Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:31, курсовая работа
В настоящей работе мы рассмотрим необходимость и методы государственного регулирования рыночных отношений и проблемы правового и ценового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования регулирования деятельности в области телекоммуникационных услуг.
В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.
Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.
В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.
Продолжающаяся
демонополизация отрасли
Свободный выход на рынок все большего числа новых компаний не всегда является фактором эффективного использования телекоммуникационной инфраструктуры. Подтверждением этому может служить следующий пример. Из нескольких тысяч операторов, имеющих лицензии на право оказания услуг электросвязи, 100 наиболее крупных обеспечивают около 97% доходов отрасли. Следовательно, для основной части лицензиатов характерна крайне низкая концентрация капитала, а значит, и отсутствие средств на развитие инфраструктуры. Вместе с тем большое число поставщиков услуг усложняет схему межоператорского взаимодействия и систему расчетов за взаимопредоставляемые технические ресурсы для пропуска трафика.
Именно в этой сфере необходимо государственное регулирование ценообразования, с тем чтобы обеспечить недискриминационный выход на рынок новых операторов и предотвратить возможность присоединяющих компаний устанавливать необоснованно высокие цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, не соответствующие фактическим экономически обоснованным затратам и объективно необходимой прибыли.
Государственное регулирование ценообразования в сфере межоператорского взаимодействия осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Если учесть, что тарифы на универсальные услуги связи устанавливает Федеральное агентство связи, то очевидно, что действующая структура регулирования ценообразования в этой сфере с участием трех федеральных органов управления – громоздкая и неэкономичная, а сама система регулирования требует необоснованно высоких временных затрат, что обусловлено межведомственным согласованием цен. Кроме того, исполнение по сути дублирующих функций тремя регулирующими органами ведет к увеличению штата соответствующих служб и неэффективному использованию бюджетных средств.
Таким образом, анализ современного состояния отечественного рынка услуг связи и системы его государственного регулирования показывает, что по основным организационно-экономическим характеристикам он в значительной степени утратил признаки естественной монополии. Во-первых, это подтверждается количеством участников рынка. В условиях естественной монополии предложение формирует только один оператор, на рынке же телекоммуникаций по большинству позиций товарной номенклатуры услуги предлагаются целым рядом операторов связи. Во-вторых, для естественной монополии характерно отсутствие заменителя услуг, что несвойственно большинству товарных сегментов отраслевого рынка. Так, передача телеграмм по сети общего пользования успешно заменяется услугами факсимильной связи и электронной почты. Местная и подвижная телефонная связь предлагают практически одинаковые услуги, только оказываемые на основе различных технических решений. Конкурентом междугородной и международной телефонной связи стала IP-телефония.
В-третьих, в условиях высокомонополизированного рынка затруднен выход на него новых производителей, что нехарактерно для отечественного телекоммуникационного рынка, где сегодня практически нет барьеров для выхода новых операторов.
Все
вышеизложенное позволяет сформулировать
следующие направления
– сокращение числа регулируемых услуг с учетом развития взаимозаменяемых их видов, повышения уровня удовлетворенного спроса и роста платежеспособности потребителей;
–
выведение из-под
– использование в качестве основного для государственного регулирования тарифов метода предельного ценообразования в сочетании с максимально возможным расширением прав операторов в определении уровней тарифов по отдельным товарным и потребительским сегментам;
–
постепенный переход от регулирования
тарифов для конечных пользователей
к системе государственного регулирования
меж-операторского
– сосредоточение функций государственного регулирования ценообразования в одном органе исполнительной власти, осуществляющем в том числе полномочия по установлению тарифов на универсальные услуги, услуги присоединения и пропуска трафика.
Реализация
этих подходов позволит перейти к
принципам государственного регулирования
ценообразования, принятым в практике
экономически развитых стран, и создаст
благоприятные условия для
Заключение.
Исследование проблемы государственного регулирования рыночных отношений позволяет сделать следующие выводы по главам.
1. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.
2. Государственное регулирование и контроль за деятельностью в области связи осуществляются посредством правового обеспечения, лицензирования отдельных видов деятельности, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области связи.
В существующую в настоящее время структуру органов власти, осуществляющих регулирование в области телекоммуникаций, входят шесть органов власти – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи,
В соответствии с российским законодательством, государство имеет полномочия в определенной степени регулировать деятельность естественных монополий, работающих в отрасли электросвязи. Закон О естественных монополиях предоставляет юридическую основу для государственного регулирования поставщиков услуг электросвязи и обеспечивает государственный контроль за установлением тарифов и другой деятельностью. В настоящее время Федеральная служба по тарифам - ФСТ регулирует тарифы на услуги междугородной телефонной связи , на услуги местной и внутризоновой телефонной связи, а межоператорские тарифы, включая тарифы на инициирование, завершение вызова, а также транзит трафика для существенных операторов - Федеральное агентство связи Россвязь, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ №9 от 30 января 2008 года.
Список использованной литературы
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики