Франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Франчайзинг часто рассматривается как особая философия предпринимательства; как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений.
Франчайзинг стал наиболее динамичным способом ведения бизнеса после изобретения почти сто лет тому назад формы коммерческой корпорации.
Франчайзинг выступает как особый вид коммерческой деятельности, когда предприниматель или организация договариваются с крупной фирмой о ведении дел или организации услуг под маркой крупной корпорации, со всеми минусами и плюсами такой договоренности.

Содержание

I. Теоритическая часть


Введение
3
1.
Понятие франчайзинга, история развития
6
2.
Нормативно-правовая база франчайзинга
16
3.
Франчайзинг в розничных сетях
19

Заключение
28

Список литературы
30

II. Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

курсяк.docx

— 97.77 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

3. Франчайзинг в розничных сетях.

Франчайзинг в розничных сетях  между субъектами франчайзинговых отношений можно представить в следующей виде:

Торговое имя





Франчайзер


Франчайзи


Договор франшизы





Оговоренные стандарты  качества, оплата вознаграждения, контроль


Рисунок 2. Франчайзинг в розничных сетях между субъектами франчайзинговых отношений.

Особенности франчайзинга как системы взаимовыгодного сотрудничества в сети розничной торговли

 

  Франчайзинг в розничных сетях предоставляет ряд преимуществ каждому субъекту таких взаимоотношений:

  • Франчайзер получает возможность использования этого эффективного средства роста, которое не требует вложения средств и капиталов. От франчайзера не требуется приобретение новых торговых площадей, их предоставляет ему владелец сети магазинов розничной торговли. Высокая степень мотивации по развитию бизнеса хозяев розничных магазинов также является значительным преимуществом для владельца торговой марки.
  • Для франчайзи, представляющих сеть магазинов розничной торговли, работа в системе франчайзинга является практически стопроцентной гарантией успешного развития и выживания своего бизнеса. Статистика свидетельствует о том, что из франчайзинговых предприятий успешно функционируют 7 из 8 организаций, в то время как лишь 15% независимых компаний выживают в жестких условиях рынка на протяжении первых пяти лет.

 

  Однако франчайзинг в розничных магазинах имеет и свои нюансы, которые необходимо предвидеть для успешного построения франчайзинговых отношений:

  • Большую роль в системе франчайзинга играют личные взаимоотношения между представителями компании-франчайзера и ее партнерами.  Построение лояльных отношений между этими субъектами зачастую имеет первостепенное значение для успешного развития франчайзинговых отношений.
  • Непрерывное совершенствование системы контроля над всей франчайзинговой сетью требует постоянного внимания в процессе развития сети и расширения сфер деятельности.
  • Франчайзинг в розничных сетях может скрывать еще один подводный камень. Компании, обученные ноу-хау и освоившие особенности ведения бизнеса, могут представлять конкуренцию для франчайзера. Во избежание подобных инцидентов возможные риски могут быть оговорены отдельными пунктами в договорах, предусматривая различную степень ответственности за нарушения договоренности.

 

  Отнюдь не каждая компания готова к успешному развитию на основе франчайзинга, имеет в своем арсенале необходимые предпосылки.

Объективно оценить готовность компании к деятельности в формате  франчайзинга и дать предварительно оценить степень успешности франчайзингового проекта помогут следующие критерии: 

  1. Сеть магазинов розничной торговли должна иметь свой бренд в тех или иных его проявлениях: торговые марки, торговые наименования, торговые символы, логотипы и ряд других. Создание узнаваемого, авторитетного бренда занимает годы, а в отдельных случаях и десятилетия. Бренд представляет собой наивысшую ценность компании, несмотря на то, что этот актив нематериален. МакДональдс, к примеру, при своей многолетней налаженной системе франчайзинга не работает по такой схеме на нестабильных рынках. Все рестораны этой компании до недавнего времени открывались в России только при условии стопроцентного вложения собственных средств. Несмотря на риск потери инвестиций, сохранение бренда оказывалось намного более важным заданием.
  2. Сети розничной торговли должны обладать существенными отличительными чертами, индивидуальным имиджем, методами и системой, которые позволят потребителям отличать их от аналогичных сетей, представляя собой неповторимую ценность. Этот нюанс необходимо учитывать новоиспеченным франчайзерам, ведь благосклонность партнеров легко утратить при предложении конкурентами некоторых заманчивых условий (скидка, оперативная доставка и многое другое). В результате, если головная компания не может предложить франчайзи достойные условия, построение лояльных франчайзинговых связей не представляется возможным.
  3. Франчайзинг в розничных магазинах подразумевает наличие хорошо просчитанной экономической модели компании-франчайзи. Доходность этого бизнеса должна быть достаточной для покрытия первоначальных и текущих расходов сетевой компании и ее партнеров, обеспечения приемлемых заработков франчайзи и всех видов платежей, которые будут поступать от партнеров к франчайзеру. Наличие отработанных систем ведения бизнеса и надежного бренда и формирует основу франчайзинга.
  4. Эффективность и успешность бизнеса должна быть доказана и продемонстрирована на практике. Апробированные тиражируемые технологии и методы ведения бизнеса – один из важнейших критериев готовности к применению франчайзинга. 

 

 Франчайзинг в розничных магазинах может реализовываться по двум различным принципам организации франчайзинговых сетей. Выделим характерные особенности каждого из них.

  1. Товарный франчайзинг. Условия этого принципа предполагают превращение компании в единственного продавца данных товаров на отдельной территории эксклюзивного представителя торговых марок франчайзера. Основное условие данного договора заключается в том, что франчайзи берет на себя обязательства по закупке продукции только у конкретного владельца торговой марки и полностью отказывается от сотрудничества по реализации аналогичного товара у других организаций-конкурентов. Франчайзи получает указания по оформлению внешнего вида своей сети магазинов розничной торговли, наружной и внутренней рекламе и расположению товара. Относительно низкая степень регламентации обязанностей за счет однородной деятельности является характерной чертой товарного франчайзинга.
  2. Франчайзинг бизнес-формата. Этот тип франчайзинга характеризуется большей затратностью и сложностью в организации сетевых структур, большим количеством времени, необходимого для организации начала действия системы, большими денежными и людскими ресурсами. Этот принцип франчайзинга зачастую используется при развитии продовольственной сети розничной торговли. Отличительными чертами такого вида франчайзинговых отношений являются высокая стандартизация и регламентация всех производственных операций. Определение места расположения магазина, действия рабочего персонала при возникновении непредвиденных ситуаций, процесс передвижения продукции со склада в торговые помещения и многое другое – все это оговаривается заранее и находится под строгим контролем франчайзера. Такой бизнес-формат подразумевает плотный контакт между франчайзером и партнерами, непрерывный обмен информацией и четкую согласованность всех маркетинговых планов. Весь процесс от закупки товара у определенных поставщиков до поставки продукции в каждый магазин сети розничной торговли относится к компетенции главной компании. Франчайзи остается только заниматься реализацией продукции и контролировать соблюдение общих правил и сетевых стандартов своими подразделениями.

 

 Франчайзинг в розничных сетях на практике разделяется на эти два вида весьма условно, зачастую практикуется взаимодействие, включающее в себя элементы обоих принципов.

 

 Обязанности франчайзера

 

 Обслуживание франчайзером сети магазинов розничной торговли включает в себя 2 этапа: начальное и постоянное.  

Начальное обслуживание включает следующие мероприятия: 

  • Анализ рынка и выбор территориального размещения магазина. Сетевая компания анализирует потенциально перспективные рынки и производит поиск франчайзи именно в этих регионах. Затем определяется предполагаемое размещение магазина сети розничной торговли. Главным критерием оценки эффективности местонахождения магазина является возможность его расположения в многолюдной части населенного пункта и отсутствие конкурирующих организаций поблизости. Желательно, чтоб торговая точка находилась на перекрестке, центральной площади или на правой стороне улицы.
  • Планирование и разработка дизайна торговых помещений. В зависимости от конкретного вида деятельности и целей компании учитываются следующие нюансы:

- необходимый размер торговой  площади;

- оформление и размещение витрин; 

- наличие отдельного входа и  размещение помещения на определенном  этаже;

- удобство подъезда к магазину;

- уникальное оформление фасада  торговой точки;

- планировка расстановки мебели  и оборудования.

  • Консультирование по финансовым вопросам. Помимо разработанного совместно с франчайзи бизнес-плана предусматривает включение в пакет франшизы целевых показателей бизнеса партнеров, ориентировочного графика платежей, возможности получения кредитов на льготных условиях.
  • Предоставление руководства по проведению франчайзинговых операций. Этот пункт предусматривает определение четкого алгоритма действия и правил работы франчайзи в части управления каждой торговой точкой сети розничной торговли. Предоставление необходимой отчетности, особенности ведения бухгалтерского учета, маркетинговые мероприятия и реклама, стандарты обслуживания покупателей, политика найма и мотивирования сотрудников – эти и другие процессы рассматриваются на этапе обсуждения руководства по проведению операций.
  • Программа подготовки руководящих сотрудников и обучение работников компаний-франчайзи.  Большинство франчайзеров создают собственные обучающие центры, предусматривающие проведение разнообразных курсов и программ. Эффективность программ обучения гарантирует успешное тиражирование технологий и способов ведения бизнеса. Стоимость обучения включается в пакет франшизы. Сроки обучения продавцов-консультантов весьма сжаты (3-5 дней) и направлены на ознакомление сотрудников с правилами выкладки, основами обслуживания клиентов, принципами работы программы по учету товаров.

Для успешной реализации франчайзинга в розничных сетях необходимым является и постоянное обслуживание сети магазинов розничной торговли. 

Постоянное обслуживание можно классифицировать по следующим важным направлениям: 

  • Местное руководство. Оперативные проблемы торговых точек, которые могут возникнуть при функционировании фирм-партнеров, решает индивидуальный менеджер компании-франчайзера, закрепленный за каждым конкретным франчайзи. Контроль работы партнеров также может входить в функциональные обязанности менеджера.
  • Планирование в коммерческой сфере и обеспечение рекламными материалами. Франчайзер может предоставлять своим франчайзи рекомендации по рекламе и проведению рекламных акций на протяжении всего периода работы торговой точки. Периодичность рекламы, специальные акции при распродаже, руководство по выкладке и размещению продукции в торговом помещении и другие эффективные приемы мерчандайзинга – главная компания поможет своим партнерам при решении любых вопросов. 
  • Реклама на общенациональном уровне. Рекламировать продукцию обязаны и франчайзеры, и франчайзи. В обязанности партнеров входит реклама на региональном уровне, а головной компании – на общенациональном.
  • Контроль качества. Абсолютно все франчайзинговые компании соблюдают это правило. Зачастую при нарушении условий договора франшизы к франчайзи применяются штрафные санкции.
  • Мониторинг рынка. Франчайзер предоставляет своим партнерам помощь при анализе региональных рынков, предоставляет необходимую информацию об изменении конъюнктуры рынков в других регионах и экономического положения в целом.

Повышение квалификации персонала. Обычно в договорах, заключаемых между головной компанией и франчайзи, четко оговорены сроки, по истечению которых франчайзи обязуется отправлять своих сотрудников на курс переподготовки. Зачастую эта услуга оплачивается за счет франчайзи. 

 

Заключение

В заключении подведем основные итоги.

Во-первых, нами раскрыто понятие франчайзинга. Франчайзинг – это форма маркетинга или распределения товаров, при котором «родительская» компания обычно предоставляет индивидууму или компании («дочерней» либо посторонней) право или привилегию (франшизу) делать бизнес в предписанной форме в течение определённого периода времени и в определённом месте.

Мы также рассмотрели преимущества франчайзинговой системы для франчайзера: бизнес франчайзера всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию; франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса; франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке; франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах.  
Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзер разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно.

Были рассмотрены и недостатки франчайзинговой организации бизнеса для франчайзера. Это прежде всего невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзи не являются работниками франчайзера. Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Недоплата или выплата взносов с опозданием. Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работая вместе с франчайзи, франчайзеры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.

Во-вторых,  рассмотрено  законодательно-правовое содержание франчайзинга, которое заключается в следующем. Франчайзинг не имеет законодательного регулирования не только в России, но и в мире, что требует серьезной юридической и экономической проработки многих вопросов, которые определяют существо вышеназванных отношений. Договор коммерческой концессии (с большой натяжкой - аналог договора франчайзинга), являющийся объектом самостоятельного правового регулирования (гл.54 ГК РФ) по ряду позиций оказывает сдерживающие влияние на формирование системы, но это является предметом самостоятельного изложения.

Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость  развития системы и дает возможность установления длительных и перспективных целей.

Информация о работе Франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса