж транспортных услуг (дохода) Д, руб., к среднегодовой стоимости основных фондов (ОФ), руб., используемых при производстве этих услуг:
ФО = Д/ОФ.
Уровень фондоотдачи часто оценивают в процентах. В этом случае показатель ФО, приведенный выше, умножается на 100 %.
При расчете показателя фондоотдачи реализован основной принцип оценки экономической эффективности — сравнение затрат, вкладываемых в производство транспортных услуг, с получаемыми автотранспортным предприятием результатами. Заметим, что этот принцип используют для оценки эффективности всех видов ресурсов предприятия.
Фондоотдача может иметь натуральное выражение. В этом случае объем транспортных услуг, производимых предприятием, измеряют числом тонн (тонна-километров) или пассажиров (пассажирокилометров), или другими натуральными показателями. Например, при измерении объема продукции в тоннах перевезенного груза (Qm) фондоотдача может быть определена следующим образом:
фо = Qm/оф.
Доля стоимости основных фондов, приходящаяся на единицу транспортных услуг, — это показатель фондоемкости (ФЕ) транспортной продукции:
ФЕ = ОФ/Д
или при измерении объема продукции в тоннах
ФЕ = ОФ/Qm,
Таким образом, в общем виде ФЕ = 1/ФО.
Наряду с показателем рентабельности основных фондов (величина прибыли, приходящаяся на единицу стоимости основных фондов), показатели фондоотдачи и фондоемкости применяют обычно с целью определения общего уровня (эффективности) использования основных фондов АТП. Чтобы эта характеристика была достаточно достоверной, необходимо:
Перечисленные выше показатели дают лишь общее представление об уровне и тенденциях использования основного капитала автотранспортного предприятия. Даже в том случае, когда оценка выполняется по отношению к подвижному составу (как активной части основных фондов), она является усредненной и поэтому не позволяет принять конкретные управленческие решения, направленные на полное использование основных средств. Такие решения могут быть приняты на основе более детального анализа, когда для оценки использования каждого вида основных фондов применяют частные показатели, сформированные с учетом функционального назначения этого вида.
Так, использование автомобилей может быть оценено: коэффициентом их выпуска на линию; соотношением времени нахождения их в наряде и времени движения; величиной выработки в натуральных единицах транспортной продукции, приходящейся на одну среднесписочную автотонну (на один местокилометр), и др. При этом можно разделить общую совокупность показателей на две группы:
Использование производственных зданий может быть охарактеризовано такими показателями, как степень полезного использования площади зданий; соотношение основной и вспомогательной площади производственной зоны и др.
Использование ремонтного оборудования, оргтехники, технических устройств (например, канав для осмотра автомобилей) может быть оценено при помощи ряда частных показателей, позволяющих определить, какую часть из нормативного времени работы эти основные фонды действительно работают и насколько они загружены во время работы с позиций их номинальных технических характеристик. Уже говорилось о том, что подобные показатели соответственно характеризуют экстенсивность (1) и интенсивность (2) использования основных фондов. К числу показателей 1-й группы можно, например, отнести коэффициент использования компьютерной техники в течение рабочего дня, а к числу показателей 2-й группы — степень загрузки подъемных механизмов.
На основе информации о величине и динамике частных показателей принимают управленческие решения по приоритетным направлениям в области эффективного использования основных фондов АТП.
При решении проблемы улучшения использования основных фондов на автомобильном транспорте особое внимание уделяют подвижному составу, как активной части основных фондов.
Факторы повышения фондоотдачи подвижного состава многообразны:
Внешние по отношению к АТП факторы эффективности использования подвижного состава — это состояние автомобильных дорог, погодные условия, планировка проездов в населенном пункте, интенсивность транспортного потока, степень соответствия средств погрузки характеристикам автомобиля, способ упаковки груза, организация процессов погрузки и разгрузки грузов, ограничение по скорости движения транспортных средств и другие факторы, влияние которых не регулируется непосредственно самим АТП.
Что касается внутрипроизводственных факторов повышения эффективности использования основных фондов, то их можно определить в результате анализа бухгалтерской отчетности и данных аналитического учета по отдельным объектам основных средств, а также на основе данных непосредственных наблюдений за производственным процессом. Полученная при этом информация позволяет выявить наиболее актуальные проблемы использования основных фондов и найти наименее затратные пути их решения.
2. Источники
финансирования
Источники финансирования воспроизводства основных фондов подразделяются на собственные и заемные.
Воспроизводство имеет две формы:
простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных фондов соответствуют по величине начисленной амортизации;
расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств превышают сумму начисленной амортизации. Затраты капитала на воспроизводство основных фондов имеют долгосрочный характер и осуществляется в виде долгосрочных инвестиций на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.
К источникам собственных средств фирм для финансирования воспроизводства основных фондов относятся:
· амортизация;
· износ нематериальных активов;
· прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы.
Достаточность источников средств для воспроизводства основного капитала имеет решающее значение для финансового состояния фирмы.
К заемным источникам относятся:
· кредиты банков;
· заемные средства других фирм;
· долевое участие в строительстве;
· финансирование из бюджета;
· финансирование из внебюджетных фондов.
Вопрос о выборе источников финансирование капитальных вложений должен решатся с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала; эффективности отдачи от него; соотношения собственного и заемного капиталов; экономических интересов инвесторов и заимодавцев.
2.1 Амортизация как категория учета износа основных фондов
Кругооборот основных фондов включает 3 фазы: износ, амортизацию и возмещение.
Износ и амортизация происходят в процессе производственного использования основных фондов, а возмещение -- в результате их создания и восстановления. По мере использования физически изнашиваются элементы средств труда, ухудшаются их технические свойства. Наступает так называемый механический износ, в результате чего средства труда утрачивают способность участвовать в изготовлении продукции. Иными словами, уменьшается их потребительная стоимость. Основные фонды подвергаются физическому износу не только вследствие их производительного использования, но и под влиянием сил природы. Как в процессе функционирования, так и при бездействии под влиянием атмосферных условий, постепенных, разрушительных действий естественного обмена веществ происходят коррозия металла, гниение дерева, т. е. деформируются и разрушаются отдельные части основных фондов. Средства труда могут выйти из строя и в результате таких чрезвычайных обстоятельств, как пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия. Величина физического износа основных фондов зависит от качества их изготовления, технических параметров, заложенных в процессе создания и предопределяющих долговечность. Кроме того, уровень физического износа основных фондов зависит от степени их загрузки в процессе производительного использования. Чем больше сменность работы оборудования и интенсивнее его загруженность во времени и по мощности, тем выше уровень износа. Наряду с этим износ зависит от уровня квалификации рабочих, соблюдения соответствующих условий эксплуатации, защищенности от неблагоприятных условий окружающей среды, качества ухода и своевременности проведения ремонта.
Наряду с физическим износом средства труда подвержены моральному износу, при котором еще вполне пригодные по материальному состоянию машины и оборудование становятся невыгодными в эксплуатации по сравнению с новыми, более эффективными образцами техники. Различают две формы морального износа. Первая, когда в результате научно-технического прогресса, обусловливающего рост производительности труда в отраслях, производящих средства производства, подобного рода машины производятся с меньшими затратами. Когда производство новых, более дешевых машин становится массовым, стоимость аналогичных по техническим характеристикам действующих средств труда снижается. Ведь в каждый данный момент стоимость товаров определяется не индивидуальными затратами, а количеством общественно необходимого рабочего времени на его производство. Новые машины аналогичной конструкции производятся дешевле и поэтому переносят на готовый продукт меньшую долю стоимости, что делает их более эффективными в эксплуатации и стимулирует досрочную замену старых образцов техники.
Вторая форма морального износа -- уменьшение стоимости функционирующих средств труда в результате внедрения в производство новой, более прогрессивной и экономичной техники. Новые машины могут быть более производительными, т. е. за единицу времени на них можно выпустить большее количество продукции.
Возможны изменения
качественных характеристик и
Использование морально устаревшей, хотя и физически еще не изношенной техники приводит к относительному увеличению затрат на производство, сдерживает совершенствование технологических процессов. Возникает проблема: нести потери от досрочной замены устаревших средств труда и получить экономию от внедрения более прогрессивной технологии или эксплуатировать морально устаревшее оборудование до полного списания его стоимости, но при этом терять возможность роста эффективности производства в перспективе. Как правило, сопоставления свидетельствуют в пользу досрочной замены машин с целью технического совершенствования производства, эффект чего намного превышает потери до досрочного списания.
Информация о работе Физический и моральный износ основных производственных фондов