Функции руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:10, контрольная работа

Описание

Руководство персоналом занимает центральное место в управлении, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом.docx

— 84.54 Кб (Скачать документ)
  • высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
  • широта взглядов, эрудиция, стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение.
  • умение планировать свою работу.

     Личные  качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

  • высокие моральные стандарты;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • высокий уровень внутренней культуры;
  • отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
  • оптимизм, уверенность в себе.

     Но  обладание ими — тоже всего  лишь предпосылка успешного руководства.

     Руководителем человека делают не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым нужно отнести:

  • умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их выполнение;
  • доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
  • контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
  • инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, и при необходимости легко перестроиться:
  • способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
  • стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

     Требования  к руководителям в отношении  этих качеств неодинаковы на различных  уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, независимость, самостоятельность и острота суждений даже некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных, создавая сплоченные коллективы.

     

     Рис. 1 Личные качества менеджера  и влияющие на них  факторы

     В науке пока еще отсутствует единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Одно из них американского психолога М. Шоу, который предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно “разложить” на три группы характеристик:

    • биографические характеристики;
    • способности (в том числе управленческие);
    • черты личности (личностные качества).

     Известный специалист в области психологии управления Р.Л. Кричевский дополнил эту  классификацию еще одной группой – менеджерскими характеристиками.

     Первую  группу качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.

     В первую очередь это такие демографические  параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и  здоровье; к социально-экономическим  факторам относится его статус в  обществе и полученное образование.

     Пол руководителя. Традиционно исследования в области руководства персоналом ориентировались на мужчину-руководителя, считали это своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру, начиная с возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. В тоже время можно отметить, что в нашем обществе до сих пор существует стереотип – женщина ориентирована на более скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей и помощь мужу. Женщинам приходиться прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Для мужчины же подобных доказательств обычно не требуется.

     Возраст и здоровье. В практике менеджмента по существу считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста (особенно армейская и чиновническая структуры). Так, согласно материалам Т. Коно, средний возраст президентов крупных компаний в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.

     Как молодой, так и пожилой возраст  имеют свои достоинства и недоставки, влияющие на эффективность руководства. Главными достоинствами молодых  руководителей является энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье и высокая работоспособность. В  тоже время они уступают своим  старшим по возрасту коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале – знаниях, специфики организации, в хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного.

     Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.

     Социальное  происхождение. Занятие руководящих должностей напрямую зависит от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.

     Образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства.

     Образование занимает как бы промежуточное положение  между объективными и субъективными, личностными характеристиками руководства, поскольку его получение зависит  как он социально-экономического положения  и богатства человека, так и  его индивидуальных способностей, в  первую очередь от уровня интеллекта.

     Ко  второй группе – способности руководителя относятся:

     Интеллект – характеризует умственные способности и развитие личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

     Влияние умственных способностей на карьеру  и эффективность руководства  детально разработали Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе собственных исследований они пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целым рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, группой.

     Высокое интеллектуальное развитие нередко  сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком  самоуверенности, решительности, а  также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и  эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом  руководители, опасаясь за свой авторитет, а и то должность, часто недолюбливают  «слишком» умных и стараются  либо избавиться от них, либо задержать их должностной рост, не допуская к руководящим постам, чтобы не делать их них потенциальных конкурентов себе.

     Помимо  интеллекта к наиболее важным личным качествам (третья группа) эффективного руководителя относятся 2:

  • Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.
  • Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.
  • Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчиовсть.
  • Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.
  • Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.
  • Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.
  • Общительность, умение работать с людьми.
  • Способность максимально использовать возможности сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

     Если  говорить о российских менеджерах –  их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в  стране и деградацию российского  персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с  американскими коллегами, а в чем-то и превосходят их. Принципиальное отличие работы российских руководителей состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая у нас воспринимается как почти нормальное явление. Это преимущество заметили и зарубежные компании, работающие на отечественном рынке. В последние годы они заменили очень многих западных топ-менеджеров на россиян.

     Исходя  из характеристик и личных качеств  руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя 3:

  • результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
  • желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
  • готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
  • готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
  • искусство принимать быстрые решения;
  • способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;
  • способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;
  • готовность к общему руководству;
  • творческий подход к своей работе;
  • постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
  • умение правильно использовать свое время;
  • готовность к мотивированию себя и персонала;
  • готовность к политическому руководству;
  • международный кругозор.

     Таковы  основные характеристики, имеющие отношение  к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается  с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий  его жизни.

     Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.

     Формированию  нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание  самосовершенствоваться, и он понимал, что необходимо ежедневно “строить”, создавать свою личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

     3.1 Классификация стилей управления

     Сущностное  отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально  значимых, затрагивающих интересы множества  людей решений и ответственности  за их правильность и эффективность  перед собственником.

     Стиль управления - это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного  стиля определяется тем, насколько  он помогает воздействовать на сотрудников  с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

     Стиль управления обычно отождествляется  со стилем руководства, а последний  со стилем лидерства, и во многом зависит  от модели поведения и типа руководителя. При этом исключается неформальное и политическое лидерство, берется  только формальный лидер.

     Менеджмент  и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства  подчиненных при получении приказа  от менеджера огромное значение имеют  такие факторы, как тон, манера поведения  руководителя, конкретные слова, в которые  облечены инструкции и т.д. Очень  важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для них  роли, соответствующие профессиональному  потенциалу каждого конкретного  человека.

Информация о работе Функции руководителя