Франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Франчайзинг часто рассматривается как особая философия предпринимательства; как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений.
Франчайзинг стал наиболее динамичным способом ведения бизнеса после изобретения почти сто лет тому назад формы коммерческой корпорации.
Франчайзинг выступает как особый вид коммерческой деятельности, когда предприниматель или организация договариваются с крупной фирмой о ведении дел или организации услуг под маркой крупной корпорации, со всеми минусами и плюсами такой договоренности.

Содержание

I. Теоритическая часть


Введение
3
1.
Понятие франчайзинга, история развития
6
2.
Нормативно-правовая база франчайзинга
16
3.
Франчайзинг в розничных сетях
19

Заключение
28

Список литературы
30

II. Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

курсяк.docx

— 97.77 Кб (Скачать документ)

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: Экономика отрасли

На тему: «Франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

Содержание

 

I. Теоритическая часть

 
 

Введение

3

1.

Понятие франчайзинга, история развития

6

2.

Нормативно-правовая база франчайзинга

16

3.

Франчайзинг в розничных  сетях

19

 

Заключение

28

 

Список литературы

30

 

II. Практическая часть

31


 

Введение

Франчайзинг часто рассматривается  как особая философия предпринимательства; как новая, прогрессивная система  организации бизнеса и этики  деловых отношений.

 Франчайзинг стал наиболее  динамичным способом ведения  бизнеса после изобретения почти  сто лет тому назад формы  коммерческой корпорации.

Франчайзинг выступает как  особый вид коммерческой деятельности, когда предприниматель или организация  договариваются с крупной фирмой о ведении дел или организации  услуг под маркой крупной корпорации, со всеми минусами и плюсами такой  договоренности.

Хотя номинально франчайзинг  — всего лишь одна из многих практикуемых сетевых товарораспределительных  и сервисных структур, во многих странах мира, где франчайзинг  получил массовое распространение, он рассматривается гораздо шире и глубже — как особая, отвечающая потребностям современного рынка философия  предпринимательства; как новая, прогрессивная  система организации бизнеса  и этики деловых отношений.

Актуальность изучения темы курсовой работы объясняется следующими двумя причинами.

Несмотря на быстрое распространение  по всему миру, история становления  франчайзинга была извилистой и трудной. И поныне нерешенными остаются несколько  проблем, из которых две представляются наиболее существенными.

Первая связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга. Причина этого кроется, прежде всего, в его многоликости. Кроме того, есть заметные различия в трактовке  франчайзинга национальным правом различных  стран.  

Вторая проблема заключается  в особенностях передачи исключительных прав по договору франчайзинга и его  грамотном оформлении. Такие права  должны быть подтверждены соответствующими документами и признаны франчайзи (пользователем). Правовая регламентация франшизы (делового комплекса) во многом определяется действующим законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований. Кроме того, совершение франшизных сделок между партнерами из разных стран подпадает и под валютное регулирование.

Необходима разработка соответствующих  законов, проведение исследований, изучение практики применения франчайзинга. Создание и развитие франчайзинга требует  определенных предпосылок: экономических, правовых, культурно-этических.

Участвуя во франчайзинговых  соглашениях с известными зарубежными  производителями этих услуг, русский  малый и средний бизнес мог  бы способствовать решению таких  важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.

Главная цель курсовой работы – раскрыть сущность франчайзинга и проанализировать характерные особенности его содержания и развития в России. 

Цель определила следующие основные задачи:

- рассмотреть понятие,  классификацию и нормативно-правовую  базу франчайзинга;

- определить компоненты  франчайзинговой системы;

- охарактеризовать взаимоотношения франчайзер-франчайзи;

- изучить преимущества и недостатки франчайзинга;

- рассмотреть преимущества и недостатки франчайзинга в сетевых организациях.

При изучении курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

-  метод изучения и анализа научной литературы;

- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- сравнение, синтез.

 

  1. Понятие франчайзинга, история развития.

Франчайзинг выступает как  особый вид коммерческой деятельности, когда индивидуальный предприниматель  или небольшое коммерческое предприятие  договаривается с крупной фирмой о том, что этот предприниматель  или предприятие будет вести  свои коммерческие операции под именем такой фирмы или под торговой маркой, либо оказывать свои услуги под ее фирменным знаком.

Обычно во франчайзинге участвуют  две группы предпринимателей. Тот, кто  предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.

Франчайзи - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под определенным именем или торговой маркой.

Франчайзинг может быть определен  как способ доставки продукции или  услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.1

Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим  правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с  интересами и другой стороны.

Прототипом современной  системы франчайзинга принято считать  систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

На момент организации  первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины.

Современный франчайзинг  испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

В России франчайзинг начинает получать широкое распространение  лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «2ГИС», фирма 1С.

Начало истории франчайзинга в России можно отнести к середине 90-х годов прошлого века. Первые схемы  строились с использованием арендных отношений и включением в договоры передачи операторам прав на использование  товарного знака, принадлежащего компании. Такие схемы использовали нефтяные компании. Впоследствии стал широко использоваться договор коммерческой концессии, который появился в российском праве в 1996 году.

В секторе «нового» предпринимательства  в описываемый период времени  также появлялись концепции, имеющие  ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, «Дока-пицца». Ряд  зарубежных концепций, появившиеся  на российском рынке испытывали серьезные  затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени  устояли на рынке только две компании «Сабвей» и «Баскин Роббинс» (общественное питание).

Преимущества совместного  развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга к России.

Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России.

Рисунок 1. Динамика роста  франшизных сетей в России в период 2006-2008г.г.

В последние десятилетия  не только американские, но и европейские, японские, канадские, австралийские  франчайзеры интенсивно развивали свои франшизные сети уже за пределами своих государств, в частности в странах третьего мира. Среди обстоятельств, способствовавших этой экспансии, исследователи выделяют четыре главных:

  1. Франчайзинг получил широкое признание как несложный, доступный, практичный способ организации бизнеса в других странах даже с учетом значительных начальных затрат на него.
  2. Иностранные товары и услуги ныне становятся зачастую хорошо известными за пределами страны их происхождения. Существует практически готовый рынок для их продажи, так как потребители уже получили информацию об этих товарах и услугах.
  3. Национальные рынки франчайзеров могут быть насыщены, что побуждает их искать возможности сбыта своих товаров за границей.
  4. Международный франчайзинг несет экономическое развитие другим странам.

Отношения франчайзинга могут  устанавливаться при любой форме собственности франчайзера: частной, муниципальной, государственной и др. Обязательным условием является только способность франчайзера обеспечить франчайзи всем необходимым набором франшизных услуг.

В соответствии с функциональным назначением и особенностями  организации предпринимательской  деятельности различается несколько разновидностей франчайзинга:

  1. товарный: подразумевает, что франчайзи покупает у компании-производителя право на продажу товаров с ее торговой маркой. Прототипом товарного франчайзинга стал автомобильный бизнес США начала XX в., когда независимые дистрибьюторы приняли на себя функции по организации сбыта автомобилей и содержания сети бензоколонок.
  2. производственный: широко представлен в сфере производства безалкогольных напитков, когда предприятия по разливу и упаковке напитков выступают в роли франчайзи по отношению к производителям концентратов напитков.
  3. деловой: франчайзер уступает частным лицам или другим компаниям лицензию на право открытия магазинов, киосков, павильонов для продажи покупателям продуктов или оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.

Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера, предусмотренные франшизным договором, повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность.

Информация о работе Франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса