Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса формирования себестоимости продукции.
Введение
Глава I. Себестоимость как экономическая категория. виды и составляющие себестоимости продукции
1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции, её виды
1.2 Затраты, включаемые в себестоимость, и их классификации
Глава II. снижение себестоимости продукции
2.1 Анализ структуры себестоимости продукции
2.2 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции
2.3 Пути снижения себестоимости продукции
Глава III. Расчетно-аналитическая часть
3.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции
3.2 Составление калькуляции себестоимости изделия
3.3 Ценообразование на предприятии
3.4 Формирование прибыли предприятия
3.5 Распределение прибыли
3.6 Капиталовложения в развитие производства (КВ)
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа
По дисциплине "Экономика предприятия"
Тема: "Формирование себестоимости продукции"
Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Эглит Лидия Николаевна
выполнил студент 2 курса, группы Э-031 Макеев Александр
Кемерово 2005
Оглавление
Введение
Глава I. Себестоимость как экономическая категория. виды и составляющие себестоимости продукции
1.1 Экономическая сущность
себестоимости продукции, её
1.2 Затраты, включаемые
в себестоимость, и их
Глава II. снижение себестоимости продукции
2.1 Анализ структуры
2.2 Факторы и резервы
снижения себестоимости
2.3 Пути снижения себестоимости продукции
Глава III. Расчетно-аналитическая часть
3.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции
3.2 Составление калькуляции себестоимости изделия
3.3 Ценообразование на предприятии
3.4 Формирование прибыли предприятия
3.5 Распределение прибыли
3.6 Капиталовложения в развитие производства (КВ)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Категория себестоимости – одна из основополагающих в экономике предприятия. Она в концентрированной форме отражает итоги и результативность деятельности хозяйствующего субъекта. Понятие "себестоимость продукции" отражает важнейшие экономические отношения.
С одной стороны, себестоимость характеризует проблему простого и расширенного воспроизводства. Все понесенные в процессе выпуска продукции затраты должны быть возмещены, в противном случае предприятие окажется не в состоянии продолжать свою деятельность, окажется банкротом.
Поэтому цена продукции – центральная распределительная категория экономики, изначально формируется на основе величины себестоимости. Себестоимость продукции, таким образом, служит основой экономических связей между экономическими агентами.
С другой стороны, предприятие – это часть, элемент больших систем (экономики региона, отрасли, страны в целом). Как известно, каждый элемент должен сообразовываться с требованиями системы, а не наоборот. Связь предприятия с остальной системой (другими хозяйствующими субъектами) осуществляется как раз через категорию цены.
Следовательно, цена продукции предприятия, если она исходит только из себестоимости, может не отражать тех требований, которые предъявляются со стороны внешней среды. Завышенная цена также обуславливает ликвидацию предприятия из-за отсутствия спроса на его продукцию.
Разрешить эту проблему предприятие
может только на основе минимизации
себестоимости. Чем меньше будут
издержки производства, тем больше
вероятность адекватно
Итак, себестоимость продукции есть основа всех хозяйственных связей, а ее снижение является ключевым фактором рыночного успеха предприятия, тем более в условиях цивилизованных, упорядоченных рыночных отношений, которые формируются в нашей стране. Это определяет актуальность и значимость выбранной для настоящей работы темы, как исходя из теоретических положений, так и с практической точки зрения.
Любое предприятие просто
обязано грамотно планировать себестоимость
продукции, анализировать достигнутые
результаты и проводить тщательную,
постоянную системную работу по поиску
и реализации резервов ее снижения.
В рыночной экономике это основной
путь повышения экономической
Кроме того, себестоимость продукции в некоторой мере отражает направленность и характер государственной экономической политики, поскольку то, какие затраты можно относить на себестоимость, а какие приходится финансировать из прибыли, строго определено государством. Этот вопрос является очень важным и "больным" для любого предприятия.
Очевидно, что хозяйствующий
субъект заинтересован как
Исходя из представленных соображений, целью курсовой работы является изучение процесса формирования себестоимости продукции. Реализации поставленной цели опирается на решение следующих задач:
1. Анализ содержания категории
"себестоимость" продукции"
и ее роли в системе
2. Исследование процесса
формирования себестоимости
3. Раскрытие содержания
анализа структуры
4. Рассмотрение путей
снижения себестоимости
При выполнении курсовой работы применялись методы изучения литературных источников, сбора и анализа экономической информации, элементы обобщения и абстрагирования.
Глава I. Себестоимость как экономическая категория. виды и составляющие себестоимости продукции
1.1 Экономическая сущность
себестоимости продукции, её
Себестоимость продукции как экономическая категория представляет собой денежную форму выражения текущих затрат предприятий на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на производство и реализацию продукции.
Категория себестоимости
имеет количественную и качественную
определенность. Количественная сводится
к отражению в себестоимости
величины текущих затрат, необходимых
для обеспечения простого воспроизводства
в форме определенной денежной суммы,
размер которой обуславливает
Качественная определенность
обозначает, что себестоимость отражает
степень использования
В связи с этим, себестоимость производства и реализации продукции (наряду с доходом и прибылью) считают конечным показателем работы предприятия. Себестоимость продукции не тождественна понятию стоимости продукции: последняя включает величину фонда накопления предприятия.
Себестоимости продукции присущ ряд функций, а именно:
1) Учетная – учет затрат
на производство и реализацию
продукции, что также
2) Контрольная – контроль за названными затратами.
3) Аналитическая – себестоимость
служит важнейшим
Себестоимость, в зависимости от места возникновения затрат в хозяйственной деятельности предприятия, делится на следующие виды:
1. Цеховая отражает затраты
цеха на производство
2. Производственная (фабрично-заводская)
себестоимость – к затратам
цеха прибавляются
СФЗ = СЦ Ч (1 + бзр), (1.1.1)
где СФЗ – производственная себестоимость, СЦ – цеховая себестоимость, бзр – общезаводские расходы (в долях единицы).
3. Полная себестоимость
включает все затраты не
Спол = СФЗ Ч (1 + бнпр), (1.1.2)
где Спол – полная себестоимость, бнпр – непроизводственные расходы (также в долях единицы).
В соответствии с целями планирования, учета, анализа и т.п. величину себестоимости рассчитывают по валовой, товарной, реализованной продукции.
В зависимости от уровня
расчета, выделяют индивидуальную и
среднеотраслевую себестоимость. Первая
означает себестоимость отдельного
предприятия, детерминированную
Вторая является средневзвешенной
величиной себестоимости
С управленческой позиции можно также выделить в качестве самостоятельных видов:
- расчетная себестоимость
применяется при составлении
технико-экономических
- плановую себестоимость,
рассчитываемую на стадии
- отчетная себестоимость
определяется по истечению
Себестоимость продукции тесно взаимосвязана с такими показателями промышленного производства, как прибыль, рентабельность и цена продукции. Выше уже отмечено, что складывающиеся цены на продукцию отрасли тяготеют к общеотраслевым издержкам и ОНЗТ.
Поэтому снижение себестоимости (индивидуальной) обуславливает увеличение объема и нормы прибыли хозяйствующего субъекта, расширяет возможности расширенного воспроизводства и дальнейшего развития предприятия. Фирма получает больше возможностей для решения социальных проблем трудового коллектива, что положительно влияет на производительность и эффективность труда.
Следовательно, уровень себестоимости
и ее динамика являются одним из
главных факторов изменения прибыльности
и рентабельности предприятия. Если
предприятие за счет более низкой
индивидуальной себестоимости (относительно
среднеотраслевой) имеет значительную
маржу при продаже продукции,
это означает, что у него имеется
большой "запас прочности", значительные
резервы повышения
Если предприятие по своей организационно-правовой форме представляет собой акционерное общество открытого типа (АООТ), понижение индивидуальной себестоимости в сравнении со среднеотраслевой позволяет увеличить дивидендные выплаты. Это приводит к повышению привлекательности акций, росту их котировок, что увеличивает благосостояние владельцев данного АООТ и стоимость, рыночную капитализацию этого хозяйствующего субъекта.
Напротив, если индивидуальная
себестоимость предприятия
Таким образом, себестоимость
продукции предприятия играет определяющую
роль в формировании других важнейших
экономических показателей