Формы конкурентного поведения современной фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:00, доклад

Описание

Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.
Цель исследования – выявить особенности конкурентного поведения современной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение.
Конкуренция и типы структуры рыночной экономики.

Конкурентное поведение современной фирмы в различных типах рыночной экономики.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях абсолютной монополии.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях олигополии.

Практика в Казахстане.

Заключение.
Список источников.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.docx

— 70.46 Кб (Скачать документ)

    В целом теории монополистической  и несовершенной конкуренции  представляют дальнейшее развитие и  конкретизацию неоклассических  теорий цен и ценообразования, форм и структуры рынка, инструментов и средств конкурентной борьбы. 
 
 
 
 
 

  1. Конкурентное  поведение современной  фирмы в различных типах рыночной экономики.
    1. Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
 

    Совершенная конкуренция - такая организация  рынка, при которой каждое предприятие  может продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько  оно пожелает. А на уровень цен  не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной  конкуренции - это рынок, где удовлетворяются  условия совершенной конкуренции.

    Модель  совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации  рынка.

    1. Рынок состоит из многих конкурирующих  продавцов, каждый из которых  продает стандартизированную продукцию  многим покупателям. 

    2. Малость и множественность.

    3. Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового  производителя и возможности  свободного выхода из отрасли. 

    4. Полная информированность всех  участников рынка

    5. Субъекты рынка действуют независимо  друг от друга, преследуя собственные  интересы.

    Итак, совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов  хозяйствования из отрасли ничем  не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах  продаваемых товаров.

    В условиях совершенной конкуренции  современная компания является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.

    В краткосрочном периоде постоянные издержки не оказывают влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует  прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних  переменных издержек. В противном  случае фирма может уменьшить  свои потери за счет временного прекращения  производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей  выше точки минимума средних переменных издержек.

    Объем предложенной рынку продукции по каждой цене представляет собой сумму  объемов продукции всех фирм на рынке. В краткосрочном периоде число  фирм и их постоянные факторы представляют собой постоянные величины, вся продукция  производится уже существующими  фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, но число функционирующих фирм возрастает, как правило, по мере роста цен на продукцию, так как в этом случае фирмы, ранее закрытые в силу убыточности или получения лишь нормальной экономической прибыли, открывают и начинают наращивать свое производство. Новые фирмы в краткосрочном периоде не имеют времени на строительство фабрик и организацию производства, так что вся продукция производится уже действующими фирмами.

    Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения  всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали  индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При  этом для каждой фирмы сохраняется  условие P = MC. Индивидуальная фирма  может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все  продавцы вместе взятые.

    При совершенной конкуренции фирмы  не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в долгосрочном периоде они имеют большую гибкость в расширении своих операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.

    В длительном периоде всякая современная  компания имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем в коротком периоде возможность изменить объем выпуска. Благодаря свободе входа в отрасль и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.

    В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство: MR = MC = AC = P

    MR - предельный доход

    MC - предельные издержки

    AC - средние издержки

    График 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

    

    В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль  только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

    В экономике совершенной конкуренции  достигается эффективность распределения  ограниченных ресурсов между фирмами  и отраслями в целях максимального  удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность  распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а  предельные общественные затраты равны  предельным общественным выгодам. 

    1. Конкурентное  поведение современной  фирмы в условиях абсолютной монополии.

    Хотя  теоретическая концепция совершенной  конкуренции способствует наиболее выгодному для общества распределению  его ограниченных ресурсов, практически  деловая жизнь общества в подавляющем  большинстве случаев соответствует  условиям несовершенной конкуренции.

    Один  из видов несовершенной конкуренции - монополия. Монополия - это рыночная структура. В которой, одна-единственная фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Т.е. имеется производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.

    Монополия спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.

    Рыночная  структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

    Монополия в чистом виде явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Фирмы могут  влиять на цены и получать прибыль  за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная  власть.

    Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его  количество, предлагаемое на продажу. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную  власть, зависит от наличия близких  заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.

    Сосредоточение  в руках монополии экономической  власти позволяет им ограничить внутриотраслевую конкуренцию и, до известного предела, диктовать рынку цену на свою продукцию. Цена, устанавливаемая монополией на рынке, называется монопольной ценой. Условием ее возникновения служит господствующее положение монополии на рынке, вне  зависимости - выступает она в  качестве продавца или покупателя.

    Выступая  в качестве единственного производителя  товара, монополист находится в уникальном положении. Если он решает повысить цену продукта, ему приходится бояться  конкурентов, которые, назначая более  низкую цену, захватят большую часть  рынка. Монополист удерживает рынок  в своей власти и полностью  контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Это  не означает, что монополист может  назначать любую, сколько угодно высокую цену, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.

    Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить характеристики рыночного спроса и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение  об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в  зависимости от кривой рыночного  спроса.

    Пределом  монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия  установит цену на слишком высоком  уровне, то объем продажи может  значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.

    Цены, по которым покупается сырье у  немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как  не смогут обеспечить воспроизводство  этой группы производителей.

    В условиях монополии становится другим и характер зависимости между  уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение издержек не ведет, как правило, к автоматическому  снижению цен на монополизированном рынке. И в то же время рост издержек зачастую используется монополией для установления более высоких цен.

    График 2. Равновесие конкурентной фирмы в  условиях монополии

    

    Цель  монополиста: производить такое  количество продукции, чтобы MC = MR, и прекращать производство, когда средние издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).

    Несмотря  на достаточную монопольную власть, дающую фирме-монополисту возможность  извлекать монопольную прибыль, она в полной мере не свободна от конкуренции и вынуждена считаться  с некоторыми ее формами, оказывающими влияние на поведение монополиста.

    Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Всегда существуют условия для проникновения в отрасль новых фирм, если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера). При этом, чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем более возможна потенциальная конкуренция.

    Конкуренция нововведений (новые технологические процессы производства товаров, совершенствование потребительских свойств товара, появление товаров-субститутов). Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. Угроза конкуренции может возникнуть со стороны небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара и т.п. А потому монополист вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цен.

    Конкуренция со стороны товаров-заменителей (субститутов). Отношения взаимозаменяемости товаров могут быть сложными и весьма нетривиальными, так что монополизировать производство всех товаров-субститутов часто оказывается невозможным.

    Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. В условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.

Информация о работе Формы конкурентного поведения современной фирмы