Формы конкурентного поведения современной фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:00, доклад

Описание

Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.
Цель исследования – выявить особенности конкурентного поведения современной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение.
Конкуренция и типы структуры рыночной экономики.

Конкурентное поведение современной фирмы в различных типах рыночной экономики.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях абсолютной монополии.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях олигополии.

Практика в Казахстане.

Заключение.
Список источников.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.docx

— 70.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКАДЕМИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА ГОРОДА АЛМАТЫ МАГИСТРАТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Микроэкономика 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ 

На  тему:

«Формы  конкурентного поведения  современной фирмы» 
 
 
 

Проверила: Урясова И.И.

Выполнила: Мусапирова А., гр.-2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2011г

    Содержание: 

    Введение. 

  1. Конкуренция и типы структуры рыночной экономики.
 
  1. Конкурентное  поведение современной фирмы  в различных типах рыночной экономики.
    1. Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
    2. Конкурентное поведение современной фирмы в условиях абсолютной монополии.
    3. Конкурентное поведение современной фирмы в условиях монополистической конкуренции.
    4. Конкурентное поведение современной фирмы в условиях олигополии.
 
  1. Практика  в Казахстане.
 

    Заключение.   

    Список источников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

    Каждая современная фирма в определенных условиях рынка имеет свою линию поведения. В данном случае важно отметить, что поведение является конкурентным. Конкурентное поведение современной фирмы - позиция, которую в процессе принятия решения занимает фирма по отношению к своим конкурентам. Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного соперничества. Форма конкурентного поведения современной фирмы определяет специфическое состояние, в котором конкурентные действия компаний выступают на поверхности деловой жизни.

    Избранная стратегия, тип конкурентного поведения, формы и методы их реализации находят отражение в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий по стабилизации положения предприятия на рынке и может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению должника. Маркетинговые рекомендации являются базовой информацией для антикризисного прогнозирования состояния деятельности предприятия.

    На сегодняшний день особенностью существования современной фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это отражается, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой современной фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае. В экономической теории по степени развития конкуренции выделяют следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции, а именно монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентное поведение современной фирмы, выбор ею объемов производства зависят от типа рынка, на котором она действует.

    Таким образом, в данном эссе будут рассмотрены основные формы конкурентного поведения фирмы современной фирмы в условиях различных типов рыночных структур.

    Объектами исследования являются формы конкурентного поведения современной фирмы.

    Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.

    Цель исследования – выявить особенности конкурентного поведения современной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 
 

  1. Конкуренция и типы структуры  рыночной экономики.
 

    Конкуренция представляет собой механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить? В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса индивидуализму субъектов рынка и одновременно его дополнения. Особенно важно, что конкуренция сдерживает эгоизм производителей. Она принуждает их учитывать интересы потребителей, а значит, и интересы общества в целом.

    Другими словами, в условиях конкуренции  единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов  других лиц. По существу, соревнование конкурирующих фирм и ведется  за наилучшее удовлетворение чужих  потребностей.

    Структура рыночной экономики - понятие, имеющее  множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может  быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости. Существует ряд подходов к исследованию структуры.

    В марксистской политической экономии акцент делается на исследование структуры  производства, концентрации производства и капитала, которые и определяют структуру рынка. В этом направлении  различаются понятия - "свободная  капиталистическая конкуренция" и "монополистический капитализм". Критерием разграничения структур рынка, согласно данному подходу, является принадлежность регулирующей роли в  экономике - либо крупному бизнесу, либо государству. Причем основной тенденцией развития является вытеснение рыночных отношений планомерными.

    Для "экономикс" характерен более дифференцированный подход к проблеме структуры рыночной экономики. Так, комбинируя между собой субъектов рынка (продавцов и покупателей) и их численность (один, несколько, много), можно получить наиболее общую классификацию типов строения рынка, предложенную Г. фон Штакельбергом в 1934 г. 

    Таблица 1. Типы рынков по Штакельбергу

      ПОКУПАТЕЛИ
Много Несколько Один
ПРОДАВЦЫ Много Сов. конк.

Монополистическая  
конкуренция

Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия Двухсторонняя олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия Монополия, ограниченная олигопсонией Двухсторонняя монополия

    В соответствии с этой классификацией выделяются следующие типы рыночной структуры микроэкономики: совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, однородная олигополия, неоднородная олигополия, монополия.

    Однако  все многообразие рыночных форм не исчерпывается названными. В данном случае представлены не реально функционирующие рынки, а их "чистые формы", идеальные модели, совокупность которых представляет теоретический инструментарий для анализа конкретных реальных рынков, для разработки мер по их регулированию в случае необходимости.

    Одним из первых, кто исследовал, в частности, процессы, протекающие в условиях совершенной конкуренции, был Альфред  Маршалл, проанализировавший взаимодействие спроса и предложения, как сил, определяющих протекающие на рынке процессы, раскрыл  недостатки рынка.

    Определенное  воздействие на взгляды А. Маршалла оказали идеи  
А. Курно (1810-1877 г.), который впервые в работе "Исследование математических принципов теории богатства" (1838 г.) определил и изобразил графически функцию спроса, проанализировал процесс максимизации прибыли. А. Курно не только рассматривал проблему ценообразования на рынке совершенной конкуренции, но и заложил основы теории чистой монополии и теории дуополии. Согласно теории дуополии конкуренция основана на том, что покупатели назначают цены, а продавцы приспосабливают объем выпускаемой ими продукции к назначенным ценам. При этом один из дуополистов самостоятельно оценивает функцию спроса на продукцию и устанавливает ее объем, предназначенный к продаже, при допущении, что объем продукции, выпускаемый его конкурентом, остается неизменным.

    Модель  Курно была подвергнута критике в работах Ж. Бертрана и Ф. Эджуорта, которые показали, что предположение Курно о постоянном отсутствии реакций дуополистов на поведение друг друга неверно. Эджуорт выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а впоследствии детерминистская симметрия Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм: продажи, издержки, количества товара, сервисное обслуживание.

    Изменение экономических условий, структуры  рынка потребовали дальнейшей теоретической  разработки данной проблемы.

    Практически одновременно появились работы с  критикой неоклассической рыночной концепции - Эд. Чемберлин "Монополистическая конкуренция" и Дж. Робинсон "Несовершенная конкуренция".

    В отличие от Маршалла и Чемберлин, и Робинсон в своих теоретических разработках постарались теснее связать анализ цен конкуренции с реалиями экономической действительности. Чемберлин и Робинсон выступают против положения, согласно которому производитель не имеет возможности влиять на цену. Он получает эту возможность, занимая исключительное положение на рынке либо в силу небольшого числа поставщиков, либо в силу ограниченного количества товаров определенного качества.

    Следующим шагом в разработке теории олигополистического  ценообразования была теория ломаной  кривой спроса, предложенная в 1939 г. П.Суизи, Хэллом и Хитчем. Она, в частности, объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке при изменении затрат или спроса на продукцию, пределы изменения цен.

    Положительные и отрицательные последствия  олигополии исследовались и другими  экономистами. Некоторые из них, например, Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет финансировать НИОКР, обеспечивает выпуск новых товаров, поскольку повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей при расширении ассортимента создаваемых товаров.

    Заслуживает внимания концепция М.Е. Портера, определяющая состояние конкуренции на конкурентном рынке через воздействие существующих конкурентных сил:

  • конкурентные силы, вызванные экономическими действиями существующих конкурентных систем (фирм-производителей);
  • конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов;
  • конкурентные силы, возникающие со стороны товаров заменителей, конкурентоспособных с точки зрения цены;
  • конкурентные силы, определяемые экономическими возможностями поставщиков;
  • конкурентные силы, возникающие в зависимости от экономических и торговых способностей покупателей.

    Состояние каждой группы факторов (конкурентных сил) и их взаимодействие и определяют возможности конкретной производственной системы (хозяйствующего субъекта) в  конкурентной среде и ее потенциал.

    Несмотря  на то, что каждый рынок имеет  свою специфику, сущность конкуренции  может быть выражена данной концепцией, которая определяя конкурентные силы позволит определить в конечном счете условия, в которых функционирует каждый рынок и хозяйствующие субъекты.

Информация о работе Формы конкурентного поведения современной фирмы