Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:00, доклад
Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.
Цель исследования – выявить особенности конкурентного поведения современной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Введение.
Конкуренция и типы структуры рыночной экономики.
Конкурентное поведение современной фирмы в различных типах рыночной экономики.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях абсолютной монополии.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях олигополии.
Практика в Казахстане.
Заключение.
Список источников.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН АКАДЕМИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО
ЦЕНТРА ГОРОДА АЛМАТЫ МАГИСТРАТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО
БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Микроэкономика
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
На тему:
«Формы
конкурентного поведения
современной фирмы»
Проверила: Урясова И.И.
Выполнила:
Мусапирова А., гр.-2
Алматы, 2011г
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список источников.
Введение.
Каждая современная фирма в определенных условиях рынка имеет свою линию поведения. В данном случае важно отметить, что поведение является конкурентным. Конкурентное поведение современной фирмы - позиция, которую в процессе принятия решения занимает фирма по отношению к своим конкурентам. Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного соперничества. Форма конкурентного поведения современной фирмы определяет специфическое состояние, в котором конкурентные действия компаний выступают на поверхности деловой жизни.
Избранная стратегия, тип конкурентного поведения, формы и методы их реализации находят отражение в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий по стабилизации положения предприятия на рынке и может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению должника. Маркетинговые рекомендации являются базовой информацией для антикризисного прогнозирования состояния деятельности предприятия.
На сегодняшний день особенностью существования современной фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это отражается, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой современной фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае. В экономической теории по степени развития конкуренции выделяют следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции, а именно монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентное поведение современной фирмы, выбор ею объемов производства зависят от типа рынка, на котором она действует.
Таким образом, в данном эссе будут рассмотрены основные формы конкурентного поведения фирмы современной фирмы в условиях различных типов рыночных структур.
Объектами исследования являются формы конкурентного поведения современной фирмы.
Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.
Цель
исследования – выявить особенности конкурентного
поведения современной фирмы в условиях
совершенной и несовершенной конкуренции.
Конкуренция представляет собой механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить? В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса индивидуализму субъектов рынка и одновременно его дополнения. Особенно важно, что конкуренция сдерживает эгоизм производителей. Она принуждает их учитывать интересы потребителей, а значит, и интересы общества в целом.
Другими словами, в условиях конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. По существу, соревнование конкурирующих фирм и ведется за наилучшее удовлетворение чужих потребностей.
Структура рыночной экономики - понятие, имеющее множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости. Существует ряд подходов к исследованию структуры.
В
марксистской политической экономии акцент
делается на исследование структуры
производства, концентрации производства
и капитала, которые и определяют
структуру рынка. В этом направлении
различаются понятия - "свободная
капиталистическая конкуренция"
и "монополистический капитализм"
Для
"экономикс" характерен более дифференцированный
подход к проблеме структуры рыночной
экономики. Так, комбинируя между собой
субъектов рынка (продавцов и покупателей)
и их численность (один, несколько, много),
можно получить наиболее общую классификацию
типов строения рынка, предложенную Г.
фон Штакельбергом в 1934 г.
Таблица 1. Типы рынков по Штакельбергу
|
В соответствии с этой классификацией выделяются следующие типы рыночной структуры микроэкономики: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, однородная олигополия, неоднородная олигополия, монополия.
Однако все многообразие рыночных форм не исчерпывается названными. В данном случае представлены не реально функционирующие рынки, а их "чистые формы", идеальные модели, совокупность которых представляет теоретический инструментарий для анализа конкретных реальных рынков, для разработки мер по их регулированию в случае необходимости.
Одним из первых, кто исследовал, в частности, процессы, протекающие в условиях совершенной конкуренции, был Альфред Маршалл, проанализировавший взаимодействие спроса и предложения, как сил, определяющих протекающие на рынке процессы, раскрыл недостатки рынка.
Определенное
воздействие на взгляды А. Маршалла
оказали идеи
А. Курно (1810-1877 г.), который впервые в работе
"Исследование математических принципов
теории богатства" (1838 г.) определил
и изобразил графически функцию спроса,
проанализировал процесс максимизации
прибыли. А. Курно не только рассматривал
проблему ценообразования на рынке совершенной
конкуренции, но и заложил основы теории
чистой монополии и теории дуополии. Согласно
теории дуополии конкуренция основана
на том, что покупатели назначают цены,
а продавцы приспосабливают объем выпускаемой
ими продукции к назначенным ценам. При
этом один из дуополистов самостоятельно
оценивает функцию спроса на продукцию
и устанавливает ее объем, предназначенный
к продаже, при допущении, что объем продукции,
выпускаемый его конкурентом, остается
неизменным.
Модель Курно была подвергнута критике в работах Ж. Бертрана и Ф. Эджуорта, которые показали, что предположение Курно о постоянном отсутствии реакций дуополистов на поведение друг друга неверно. Эджуорт выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а впоследствии детерминистская симметрия Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм: продажи, издержки, количества товара, сервисное обслуживание.
Изменение экономических условий, структуры рынка потребовали дальнейшей теоретической разработки данной проблемы.
Практически одновременно появились работы с критикой неоклассической рыночной концепции - Эд. Чемберлин "Монополистическая конкуренция" и Дж. Робинсон "Несовершенная конкуренция".
В отличие от Маршалла и Чемберлин, и Робинсон в своих теоретических разработках постарались теснее связать анализ цен конкуренции с реалиями экономической действительности. Чемберлин и Робинсон выступают против положения, согласно которому производитель не имеет возможности влиять на цену. Он получает эту возможность, занимая исключительное положение на рынке либо в силу небольшого числа поставщиков, либо в силу ограниченного количества товаров определенного качества.
Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, предложенная в 1939 г. П.Суизи, Хэллом и Хитчем. Она, в частности, объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке при изменении затрат или спроса на продукцию, пределы изменения цен.
Положительные и отрицательные последствия олигополии исследовались и другими экономистами. Некоторые из них, например, Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет финансировать НИОКР, обеспечивает выпуск новых товаров, поскольку повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей при расширении ассортимента создаваемых товаров.
Заслуживает
внимания концепция М.Е. Портера, определяющая
состояние конкуренции на конкурентном
рынке через воздействие
Состояние каждой группы факторов (конкурентных сил) и их взаимодействие и определяют возможности конкретной производственной системы (хозяйствующего субъекта) в конкурентной среде и ее потенциал.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свою специфику, сущность конкуренции может быть выражена данной концепцией, которая определяя конкурентные силы позволит определить в конечном счете условия, в которых функционирует каждый рынок и хозяйствующие субъекты.
Информация о работе Формы конкурентного поведения современной фирмы