Формирование, распределение и использование прибыли, факторы ее роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности
предприятия…………………………………………………………………….7
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………….7
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии……………………11
1.3 Распределение и использование прибыли……………………………….14
2 Анализ формирования и распределения прибыли (на примере ОАО «Хлебокомбинат Якутский»)…………………………………………………19
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия…………………………..19
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия……….21
2.3 Анализ рентабельности предприятия……………………………………30
2.4 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия. Факторы влияющие на увеличение прибыли………………..36
Заключение…………………………………………………………………….41
Список использованных источников………………………………….……..46
Приложение А (обязательное)………………………………………….…….49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Прибыль предприятия.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 2.11 - Величина собственных оборотных активов ОАО «Хлебокомбинат Якутский»,т.р

Показатель

Фактическое значение

Отклонение

 

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2006-2005 гг.

2004- 2003 гг.

2009-2008 гг.

Величина собственных  оборотных активов

92789,9

94859

7373

-5705,5

+2069,1

-87486

-13078,5


 

Резюмируя выше сказанное по распределению прибыли ОАО «Хлебокомбинат Якутский» можно сделать следующие выводы: в течение периода 2008-2009 гг. чистая прибыль распределялась по следующим направлениям:

  • дивидендные выплаты;
  • в резервный фонд;
  • на капитальные вложения.

Притом, что  больше половины чистой прибыли направлялось на капитальные вложения (55,6 % - в 2008 году, 57,8 % - в 2009 году), на дивидендные выплаты направлялось в 2008 году - 33,5 %, а в 2009 году - 38,2 % от чистой прибыли. Оставшаяся часть чистой прибыли в размере 10,8 % (2008 г.) и 4,0 % (2009 г.) в резервный фонд предприятия.

А за период 2010-2011 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. По моему мнению, это, конечно же, не правильно, но у руководства предприятия не остается другого выхода, так как с каждым годом размер прибыли снижается. И для получения более большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.

По коэффициентам  платежеспособности можно сделать  вывод, что они находятся в норме, хотя к 2010-2011 годам коэффициент концентрации собственного капитала снизился, а коэффициент концентрации заемного капитала наоборот уменьшился.

Величина собственных оборотных активов, как и все другие показатели на протяжении отчетного периода времени снижается. Так в 2008 году сумма собственных оборотных средств составляла 92789,9 т.р., к 2010 году данная величина сократилась до 7373 т.р., а в 2011 году размер собственных оборотных активов получился отрицательным.

 

2.4 Совершенствование практики формирования и распределения прибыли на предприятие



Факторы, влияющие на увеличение прибыли

 

Чтобы управлять  прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы  можно условно подразделить на три  группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные  факторы связаны с объемом  производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической  оснащенностью, соответственно - качественными  параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

Коммерческие  факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком  смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей  и перспективной конъюнктуры  рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Финансовые  факторы, охватывающие и выручку  от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности.


 

Рисунок 3.1 - Факторы, влияющие на величину прибыли

 

К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных  регулируемых цен на реализуемую  продукцию, уровень налогов и  тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рисунок 3.1). Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние  факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным  относятся факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Все факторы  можно разделить: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним относится:

  • рыночно - конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышения конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
  • хозяйственно - правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Под внутренними  факторами понимают:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
  • организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
  • экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников)[22,с.100].

Итак, важнейшим  принципом выживания промышленных предприятий в условиях рынка является следующее: производить надо то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производит предприятие. Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.

Одним из путей  повышения прибыльности ОАО «Хлебокомбинат Якутский», на мой взгляд является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Отступление от них - гарантия убытков. На данном предприятии необходимо ввести юридические подразделения, основной задачей которых становится своевременное взыскание штрафов с нарушивших свои обязательства поставщиков, транспортных и других организаций.

Снижение себестоимости  продукции является важнейшим фактором роста прибыли. В снижении себестоимости  продукции наиболее полно отражается экономия материальных, трудовых и  финансовых ресурсов, которыми располагает  предприятие. Максимальная мобилизация резервов снижения себестоимости продукции является важным условием эффективного функционирования предприятия.

Также, по нашему мнению, необходимо внедрение противозатратного механизма деятельности ОАО «Хлебокомбинат Якутский» что предполагает, прежде всего, усиление борьбы с непроизводительными и нерациональными расходами, поиск более экономичных решений, выявление резервов снижения затрат на производство и сбыт продукции.

На наш взгляд, одним из резервов снижения материальных затрат ОАО «Хлебокомбинат Якутский» является поиск и покупка на рынке относительно недорогого сырья и материалов. Она осуществляется посредством анализа предложений поставщиков по сложившимся связям или при помощи обращения на товарную биржу. Анализируя котировки цен на биржах и цены на материалы и сырье поставщиков, можно приобрести относительно дешевое сырье.

Таким образом, по нашему мнению все факторы, оказывающие влияние на прибыль можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. Внутренние факторы зависят от деятельности организации, к ним относят: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда, компетентность руководства. К факторам, не зависящим от деятельности организации, относят изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизационных отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Постоянное  улучшение технологического процесса производства, повышение качества оказываемых  услуг, «нормальное» налоговое законодательство, расширение производства, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное управление это самые главные, но далеко не все, слагаемые максимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой.

Прибыль, вот  для чего, и ради чего, человек - предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведь вкладывая каждый рубль, имеющийся  у него в кармане. Он надеется получить от него отдачу, в виде прибыли.

Прибыль как  экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является производственная продукция, которая товаром при условии ее реализации потребителю.

Как важнейшая  категория рыночных отношений прибыль  выполняет определенные функции. Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль представляет собой разницу общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от хозяйственных различных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль, полученная организацией, распределяется следующим образом, прежде всего организация уплачивает в установленном порядке налог на прибыль, корректируя прибыль (убыток) до налогообложения. Из откорректированной прибыли вычитаются: доходы в виде дивидендов по обыкновенным акциям, процентов и дисконта, полученных по ценным государственным бумагам, принадлежащим организациям. Далее вычитается сумма льгот, предоставляемых организации в соответствии с действующими законодательством. Оставшаяся после уплаты налога на прибыль сумма составляет прибыль организации от обычной деятельности. Если у организации возникли чрезвычайные доходы или расходы, то они суммируются с обычной прибылью и формируют чистую прибыль (нераспределенную прибыль отчетного периода).

На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Во-первых, валовая прибыль - разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализации продукции. На протяжении отчетного периода данная прибыль увеличивается. Так в 2008 году сумма валовой прибыли была равна 56569 т.р., а к 2011 году она увеличилась до 95819 т.р. Во-вторых, прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Прибыль от продаж в 2008 году составила 14636 т.р., в 2009 г. - 8370 т.р., а к 2011 году увеличилась до 27059 т.р. На размер прибыли от продаж в той или иной степени оказывают следующие факторы: изменение отпускных цен на продукцию, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, снижение уровня затрат, изменение структуры затрат, изменение уровня затрат, изменение цен на материалы и тарифы. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2009 и в 2011 годах наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли в 2005 году только 14,76%, а в 2011 году 0,81%. Это позволяет сделать нам вывод о том, что продукция ОАО «Хлебокомбинат Якутский» не пользуется не особым спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2009 году - 29,52%, а в 2011 году - 6,39% общего отклонения от прибыли. В-третьих, прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов с каждым годом возрастает, так к 2009 году составило 21182 т.р. (2008 г. - 4997 т.р.) и является отрицательным числом. Это говорит о том, что расходы превышаю над доходами. Прибыль до налогообложения с 2008 года (10180 т.р.) по 2010 год (379) резко сокращается.

Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли, факторы ее роста