Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:10, контрольная работа
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Личные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:
Но
обладание ими — тоже всего
лишь предпосылка успешного
Руководителем человека делают не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым нужно отнести:
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, независимость, самостоятельность и острота суждений даже некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных, создавая сплоченные коллективы.
Рис. 1 Личные качества менеджера и влияющие на них факторы
В науке пока еще отсутствует единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Одно из них американского психолога М. Шоу, который предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно “разложить” на три группы характеристик:
Известный
специалист в области психологии
управления Р.Л. Кричевский дополнил эту
классификацию еще одной
Первую группу качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.
В
первую очередь это такие
Пол руководителя. Традиционно исследования в области руководства персоналом ориентировались на мужчину-руководителя, считали это своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру, начиная с возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. В тоже время можно отметить, что в нашем обществе до сих пор существует стереотип – женщина ориентирована на более скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей и помощь мужу. Женщинам приходиться прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Для мужчины же подобных доказательств обычно не требуется.
Возраст и здоровье. В практике менеджмента по существу считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста (особенно армейская и чиновническая структуры). Так, согласно материалам Т. Коно, средний возраст президентов крупных компаний в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.
Как
молодой, так и пожилой возраст
имеют свои достоинства и недоставки,
влияющие на эффективность руководства.
Главными достоинствами молодых
руководителей является энергичность,
высокая восприимчивость к
Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.
Социальное происхождение. Занятие руководящих должностей напрямую зависит от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.
Образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства.
Образование
занимает как бы промежуточное положение
между объективными и субъективными,
личностными характеристиками руководства,
поскольку его получение
Ко второй группе – способности руководителя относятся:
Интеллект – характеризует умственные способности и развитие личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.
Влияние умственных способностей на карьеру и эффективность руководства детально разработали Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе собственных исследований они пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целым рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, группой.
Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком самоуверенности, решительности, а также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом руководители, опасаясь за свой авторитет, а и то должность, часто недолюбливают «слишком» умных и стараются либо избавиться от них, либо задержать их должностной рост, не допуская к руководящим постам, чтобы не делать их них потенциальных конкурентов себе.
Помимо интеллекта к наиболее важным личным качествам (третья группа) эффективного руководителя относятся 2:
Если
говорить о российских менеджерах –
их индивидуальных качествах и чертах
поведения, то можно отметить, что, несмотря
на общую кризисную ситуацию в
стране и деградацию российского
персонала в постсоветский
Исходя из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя 3:
Таковы основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.
Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.
Формированию
нужных качеств могут способствовать
социально-психологические
3 СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Классификация стилей управления
Сущностное
отличие управленческой деятельности
от других форм человеческой активности
состоит в принятии социально
значимых, затрагивающих интересы множества
людей решений и
Стиль управления - это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.
Стиль управления обычно отождествляется со стилем руководства, а последний со стилем лидерства, и во многом зависит от модели поведения и типа руководителя. При этом исключается неформальное и политическое лидерство, берется только формальный лидер.
Менеджмент
и практическая психология свидетельствуют,
что для подавляющего большинства
подчиненных при получении