Функции руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:10, контрольная работа

Описание

Руководство персоналом занимает центральное место в управлении, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом.docx

— 84.54 Кб (Скачать документ)

     5.5 Принцип руководства: «не хватать  с неба звезд».

     Характерные признаки:

       – средний уровень;

       – компромисс;

       – результаты = 50% от возможного;

       – нет должной мотивации;

       – половинная заинтересованность в труде;

       – конфликты решаются демократическим путем.

     Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.

    1. Принцип руководства: работать так, чтобы не уволили, не заботиться ни  

      о ком.

     Характерные признаки:

       – руководитель основное время проводит в кабинете;

       – каждый сам по себе;

       – чаще, как реакция на 9.1, т.к. давление вызывает противодействие;

       – когда руководитель «доживает до пенсии»;

       – почему мы должны быть гуманнее шефа?

     Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.

     9.9 Корпоративный тип руководства.

     Характерные признаки:

       – оптимальная организация труда;

       – перспектива роста;

       – творческая активность персонала;

       – общая заинтересованность в успехе;

       – признание.

     Тип управления 9.9 состоит в умении так  построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной  значимости, так как успех - это  реализованная цель.

     3.2 Оценка эффективности стиля управления

     Успех стиля управления можно оценивать  по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:

  • по разработке продукции,
  • организации,
  • управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

     Так же применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

     Эффективность стилей управления нельзя оценивать  вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

  • личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);
  • зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);
  • организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);
  • условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

     Предпочтительность  стиля управления в зависимости  от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл. 1.

Таблица 1.

Характеристики  авторитарного и  сопричастного стилей управления

Характеристики ситуаций Стили управления
Авторитарный Сопричастный
Личные  качества Пессимистическое  мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы.

Исполнение долга.

Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная  инициатива.

Творчество, инновации.

Условия постановки задач Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные  задания, давление сроков. Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков.
 
Организационные условия
Строгая организация,

формальные структуры,

централизованное  распределение,

единичная инстанция,

вертикальная  информация.

«Рыхлая» организация, неформальные структуры, децентрализованное распределение,

множественные инстанции, свободная информация.

Условия окружающей среды Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей. Процветание,освобожденные ценности.

 

     Если  такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность  управления в соответствии с табл. 2.

     Таблица 2.

     Оценки  эффективности различных  стилей управления

Критерии

эффективности

Стили управления
Авторитарный Сопричастный
Эффективность достижения цели Обеспечение выживания  в случае кризиса

Снижение издержек в условиях дефицита времени.

Большие затраты  на квалифицированного менеджера

Незаинтересованность  сотрудников в экономии средств.

Частое отсутствие менеджера.

Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников.

Снижение убытков  в отсутствие менеджера.

Большие затраты  на координацию.

Эффективность выполнения заданий Быстрые решения.

Решения, приближенные к оптимальным.

Использование творческого потенциала только менеджера.

Медленное решение.

Решение с пониманием дела

Использование творческого потенциала менеджера  и сотрудников.

    Четкое распределение  ролей.

Зависимость от менеджера.

Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников.

Нечеткое распределение  ролей.

Независимость от менеджера

Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников.

Гуманистические факторы Организационные требования к резерву.

Недовольство  эмансипированных сотрудников.

Стихийность, потеря инициативы сотрудников

Более высокие  требования к резерву менеджеров.

Путаница, недовольство среди верящих авторитетам.

Заинтересованность, обязательность, инициативность

сотрудников.


 

     В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком  качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать  соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда). 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Руководитель  должен быть способным принимать  решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

     Руководитель  должен не столько управлять, сколько  создавать максимально благоприятные  условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно  участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих  каждого работника думать, действовать  в интересах организации в  целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого  члена коллектива.

     В современной экономике функции  работников настолько усложняются  и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

     От прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая служить делу. При этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций.

     Управление, является в некоторой степени искусством, поэтому невозможно разработать единый стиль управления. Ситуационный подход подходит ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

     Для лучшего управления персоналом руководителю необходимо проводить с подчиненными совещания и ввести систему поощрения. Это поспособствует хорошей психологической  обстановке в организации и  улучшению  работы каждого сотрудника в отдельности.

     Руководитель  должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости «человеческой натуры» и владеть обширными гуманитарными знаниями.

     В число наиболее важных способностей менеджера входит: сочетание знаний, поведения и опыта, входят умения реализовать, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

     Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря  которым ситуации отличаются одна от другой.

     Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание  человеческих ценностей, организационных  изменений и непрерывных адаптаций  к изменениям внешней среды. Все  это требует существенных изменений  в принципах, методах и формах работы с человеком в организации. 
Опытные руководители знают, что каждый член группы, получившей конкретное задание, будет реагировать на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. У одних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков и стереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под влиянием нравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагирует на внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.

     Человеческий  потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. Индивидуальный подход к человеку позволяет предприятию достичь лучших результатов.

Информация о работе Функции руководителя