Формирование, распределение и использование прибыли, факторы ее роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности
предприятия…………………………………………………………………….7
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………….7
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии……………………11
1.3 Распределение и использование прибыли……………………………….14
2 Анализ формирования и распределения прибыли (на примере ОАО «Хлебокомбинат Якутский»)…………………………………………………19
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия…………………………..19
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия……….21
2.3 Анализ рентабельности предприятия……………………………………30
2.4 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия. Факторы влияющие на увеличение прибыли………………..36
Заключение…………………………………………………………………….41
Список использованных источников………………………………….……..46
Приложение А (обязательное)………………………………………….…….49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Прибыль предприятия.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

Производственная  деятельность ОАО «Хлебокомбинат Якутский» основывается на выпуске хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Производственная мощность предприятия составляет 5 тонн продукции в сутки.

На предприятии  имеется кондитерский цех, который  вырабатывает более 40 наименований кондитерских изделий. В настоящее время предприятие производит хлеб из ржаной и из смеси ржаной и пшеничной муки, пшеничной муки всех сортов, булочные и бараночные изделия. Освоены и пользуются спросом такие виды продукции, как: хлеб «Дарницкий», «Мультисид», ржаной хлеб «Особый».

Основными целями деятельности предприятия являются:

- производство  и реализация хлебобулочных изделий  через торгующие организации сел и города;

- обеспечение  и повышение социальных гарантий  членов трудового коллектива;

- получение прибыли и рост доходов.

В настоящее  время на предприятии осваивается  выпуск нового ассортимента, в частности: печенья калорийного, тортов вафельных под названием «Якутский» и «Полярный», киселя сухого. Вся выпускаемая продукция пользуется большим спросом у покупателей. Большие трудности Хлебокомбинат испытывает из-за несвоевременной оплаты за продукцию. В результате чего нет возможности закупить сырье, новое оборудование. ОАО «Хлебокомбинат Якутский » отпускает свою продукцию под реализацию и по договору мены.

Управление  делами на предприятии распределены между директором, главным бухгалтером и начальником производства. Перед каждым работником ставятся конкретные задачи, за выполнение которых они несут ответственность. Политика оплаты труда работников строится на зависимости размера заработка от объемов производства.

Организация имеет  иерархическую структуру управления, которая представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 –  Организационная структура управления предприятия

 

Основной производственной деятельностью предприятия ОАО «Хлебокомбинат Якутский » является производство хлебобулочных изделий с последующей их продажей населению. Показатели развития предприятия представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. –  Основные показатели развития предприятия

Показатели

Годы

2011 г. в % к  2009 г.

2009

2010

2011

Произведено продукции  в текущих ценах, руб.

1130236

1580422

1688385

149

Среднегодовая (среднесписочная) численность работающих, чел.

20

22

23

115

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов промышленного назначения, руб.

970198

778119

564324

58

Произведено продукции  в расчете:

- на одного  работника, руб.

56512

71837

73408

130

- на 100 руб. стоимости  фондов, руб.

117

203

299

256


 

Как видно из таблицы 1. за период с 2011 по 2009 гг. ОАО «Хлебокомбинат Якутский» увеличило выпуск продукции на 49%. Также за тот же период увеличилась численность работающих на 3 человека и уменьшилась стоимость основных производственных фондов на 405874 руб. Влияние данных факторов сказалось на увеличении произведенной продукции в расчете на одного работника и на 100 руб. стоимости фондов. Это связано с тем, что предприятие провело ликвидацию морально устаревшего оборудования и заменило его новыми образцами с более высокими показателями выхода продукции.

 

 

2. 2 Анализ формирования прибыли предприятия

 

Прибыль - это  часть чистого дохода, который  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Количественно  она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

В процессе анализа  формирования прибыли используются следующие основные показатели прибыли:

  • валовая прибыль;
  • прибыль от продаж;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистая прибыль.

 

Таблица 2.1 - Показатели прибыли ОАО «Хлебокомбинат Якутский», тыс. руб.

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Валовая прибыль

56569

65491

66862

95819

Прибыль от продаж

14636

8370

3331

27059

Прибыль до налогообложения

10180

6700

379

3016

Чистая прибыль

8064

5337

35

28


 

Валовая прибыль  это разность между выручкой нетто и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Как видно из таблицы 2.1 значения валовой прибыли ОАО «Хлебокомбинат Якутский» за анализируемый период времени с каждым годом увеличиваются. И никаких изменений в сторону уменьшения не наблюдается.

 

Тенденцию изменения  показателей прибыли можно рассмотреть  в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Отклонения от фактических  значений показателей прибыли ОАО «Хлебокомбинат Якутский», т.р.

Показатели

Отклонение

 

2008-2007 гг.,

2009-2008 г.,

2010-2009гг.,

Валовая прибыль

+8922

+1371

+28957

Прибыль от продаж

-6266

-5039

+23728

Прибыль до налогообложения

-3480

-6321

+2637

Чистая прибыль

-2727

-5302

-7


 

Данные таблицы 2.2 позволили сделать следующие  выводы. За анализируемый период времени  наблюдается положительная динамика валовой прибыли. В 2009 году она увеличилась по сравнению с 2008 годом на 8922 т.р. и составила 65491 т.р. В 2010 году отклонение в положительную сторону составило 1371 т.р. А в 2011 году прирост валовой прибыли составил 28957 т.р. и фактически валовая прибыль в этом году была отмечена на уровне 95819 т.р. Значения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения до 2010 года снижались, а в 2011 году прирост данных показателей по отношению к предыдущему году составил 23728 т.р. и 2637 т.р. соответственно. Чистая прибыль с каждым годом уменьшается. Отклонение в 2010 году по отношению к 2009 году составило 2727 т.р., в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 5302 т.р., а в 2011 году отклонение составило только 7 т.р., так как фактическое значение прибыли в 2010 году было 35 т.р., а в 2009 году - 28 т.р.

Прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли  за минусом постоянных расходов отчетного  периода. Постоянные расходы включают в себя коммерческие и управленческие расходы предприятия.

При рассмотрении значений коммерческих и управленческих расходов

ОАО «Хлебокомбинат Якутский» видно, что управленческие расходы на протяжении анализируемого периода увеличиваются. Прирост их составил в 2009 году - 14902 т.р. или 137,2 %, в 2010 г. - 7533 т.р. или 113,7 %, а в 2011 году - 2502 т.р. или 104,0 %. А коммерческие расходы в 2010 году уменьшились на 1123 т.р. по сравнению с 209 годом. В 2011 году коммерческие расходы увеличились на 2727 т.р. или 366,6 % по сравнению с 2010 годом. В 2009 году по отношению к 2008 году прирост коммерческих расходов составил 286 т.р. или 115,4%.

 

Таблица 2.3 - Значение постоянных расходов ОАО «Хлебокомбинат Якутский», т.р.

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Коммерческие расходы

1860

2146

1023

3750

Управленческие расходы

40073

54975

62508

65010

Сумма постоянных расходов

41933

57121

63531

68760


 

Анализируя  таблицу 2.3 также видно, что постоянные расходы ОАО «Хлебокомбинат Якутский» на протяжении 2008-2011 гг. возрастали. Так в 2008 году постоянные расходы были равны сумме 41933 т.р., а к 2011 году данная сумма увеличилась до 68760 т.р. Прирост составил 26827 т.р. или 163,9%. Это говорит о том, что с каждым годом расходы, связанные с коммерческой и управленческой деятельностью ОАО «Хлебокомбинат Якутский» увеличиваются. На сумму постоянных расходов анализируемого предприятия большое влияние оказывают управленческие расходы

Так же при рассмотрении таблицы 2.1 отметим, что прибыль от продаж в 2008 году была равна сумме 14636 т.р. В течение периода 2008-2010 гг. данная прибыль с каждым годом снижалась. И к 2010 году прибыль от продаж была равна 3331 т.р. Спад составил 11305 т.р. по сравнению с 2008 годом. В 2011 году прибыль от продаж увеличилась до 27059 т.р., что даже превышало значение 2008 года на 184,9%.

 



Коммерческие  и управленческие расходы ОАО " Хлебокомбинат Якутский "

 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Коммерческие  расходы

Управленческие  расходы

Рисунок 2.1 - Коммерческие и управленческие расходы ОАО «Хлебокомбинат Якутский» за 2008-2011 гг.

После рассмотрения рисунок 2.1 видно, что управленческие расходы предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2010 году резко уменьшились и фактически составили 1023 тыс.р., но к 2011 году они увеличились до 3750 тыс.р., что превысило даже уровень 2009 года (2146 тыс.р.).

На наш взгляд для большей удобности и наглядности изменения прибыли от продаж и факторов, влияющих на это изменение необходимо сделать факторный анализ прибыли, для выяснения степени влияния различных факторов на уровень прибыли от продаж.

Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:

 

 Р = N-S,  (2.1)

 

где N - выручка  от продаж продукции (работ, услуг) без  НДС, акцизов и других косвенных  налогов;

S - затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Изменение прибыли  от продаж продукции происходит под  влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят  от ряда факторов.

К факторам первой группы относятся:

  • изменение отпускных цен на продукцию;
  • изменение объема продаж продукции;
  • изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.

Факторы второй группы включают:

  • изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
  • изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;
  • изменение цен на материалы и тарифов на услуги.

Приведем методику формализованного расчета влияния  факторов на прибыль от реализации продукции.

Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции:

 

  (2.2)

 

где - прибыль отчетного года;

- прибыль базисного года.

 

Таблица 2.5 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Хлебокомбинат Якутский», т.р.

Факторы

2009 г.

2010 г.

2011г.

Изменение отпускных  цен на продукцию

- 8869,23

- 33882,5

70463,6

Изменение объема реализации продукции

878,16

502,2

199,86

Изменение структуры  продукции

146,36

83,7

33,31

Снижение уровня затрат

- 38760,91

- 16572,28

- 109822,77

Изменение структуры  затрат

1767,2

1752,68

1568,58

Изменение цен на материалы и тарифов

50825,1

4548,82

62067,25

Общее отклонение от прибыли

5986,68

- 43567,38

24509,83


 

Анализируя  данные таблицы 2.5 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в 2011 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.

На основе факторного анализа можно также сделать  вывод о том, что на протяжении 2009-2011 годов на предприятии наблюдается тенденция к снижению объема реализации продукции и соответственно ухудшается и структура продукции. На наш взгляд, это дает основание полагать, что продукция ОАО «Хлебокомбинат Якутский» не пользуется спросом.

Прибыль до налогообложения  включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2008-2010 гг. уменьшалась. В 2009 году уровень данной прибыли был меньше на 3480 т.р., чем в 2008 году. А в 2010 году данная прибыль сократилась на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2011 году прибыль до налогообложения по отношению к 2010 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.

Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли, факторы ее роста