Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:31, курсовая работа

Описание

В настоящей работе мы рассмотрим необходимость и методы государственного регулирования рыночных отношений и проблемы правового и ценового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования регулирования деятельности в области телекоммуникационных услуг.

В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.

Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.

В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курс.пр. экономика.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     Продолжающаяся  демонополизация отрасли формирует  принципиально новую среду в  сегментах, традиционно рассматриваемых  как естественная монополия. На начало текущего года уполномоченный федеральный  орган выдал операторам 20 лицензий на право оказания услуг междугородной телефонной связи, что положило конец монополии ОАО «Ростелеком», создало предпосылки для его исключения из реестра субъектов естественных монополий и применения по отношению к компании адекватных методов государственного регулирования.

     Свободный выход на рынок все большего числа  новых компаний не всегда является фактором эффективного использования  телекоммуникационной инфраструктуры. Подтверждением этому может служить  следующий пример. Из нескольких тысяч  операторов, имеющих лицензии на право оказания услуг электросвязи, 100 наиболее крупных обеспечивают около 97% доходов отрасли. Следовательно, для основной части лицензиатов характерна крайне низкая концентрация капитала, а значит, и отсутствие средств на развитие инфраструктуры. Вместе с тем большое число поставщиков услуг усложняет схему межоператорского взаимодействия и систему расчетов за взаимопредоставляемые технические ресурсы для пропуска трафика.

     Именно  в этой сфере необходимо государственное  регулирование ценообразования, с  тем чтобы обеспечить недискриминационный выход на рынок новых операторов и предотвратить возможность присоединяющих компаний устанавливать необоснованно высокие цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, не соответствующие фактическим экономически обоснованным затратам и объективно необходимой прибыли.

     Государственное регулирование ценообразования  в сфере межоператорского взаимодействия осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Если учесть, что тарифы на универсальные услуги связи устанавливает Федеральное агентство связи, то очевидно, что действующая структура регулирования ценообразования в этой сфере с участием трех федеральных органов управления – громоздкая и неэкономичная, а сама система регулирования требует необоснованно высоких временных затрат, что обусловлено межведомственным согласованием цен. Кроме того, исполнение по сути дублирующих функций тремя регулирующими органами ведет к увеличению штата соответствующих служб и неэффективному использованию бюджетных средств.

     Таким образом, анализ современного состояния  отечественного рынка услуг связи  и системы его государственного регулирования показывает, что по основным организационно-экономическим  характеристикам он в значительной степени утратил признаки естественной монополии. Во-первых, это подтверждается количеством участников рынка. В условиях естественной монополии предложение формирует только один оператор, на рынке же телекоммуникаций по большинству позиций товарной номенклатуры услуги предлагаются целым рядом операторов связи. Во-вторых, для естественной монополии характерно отсутствие заменителя услуг, что несвойственно большинству товарных сегментов отраслевого рынка. Так, передача телеграмм по сети общего пользования успешно заменяется услугами факсимильной связи и электронной почты. Местная и подвижная телефонная связь предлагают практически одинаковые услуги, только оказываемые на основе различных технических решений. Конкурентом междугородной и международной телефонной связи стала IP-телефония.

     В-третьих, в условиях высокомонополизированного  рынка затруднен выход на него новых производителей, что нехарактерно для отечественного телекоммуникационного  рынка, где сегодня практически  нет барьеров для выхода новых  операторов.

     Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие направления совершенствования  механизма государственного регулирования  тарифов на услуги связи и отраслевой системы ценообразования в целом:

     – сокращение числа регулируемых услуг  с учетом развития взаимозаменяемых их видов, повышения уровня удовлетворенного спроса и роста платежеспособности потребителей;

     – выведение из-под государственного регулирования операторов, оказывающих  услуги в товарных и территориальных  сегментах с достаточным уровнем  конкуренции;

     – использование в качестве основного  для государственного регулирования  тарифов метода предельного ценообразования  в сочетании с максимально  возможным расширением прав операторов в определении уровней тарифов  по отдельным товарным и потребительским сегментам;

     – постепенный переход от регулирования  тарифов для конечных пользователей  к системе государственного регулирования  меж-операторского взаимодействия и установление эффективных методов  контроля над ценами за услуги присоединения  и пропуска трафика по сетям операторов, образующих сеть связи общего пользования;

     – сосредоточение функций государственного регулирования ценообразования  в одном органе исполнительной власти, осуществляющем в том числе полномочия по установлению тарифов на универсальные услуги, услуги присоединения и пропуска трафика.

     Реализация  этих подходов позволит перейти к  принципам государственного регулирования  ценообразования, принятым в практике экономически развитых стран, и создаст  благоприятные условия для дальнейшего  развития добросовестной конкуренции, повышения эффективности работы и инвестиционной привлекательности операторов связи.

     Заключение.

     Исследование  проблемы государственного регулирования  рыночных отношений позволяет сделать  следующие выводы по главам.

     1. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

     Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

     2.  Государственное регулирование и контроль за деятельностью в области связи осуществляются посредством правового обеспечения, лицензирования отдельных видов деятельности, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области связи.

     В существующую в настоящее время структуру органов власти, осуществляющих регулирование в области телекоммуникаций, входят шесть органов власти – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи,

     В соответствии с российским законодательством, государство имеет полномочия в определенной степени регулировать деятельность естественных монополий, работающих в отрасли электросвязи. Закон О естественных монополиях предоставляет юридическую основу для государственного регулирования поставщиков услуг электросвязи и обеспечивает государственный контроль за установлением тарифов и другой деятельностью. В настоящее время Федеральная служба по тарифам - ФСТ регулирует тарифы на услуги междугородной телефонной связи , на услуги местной и внутризоновой телефонной связи,  а межоператорские тарифы, включая тарифы на инициирование, завершение вызова, а также транзит трафика для существенных операторов - Федеральное агентство связи Россвязь, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ №9 от 30 января 2008 года.

     3. В заключении можно сказать что недостатков в правовом регулировании услуг связи достаточно много, но главными из них являются проблемы сетевого присоединения и конкурентной борьбы на рынке услуг связи. Именно эти проблемы, на мой взгляд, порождают все остальные.

     Основные  пути решения этих проблем сводятся к принятию государством определенных мер и задач по совершенствованию  законодательства.

     Метод регулирования должен первоначально  применяться в отношении межоператорского взаимодействия на товарных рынках. От результата регулирования зависят перечень, объем, качество и стоимость услуг связи для конечного пользователя, которые, будучи внешним выражением развития сети и отношений при ее эксплуатации, формируют самостоятельные рынки.

     В перспективе целесообразно рассмотреть  и вопрос о формировании по европейскому образцу независимого регулирующего  органа отрасли и передаче ему  полномочий по контролю за соблюдением  законодательства о конкуренции  и по применению соответствующих  мер государственного воздействия.

     Методы  государственного регулирования в  области связи должны применяться  только на рынках с неэффективной  конкуренцией, не нарушая принципов  рыночной экономики, стимулируя развитие конкуренции, предотвращая дискриминацию  в отношении конечных пользователей и конкурентов операторами связи, занимающими доминирующее положение на рынке. При этом важно обеспечить стабильное и безопасное функционирование сетей, доступность и бесперебойное оказание услуг связи на всей территории страны для всех пользователей в условиях открытой конкуренции между операторами

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Конституция РФ
  1. Гражданский кодекс РФ
  1. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ
  1.  Закон  РФ от 07.02.92 № 2300-I "О защите  прав потребителей"
  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Постановление Правительства РФ от 15.05.2005 № 310 «Правила оказания услуг подвижной связи»
  3. Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней, международной телефонной связи»
  4. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 715 «О совершенствовании государственного регулирования тарифов на услуги связи»
  5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"
  6. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»
  7. Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005г. №637)
  8. Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи (утвержден приказом Мин-информсвязи РФ от 02.05.2006 № 54)
  9. Приказ ФСТ РФ от 05.09.2006 №189-с/1 (ред. От 03.08.2007) «Об утверждении Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи»
  10. Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи (утверждена приказом ФСТ России от 09.06.2006 № 122-с/1)
  11. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник / под ред.Кушлина В.И. -2-е изд., перераб. и доп.- М.:РАГС, 2005.- 834с.
  12. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник/ под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С. – М.:Волтерс Клувер, 2006.- 529с. 
  13. Хохлов Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас.- М.: Альпина бизнес букс, 2009.- 237с.
  14. Шевченко О.М., Предпринимательское право, 2006, № 1. Комментарии к нормативным актам федерального законодательства (Консультант-плюс).
  15. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина.-3-е изд., перераб. и доп..-М.: ИНФРА-М,2008.- 604с.
  16. http://www.consultant.ru

 

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики