Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:31, курсовая работа
В настоящей работе мы рассмотрим необходимость и методы государственного регулирования рыночных отношений и проблемы правового и ценового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования регулирования деятельности в области телекоммуникационных услуг.
В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.
Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.
В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.
Затраты
Общества в 2009 году составили 32 412,2 млн.руб.
(96,9% к уровню 2008 года), в абсолютном выражении
снижение затрат составило 1 044,2 млн. руб.
Таблица 4. Структура расходов
Статья затрат | Единица измерения | 2008 | 2009 | Темп изменения показателей, % | Удельный вес в затратах 2009,% |
Амортизация основных средств | млн. руб. | 5 254,1 | 6 079,9 | 115,7% | 18,8% |
Затраты на оплату труда | млн. руб. | 7 345,7 | 6 374,5 | 86,8% | 19,7% |
Отчисления на социальное страхование | млн. руб. | 1 475,1 | 1 351,9 | 91,6% | 4,2% |
Материальные затраты | млн. руб. | 2 199,1 | 2 028,8 | 92,3% | 6,3% |
Расходы по услугам операторов связи | млн. руб. | 5 675,3 | 5 263,2 | 92,7% | 16,2% |
Расходы по услугам ОАО «Ростелеком» | млн. руб. | 163,3 | 399,4 | 244,6% | 1,2% |
Услуги сторонних организаций | млн. руб. | 3 283,5 | 2 663,6 | 81,1% | 8,2% |
Прочие расходы | млн. руб. | 8 060,3 | 8 250,9 | 102,4% | 25,4% |
ИТОГО | млн. руб. | 33 456,4 | 32 412,2 | 96,9% | 100,0% |
Основными отличиями структуры затрат Общества в 2009 году по сравнению с 2008 годом является рост доли амортизационных отчислений, снижение доли расходов на оплату труда и расходов на услуги сторонних организаций.
Затраты на оплату труда составили в 2009 году 6 374,5 млн. руб. (86,8% к уровню 2008 года). Отчисления на социальное страхование составили в 2009 году 1 351,9 млн. руб., снижение к 2008 году 91,6%. Удельный вес затрат на оплату труда и отчисления на социальное страхование в затратах в 2009 году – 23,9%, в 2008 – 26,4% (удельный вес в выручке в 2009 году – 19,0%, в 2008 году – 21,7%).
Увеличение
суммы амортизационных
Прирост расходов по услугам ОАО «Ростелеком» за 2009 год в сравнении с 2008 годом составил 236,1 млн. руб. (244,6%). Рост расходов по ОАО «Ростелеком» по пропуску трафика обусловлен переводом существенной части пропускаемого магистрального трафика на ОАО «Ростелеком» в 4 квартале 2008 года с целью снижения затрат по статье «международное/междугороднее завершение вызова».
Рентабельность
по прибыли от продаж в 2009 году составила
25,7%, против 21,3% в 2008 году (изменение +4,4
п.п.). Рентабельность по чистой прибыли:
2009 год – 12,6%, 2008 год – 8,0% (изменение
+4,6 п.п.). Показатель EBITDA – 15 471,2 млн. руб.
(115,7% к 2008 году). Удельный вес показателя
EBITDA в выручке – 37,9% (изменение +4,6 п.п.).
Таблица 5. Основные показатели эффективности деятельности Общества
Наименование показателей | Единица измерения | 2008 | 2009 | Темп изменения показателей (в %) |
Рентабельность по прибыли от продаж | % | 21,3 | 25,7 | +4,4 п.п. |
Рентабельность по чистой прибыли | % | 8,0 | 12,6 | +4,6 п.п. |
Себестоимость на 100 руб. выручки | руб. | 82,4 | 79,6 | 96,6% |
EBITDA | млн. руб. | 13 367,6 | 15 471,2 | 115,7% |
EBITDA маржа | % | 32,9 | 38,0 | +5,1 п.п. |
Выручка на линию | руб. | 4 437,2 | 4 302,7 | 97,0% |
Прибыль на линию | руб. | 779,0 | 879,9 | 112,9% |
Выручка на работника | тыс. руб. | 1 725,4 | 1 876,8 | 108,8% |
Прибыль от продаж на работника | тыс. руб. | 302,9 | 383,8 | 126,7% |
Количество линий на работника | шт. | 389 | 436 | 112,1% |
Факторы, связанные с действиями органов власти, регулирующих деятельность субъектов в отрасли связи и телекоммуникаций:
- появление новых требований к операторам (в частности, требования по добровольной сертификации услуг, сетей, систем безопасности и т.д.);
-
изменение принципов
-
исключение из перечня
-
предоставление абонентам
Оценка вероятности наступления данной группы событий и их влияния на экономические результаты Общества сформирована на основе мониторинга различных информационных источников, которые позволяют делать выводы о намерении органов по регулированию отрасли связи в части изменения существующих регулирующих правил отрасли. Выводы о потенциальных экономических последствиях для деятельности Общества были использованы для формирования ряда мероприятий по минимизации нежелательного влияния вышеприведенных факторов:
- развитие новых услуг связи, диверсификация бизнеса;
-
проведение мероприятий по
-
модернизация транспортной
-
снижение издержек и
Анализ современного развития отрасли связи, проведенный ассоциациями и союзами операторов, в том числе Национальным Союзом организаций и операторов связи, показывает, что в настоящее время для создания благоприятных условий дальнейшего развития российской инфраструктуры связи, обеспечения качественного оказания широкого спектра услуг связи, необходимо внесение кардинальных изменений в действующее законодательство в области связи.
В первую очередь это касается федерального закона "О связи". Так, назрела необходимость совершенствования системы регистрации сетей связи. В связи с этим целесообразно в законе "О связи" отразить возможность заявительного порядка регистрации сетей связи, а также сокращения объема документов, представляемых для регистрации сетей, упрощения порядка регистрации и ввода в эксплуатацию сетей связи.
Требует уточнения терминология закона "О связи", трактующая вопросы присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
Необходимо решать вопрос сокращения сроков оформления разрешений на использование радиочастот (радиочастотных каналов), упростить порядок взаимодействия операторов с радиочастотными органами, а также процедур выдачи радиочастот. Следует упростить либо отказаться от переоформления частотных разрешений в случае реорганизации компаний.
Проблемными являются вопросы, касающиеся переоформления лицензий, в том числе в случае реорганизации юридического лица и при изменений реквизитов и т.д.
В "Положении о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот" необходимо уточнить процедуры назначения (присвоения) радиочастот, обеспечить сокращение сроков проведения экспертиз и принятия решений о выделении номиналов радиочастот.
В "Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" следовало бы устранить имеющиеся в документе неточности в классификации сетей, услуг присоединения и пропуска трафика, уточнить процедуры заключения соответствующих договоров.
Целесообразно в "Правилах распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации" учесть проблемы, выявившиеся в практике правоприменения, в том числе по перечню документов, представляемых при получении нумерации, процедуре переоформления ресурса нумерации при изменении номера лицензии, по уточнению кодов DEF, более четкому описанию критериев задействования нумерации, с указанием сетей, на которые распространяются данные критерии и др.
Внесение изменений необходимы и в другие нормативные акты.
Предполагается, что указанные и другие проблемы отраслевого законодательства будут обсуждаться рабочей группой под руководством замминистра связи и массовых коммуникаций Н.С. Мардера. Координацию работы группы будет осуществлять Ассоциация документальной электросвязи. Национальный Союз организаций и операторов связи примет участие в обсуждениях.
Анализ показывает, что проблемы отрасли во многом определяются недостатками российского законодательство в сфере связи. Его состояние не отвечает уровню экономического развития страны и по своим качественным параметрам оно не соответствует необходимым требованиям на современном этапе развития общества. Основные претензии к законодательству в сфере связи заключаются в следующем.
Законодательство в области связи не содержит корректных определений и терминов, нет системных конкретных требований к отдельным документам, их содержанию и показателям. Это дает основание правоприменителям, контролирующим органам по разному понимать приводимые формулировки и значения, выдвигать надуманные и необоснованные требования по рассматриваемым вопросам.
Значительная часть терминологии имеет технико-технологический характер, что затрудняет и искажает правоприменительную практику, порождает внутренние и внешние противоречия. Недостаточный объем в законе правового регулирования нередко восполняется полномочиями органов государственного надзора.
Анализ статей ФЗ "О связи" дают основания предположить, что в нем присутствует фактор юридико-лигвинистической коррупциогенности. В этой связи требуется постоянная независимая экспертиза нормативных правовых документов.
В то же время в отрасли не организована системная работа по экспертизе проектов нормативных правовых документов и законодательных инициатив, что отрицательно сказывается на качестве указанных актов.
Многочисленные административные процедуры и их запутанность усиливают давление на субъекты хозяйственной деятельности без представления гарантий обеспечения публичного интереса. Полномочия надзорных и законодательного федерального исполнительного органа приобретает совместный характер деятельности и законодательство входит в противоречие с конституционным принципом разделения власти. Законодательство в области связи не предусматривает никаких процедур саморегулирования в отрасли, возлагая все соответствующие полномочия на государственные исполнительные органы, что усиливает псевдогражданский характер отношений в сфере связи.
В составе законодательства в области телекоммуникаций практически отсутствуют нормы, позволяющие эффективно обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке услуг связи и недискриминационный доступ к ограниченным инфраструктурным ресурсам.
В современных условиях рыночной экономики, новых форм собственности и общественного производства, значительного спроса и конкуренции на присвоение частотных ресурсов, решения социально-экономических задач в масштабе всей страны очевидна необходимость совершенствования структуры органов регулирования использования РЧС, в частности, повышения роли и статуса Государственной комиссии по радиочастотам, создание единой структуры органов управления радиочастотным спектром с исключением дублирования функций регулирующих органов, обеспечение возможности более эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной связи в области связи с бизнес-сообществом при решении вопросов использования радиочастотного спектра в интересах развития российской инфраструктуры связи;
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики