Формы конкурентного поведения современной фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:00, доклад

Описание

Предметом исследования является совокупность форм конкурентного поведения современной фирмы в условиях основных типов рынка.
Цель исследования – выявить особенности конкурентного поведения современной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение.
Конкуренция и типы структуры рыночной экономики.

Конкурентное поведение современной фирмы в различных типах рыночной экономики.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях абсолютной монополии.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Конкурентное поведение современной фирмы в условиях олигополии.

Практика в Казахстане.

Заключение.
Список источников.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.docx

— 70.46 Кб (Скачать документ)

    Итак, монополия, возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной  властью, сталкивается в условиях рыночной экономики со всеми перечисленными формами конкуренции, что весьма ограничивает силу этой монополии. 

    1. Конкурентное  поведение современной  фирмы в условиях монополистической конкуренции.

    Своеобразным  промежуточным типом несовершенной  конкуренции, наблюдающимся практически  во всех развитых странах, является монополистическая  конкуренция.

    Монополистическая конкуренция предполагает наличие  множества фирм, производящих дифференцированную продукцию, возможность появления  новых продавцов по причине относительно свободного входа на рынок.

    Для монополистической конкуренции  характерно следующее:

  1. Товар каждой фирмы, продающей его на рынке, не является совершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, т.е. продукт каждого продавца уникален, что дает каждому продавцу меру монопольной власти.
  2. Каждый из существующих на рынке относительно большого числа продавцов удовлетворяет небольшую, но и не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
  3. Сговор между фирмами практически невозможен.
  4. На рынке существуют условия для свободного входа и выхода.

    Таким образом, монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии, поскольку  отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар данного  вида продается многими фирмами, а на рынке существует свободный  вход и выход.

    Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя  для сбыта своей продукции, т.е. она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, а также в таких секторах экономики, как розничная торговля и сфера услуг.

    Модель  монополистической конкуренции  предполагает, что каждая современная компания на рынке настолько мала, что ни одна из них не находится в существенной зависимости от действий других. Продукт каждой компании несколько отличается от товаров, производимых конкурентами. Поэтому компания может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом своих покупателей. Дело в том, что некоторые потребители придают большее значение, чем другие, хорошему стилю и другим рыночным преимуществам, предлагаемым современной компанией. В этом случае компания будет получать прибыль несколько большую. Однако это происходит недолго, так как доходы привлекают новые компании. В результате появления на рынке новых компаний происходит следующее:

  • во-первых, спрос на товары ранее существовавших компаний падает, поскольку товары новых компаний, несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих компаний, являются их субститутами.
  • во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, компании, уже действующие на рынке, могут увеличить расходы на рекламу, улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий средние общие издержки возрастут. Сокращение спроса на продукцию старых компаний или возрастание затрат, или то и другое вместе - будет продолжаться до тех пор пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом будет состояние долгосрочного равновесия.

    График 3. Монополистическая конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде.

    

    По  ряду причин рыночный механизм в отрасли  с монополистической конкуренцией является неэффективным.

  • Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство.
  • Во-вторых, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности, т.е. не полностью используют свои производственные мощности, поскольку постоянно меняется конъюнктура.

    В целом же следует отметить, что  подобно монополии и в отличие  от совершенной конкуренции, монополистическая  конкуренция, как правило, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов. И вместе с тем в отличие от каждой из крайних моделей конкуренции, монополистическая конкуренция широко распространена в современной экономике. 

    1. Конкурентное  поведение современной  фирмы в условиях олигополии.

    Еще одним видом рыночной структуры, занимающим промежуточное место  между идеальными моделями монополии  и совершенной конкуренции, является олигополия. Олигополия - это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка, т.е. некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция в этом случае может быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.

    Итак, олигополия - ситуация, когда в отрасли  имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители  могут вести себя различными способами:

  • не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции;
  • пытаться предвидеть поведение других производителей;
  • вступать в сговор с другими производителями.

    Конкурентное  поведение компании в олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это простая заинтересованность компании в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий компаний, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом. Сговор - это явное или молчаливое согласие между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

    Вторая  сила, влияющая на конкурентное поведение олигополиста, - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли.

    Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

    Поведение олигополистов на рынке отличается многообразием. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и соглашению. Последнее имеет место тогда, когда компании - олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.

    Существует  множество способов обеспечения  выгод от олигополистического контроля рынка. Наиболее распространенные из них:

  • поглощение - метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать олигополистом;
  • слияние - объединение предприятиями своей деятельности.

    Различают три типа слияния - горизонтальное, вертикальное и образование конгломератов.

    Горизонтальное  слияние - объединение фирм в пределах одной отрасли. При этом, естественно, изменяется рыночная структура отрасли. Если повышение концентрации в отрасли  находится в пределах допустимого - не существенно снижает конкуренцию  и дает эффект от увеличения масштабов  производства, - такое слияние законно. В противном случае слияние не допускается законом.

    Вертикальное  слияние - это объединение фирм, как  правило, относящихся к разным отраслям по принципу технологической связанности  производственных процессов. При этом одна фирма, ранее поставлявшая, например, материалы и полуфабрикаты другой, объединяется с ней, образуя комбинат с замкнутым производственным циклом. В этом случае изменяется рыночная структура отрасли, к которой  относится предприятие-поставщик.

    Образование конгломератов происходит в том  случае, когда фирма поглощает  несвойственные ее отраслевому направлению  производства и действует сразу  на нескольких рынках. Фирма разнообразит свое производство путем слияния. В  результате образуется конгломерат, объединяющий различные, не связанные между собой  компании многих отраслей промышленного  производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой  конгломерата только по узкому кругу  финансовых показателей.

    Соответственно  типам слияния существуют и различные  организационно-экономические формы  предприятий - картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.

    Почему  фирмы идут на добровольное слияние? Во-первых, это способ быстро расширить  дело, в котором могут быть заинтересованы несколько небольших фирм. Во-вторых, две фирмы могут объединиться, чтобы более успешно конкурировать с третьей.

    Основной  формой олигополистической взаимосвязи  выступает сговор между фирмами (сговор явный или молчаливый). Существует ряд факторов, делающих сговор более  или менее вероятным.

    Поскольку явные соглашения о ценах между  частными корпорациями обычно запрещены  законом, олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, не основанному на достижении договоренностей в явном виде. У компаний - олигополистов всегда есть возможность, не вступая в формальные переговоры, вести себя так, как если бы между ними существовал тайный сговор. Компании - участники олигопольного рынка достаточно быстро осознают свою зависимость друг от друга и начинают подстраивать свое поведение под конкурентов, понимая, что конкуренты ведут себя аналогично. На рынке образуется ситуация неявного молчаливого сговора.

    Молчаливый  сговор может проявляться в лидерстве  в области ценообразования. Так, если одна из фирм повышает цену относительно определенного уровня, вторая, несмотря на возможность увеличения ее доли рынка, начинает поддерживать первую фирму  и также повышает цену, сохраняя первоначальное разделение рынка. Прибыль  обеих фирм в силу реакции спроса будет возрастать. Поведение каждой фирмы на своей части рынка  приобретает монопольный характер. Цена растет, доходы фирм увеличиваются, а объем предложения снижается.

    Итак, при олигополистическом лидерстве  в области ценообразования одной-единственной фирме (ценовому лидеру) с молчаливого  согласия остальных отводится ведущая  роль в установлении отраслевых цен. Обычно лидером является самая крупная  фирма.

    График 4. Ценообразование компаниями в  условиях олигополии

    

    Поведение олигополии на рынке может характеризоваться  и хищническим ценообразованием. Чтобы сдержать проникновение новых  фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Фирмы вступают на путь хищнического ценообразования, когда они снижают цену с тем, чтобы вытеснить другие фирмы из отрасли. Члены олигополистического соглашения готовы идти на временные убытки с тем, чтобы оттеснить новые фирмы и не допустить их на рынок и в результате получать сверхприбыли от своего монопольного положения в долгосрочной перспективе. 
 

    
  1. Практика  в Казахстане.
 

    Рынок мобильной связи в Казахстане является олигополистическим с высоким  уровнем концентрации, на котором  действуют 4 сотовых оператора, из которых  двое являются аффилированными между собой через АО «Казахтелеком». При этом свыше 80% рынка сотовой связи делят между собой два крупных оператора: ТОО «Кар-Тел» и ТОО «GSM Казахстан                           ОАО «Казахтелеком».

    В настоящее время все сотовые  компании состоят в Реестре по услуге сотовой связи.

    Анализ  показателей доходов от услуг  телекоммуникаций показывает ускоренный рост доходов сотовых операторов по сравнению со снижением темпов роста доходов операторов, предоставляющих  традиционные услуги.

Информация о работе Формы конкурентного поведения современной фирмы