Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:31, курсовая работа

Описание

В настоящей работе мы рассмотрим необходимость и методы государственного регулирования рыночных отношений и проблемы правового и ценового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования регулирования деятельности в области телекоммуникационных услуг.

В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.

Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.

В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курс.пр. экономика.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     2. Регулирование рынка телекоммуникаций  

     Регулирование всех предметных секторов экономики в условиях рынка осуществляется посредством государственного нормативно-правового регулирования, рыночной конкуренции и договорного саморегулирования субъектов деятельности в данном секторе экономики. Для российского рынка телекоммуникаций и услуг связи доминирующим пока остается государственное нормативно-правовое регулирование, которое не только, как это и положено, определяет допустимые условия рыночной конкуренции и саморегулирования, но и устанавливает существенное административное регулирование и государственный контроль деятельности компаний связи.

     Отношения между потребителем телекоммуникационных услуг и оператором связи регулируются правилами главы 39 Гражданского кодекса  РФ, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", а также  Законом РФ от 07.02.92 № 2300-I "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 «Правила оказания услуг подвижной связи»

     Закон № 126-ФЗ "О связи" от 07.07.2003 регулирует основные вопросы в этой сфере деятельности, в частности: 
1) основы деятельности в области связи: 
- правовое положение сооружений и средств связи; 
- правовое положение объектов и линий связи; 
2) классификацию сетей связи и их предназначение; 
3) присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие; 
4) государственное регулирование в области связи: 
- распределение радиочастотного спектра и использование радиочастотного спектра; 
- выделение ресурса нумерации; 
- регулирование тарифов на различные услуги связи; 
5) лицензирование деятельности в области оказания услуг связи; 
6) порядок оказания различных услуг связи; 
7) универсальное обслуживание; 
8) защиту прав пользователей услугами связи; 
9) управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях; 
10) международное сотрудничество в сфере массовых коммуникаций. 
Отношения в области связи, не урегулированные Законом о связи, регулируются другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ в области связи. Выделим в таблице подзаконные нормативные акты, принятые во исполнение норм Закона о связи.

     2.1. Лицензирование услуг связи.

     Оператор  связи — предприятие, оказывающее услуги связи.

     Поскольку в России услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, то оператор связи — непременно обладатель соответствующей лицензии (лицензиат).

     Согласно  ст.29 Федерального закона «О связи», «Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. [ 3]

      Лицензирование  деятельности в области оказания  услуг связи осуществляется федеральным  органом исполнительной власти  в области связи (далее - лицензирующий орган), который:

  1. устанавливает в соответствии с перечнями лицензионных условий, указанными в пункте 1 настоящей статьи, лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;
  2. регистрирует заявления о предоставлении лицензий;
  3. выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  4. осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий;
  5. отказывает в выдаче лицензий;
  6. приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие;
  7. аннулирует лицензии;
  8. переоформляет лицензии;
  9. ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     3. Лицензии выдаются  по результатам рассмотрения заявлений, а в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, - по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса).»[1,ст.29]

     В РФ установлены следующие виды услуг связи и соответствующих им лицензий (Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»):

  1. Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
  2. Услуги междугородной и международной телефонной связи.
  3. Услуги телефонной связи в выделенной сети связи.
  4. Услуги внутризоновой телефонной связи.
  5. Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов.
  6. Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа.
  7. Услуги телеграфной связи.
  8. Услуги связи персонального радиовызова.
  9. Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.
  10. Услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.
  11. Услуги подвижной радиотелефонной связи.
  12. Услуги подвижной спутниковой радиосвязи.
  13. Услуги связи по предоставлению каналов связи.
  14. Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
  15. Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
  16. Телематические услуги связи.
  17. Услуги связи для целей кабельного вещания.
  18. Услуги связи для целей эфирного вещания.
  19. Услуги связи проводного радиовещания.
  20. Услуги почтовой связи.

     Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

     2.2. Государственное регулирование тарифов в отрасли связи.

     Услуги  связи — это специфичный вид бизнеса. Главная его особенность в том, что оператор связи не может работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи. Он вынужден использовать всю инфраструктуру связи, имеющую много различных собственников. Он не в состоянии заключить договор с каждым оператором, ресурсы которого использует. Поэтому свобода договора в данной области относительно невелика. Отрасль связи подвергается особенно подробному регулированию со стороны государства. В частности, устанавливаются единые правила присоединения сетей связи и пропуска трафика, единые правила эксплуатации средств связи, жёсткие технические требования к оборудованию и т. п. На межгосударственном уровне отрасль связи также регламентирована в бо́льшей степени, чем иные отрасли.

     Во  многих странах (в частности, в России) присутствует и ещё одна особенность — высокая степень монополизации услуг связи. Поэтому на ограничения, присущие отрасли связи, накладываются также ограничения антимонопольного законодательства (например, государственное регулирование тарифов).

Тарифы на связь Интернет и сотовую (мобильную) связь устанавливаются в зависимости от вида связи. Это значит, что тарифы на связь зависят не только от Федеральной службы по тарифам (ФСТ), но и от операторов - поставщиков услуг. Операторы вправе самостоятельно устанавливать тарифы на связь, если другой порядок не предусмотрен законодательством России. Тарифы на более доступную почтовую и местную проводную телефонную связь, в большей степени, регулируются ФСТ России.

Трудно  представить современный мир  без доступных средств связи. Рассмотрим каждый из четырех видов  связи более детально.

Практический  каждый второй житель РФ владеет сотовым (мобильным) телефоном. Некоторые даже пользуются несколькими одновременно, оплачивая по тарифам на связь за предоставленные пакеты услуг от разных операторов. Этот вид связи считается самым удобным, ведь пользуясь мобильным телефоном, можно связаться с собеседником и поделиться с ним важной информацией, где бы он ни находился.

Телефонная проводная связь стала уже более привычным делом, так как к общедоступной телефонной сети подключено значительное количество зданий самого различного назначения. Невысокие тарифы на эту связь,простота и практичность в использовании делают её популярной у людей старшего возраста.

Почтовая связь – это самый древний вид связи. Но, увы, он уже не столь популярен у жителей РФ из-за большой конкуренции на быстрорастущем рынке связи. Тарифы на данный вид связи контролируются ФСТ.

Интернет  – это самый современный вид  связи, который пользуется большой  популярностью у молодежи и деловых  людей. Этот вид связи очень перспективен, так как объединяет в себе большие технологические возможности, позволяя потребителям не только обмениваться информацией (аудио, видео, документы, прочее), но и пользоваться многими дополнительными полезными ресурсами. Тарифы на связь зависят от Интернет-провайдеров, которые предоставляют услуги местному населению. 

2.3. Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной связи.

7 марта  1997 г. было принято постановление  Правительства Российской Федерации № 265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях». Государственное регулирование тарифов на услуги общедоступной электрической связи осуществляется Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи ее территориальными органами.

В настоящее  время к регулируемым услугам  связи на федеральном уровне относятся:

· пересылка  почтовых карточек, писем, бандеролей, денежных переводов;

· доставка пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

· передача телеграмм;

· международные  телефонные разговоры;

· предоставление магистральных телефонных и телеграфных  каналов связи для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов;

· передача данных по каналам связи организациям, финансируемым из бюджета;

· регистрация, контроль и инспектирование радиоэлектронныхсредств  и высокочастотных устройств, испытание  электроустройств и высокочастотных  устройств общего назначения на соответствие стандартов и норм на индустриальные помехи для организаций;

· услуги связи по трансляции российских гостелерадиоорганизаций.

На региональном уровне к регулируемым услугам связи  относятся:

· абонементная плата за пользование телефоном;

· установка  телефона;

· разговоры  по телефонам-автоматам местных  телефонных сетей.

Правительство Российской Федерации устанавливает  предельные коэффициенты индексации тарифов. Индексация тарифов по видам услуг  осуществляется в пределах, рассчитанных в целом по отрасли, региону или организации связи базовых затрат и получения необходимой прибыли.

Нерегулируемые  или свободные тарифы устанавливаются  организациями связи. Они определяются на основе складывающихся затрат на оказание услуг и с учетом получения прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства, а также с учетом платежеспособного спроса на оказываемые услуги.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики