Издержки производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание

Цель работы:
- рассмотреть экономическую сущность и содержание издержек производства;
- рассмотреть пути снижения издержек производства;
- проинализировать издержеки производства ОАО «ТАИФ-НК НПЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность и содержание издержек производства…..5
1.1. Теоретические подходы к определению
издержек производства…………………………………………………5
1.2. Классификация затрат на производство
и реализацию продукции………………………………………………19
1.3. Бухгалтерская и экономическая прибыль предприятия……….26
2. Пути снижения издержек производства………………………………32
3. Анализ издержек производства ОАО «ТАИФ-НК НПЗ»……………45
3.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..45
3.2. Анализ постоянных и переменных затрат на производство
ОАО «ТАИФ-НК НПЗ»………………………………………………..47
3.3. Определение резервов снижения издержек производства
продукции на примере ОАО «ТАИФ-НК НПЗ»……………………..54
Заключение……………………………………………………………...60
Список литературы……………………………………………………..61
Приложения……………………………………………………………..63

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.docx

— 508.76 Кб (Скачать документ)

Базовая себестоимость товара включает в себя стоимость сырья, полуфабрикатов, возможные акцизы и  таможенные налоги на сырье и многие другие расходы. В ходе производства прибавляются производственные расходы. Затем себестоимость растет в процессе реализации продукции. Если представить процесс формирования себестоимости таким образом, появляется возможность принять меры, чтобы снизить затраты на каждом этапе этого цикла. Специалисты считают, что резервы снижения себестоимости распределяются следующим образом: снабжение - 50%, производство - 10%, сбыт - 40%. Отлаженно работающая система управленческого учета позволяет руководителю в любой момент времени знать, как меняется себестоимость по любой товарной позиции, по группе наименований товаров или по всей продукции. Поняв, из каких затрат складывается себестоимость товара на каждом уровне, можно определить, как сильно снижаются накладные расходы, как изменяется разница между ними и маржинальной прибылью. Маржинальная прибыль – это разница между отпускной ценой и переменными издержками. В итоге с помощью управленческого учета можно сделать вывод об эффективности производства в целом и по отдельным его направлениям.

Для снижения затрат большое  значение имеет анализ по центрам  затрат и по центрам ответственности. 23

Центр затрат - это объект отнесения затрат, где аккумулируются затраты связанные с одной  или несколькими функциями и  определенными видами деятельности.

Центр ответственности - это  организационное подразделение, возглавляемое  управляющим, ответственным за величину затрат.

Анализ отчетных данных по центрам затрат позволяет сделать  заключение о том, насколько и  в каком центре ответственности  высоки издержки и чем это вызвано. Управление затратами по центрам  ответственности предполагает включать в смету те затраты, по которым  обеспечивается нормирование, планирование и учет затрат. Выделение центра затрат по отдельным подразделениям может происходить по разным признакам: организационной структуре, оборудованию, выполняемым операциям и функциям.

Система учета по центрам  возникновения затрат предусматривает  измерение расходов вне связи  с выходом продукции.

Для лучшей организации учета  по местам возникновения затрат необходимо тщательно детализировать затраты, чтобы затраты, учитываемые в  данном, месте являлись для него прямыми. Организация такого учета  на промышленных предприятиях дает возможность  усилить контроль за формированием  затрат, оперативно получать информацию об их целесообразности, а также  обоснованности распределения косвенных  расходов по носителям затрат.24

Рассмотрим основные пути снижения издержек производства:

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение  новой техники, комплексная механизация  и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов  материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Рассмотрим несколько  приемов по эффективному контролю затрат:

1. Необходимо учитывать затраты, и их станет меньше. Иногда можно сократить расходы, просто начав их учитывать. Замечено, например, что когда компания начинает регистрировать исходящие междугородные и международные звонки своих сотрудников по дате, времени и цели, общее количество звонков снижается за счет уменьшения звонков по личным делам сотрудников.

2. Постараться сделать  сотрудников своими единомышленниками.  Объяснить сотрудникам необходимость  снижения расходов. Дать им понять, что руководство ценит их предложения  по экономии средств. 

3. Классифицировать свои  затраты по степени зависимости  от объемов производства. Большинство  систем учета подразделяют затраты  на постоянные и переменные. Некоторые  компании также классифицируют  переменные затраты в зависимости  от того, насколько легко их  удается корректировать, когда меняется  производственная активность. Например, прямые затраты на материалы  растут или падают, почти автоматически  реагируя на изменения объемов  производства. А вот прямые трудовые  затраты можно скорректировать,  только если руководство примет  соответствующие меры (сокращение  штата, сокращение зарплат, и  т.д.). С другой стороны, затраты  на аренду помещения руководству  вряд ли удастся сократить  в ответ на падение объемов  производства.

4. Классифицировать затраты в зависимости от того, насколько легко их можно корректировать, используя альтернативные решения.

5. Постараться отслеживать не только структуру затрат, но и причины возникновения этих затрат в компании. Это поможет предпринять необходимые действия непосредственно по ликвидации причин нежелательного роста затрат. Так, если растут представительские расходы, полезно четко понять почему сотрудники тратят деньги компании в дорогих ресторанах: потому, что компания активно расширяет клиентскую базу, и растет число подписанных контрактов, или потому, что просто ослаблен контроль за использованием представительских средств.

Приемы снижения затрат:

1. Сокращение затрат на  оплату труда. Действующее российское  трудовое законодательство позволяет  компаниям сокращать как количество  сотрудников, так и их заработную  плату. 

2. Сокращение затрат на  сырье и материалы. Для сокращения  затрат на покупку сырья и  материалов Компания может сделать  следующее: 

  • пересмотреть в свою пользу условия контрактов с существующими поставщиками.
  • найти новых поставщиков. Например,компания может заменить импортные материалы на аналогичную продукцию отечественного производства; установить прямые отношения с производителями материалов, либо сократить число посредников.
  • использовать менее дорогие компоненты, где это возможно. Компания может даже внести конструктивные изменения в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые материалы.
  • помочь поставщикам снизить свои затраты. Пример: крупный Российский производитель макаронных изделий успешно сотрудничает с местными фермерами, помогая им снижать затраты и тем самым обеспечивая для себя низкие закупочные цены на пшеницу.
  • осуществлять закупки материалов совместно с другим покупателем у одного поставщика. Например две торговые компании могут производить совместную закупку для того, чтобы получить скидку за объем.
  • производить необходимые материалы самостоятельно
  • внедрить ресурсосберегающие технологические процессы, которые позволяют экономить на стоимости сырья.
  • придать первостепенное значение процессу закупок сырья и материалов.
  • пересмотреть политику учета сырья и материалов с целью минимизации налоговых платежей.

Сокращение производственных затрат. Приведенные ниже предложения  можно использовать для оценки эффективности  усилий по сокращению затрат.

Арендные платежи. С целью  сокращения расходов на арендные платежи  компания может пересмотреть условия  действующего арендного договора в свою пользу либо переехать в другое здание или помещение а также отдать часть занимаемой площади в субаренду; рассмотреть вопрос о покупке арендуемое помещение.

Интеграция и дезинтеграция. Рассмотреть вопрос о том, чтобы  снизить затраты за счет вертикальной интеграции с поставщиками или клиентами  или за счет горизонтальной интеграции с другими производителями. Решить, может ли компания снизить затраты за счет расширения сферы своего бизнеса на другие звенья производственного цикла, отказавшись от сотрудничества со смежниками? Так же наоборот - компании выгоднее сузить свою производственную сферу, уступив часть производственного цикла или вспомогательные работы другому производителю?

Значительные резервы  снижения себестоимости заключены  в сокращении потерь от брака и  других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его  виновника дают возможность осуществить  мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному  использованию отходов производства.

Сокращение затрат на рекламу продукции. Можно пересмотреть свой рекламный бюджет: проверить приносят ли реклама дополнительный доход превышающий рекламные затраты. Выявить наиболее эффективные видах рекламы и источники рекламы. Практиковать бартерные сделки для оплаты рекламных услуг.

Государственная поддержка. Может ли компания получить выгоду от какой-либо государственной программы  поддержки предпринимательства  путем: лоббирования принятия соответствующего местного и федерального законодательства или получения льгот и субсидий.

В последние годы программы  и проекты по сокращению издержек являются «бессменным хитом» финансового  управления компаний всех отраслей и  масштабов.

Направленность проектов сокращения затрат весьма разнообразна - в частности, это25:

  • внедрение новых,экономичных, технологий и оборудования (например, при осуществлении железнодорожных перевозок внедрение системы взвешивания /Weighline/ позволяет идентифицировать неравномерно или плохо загруженные вагоны, что позволяет значительно снизить затраты на ремонт и техническое обслуживание ж/д составов и гарантировать безопасность их эксплуатации);
  • применение более современных организационных концепций (например, концепция малых терминалов при осуществлении железнодорожно-автомобильных перевозок, позволяющая повысить рентабельность перевозок за счет сокращения затрат на инфраструктуру);
  • аутсорсинг – отказ от собственного производства некоторых изделий или услуг и переход на закупку их у сторонних организаций;
  • в противоположность аутсорсингу, переход от закупок ряда изделий и услуг на стороне к их производству собственными силами;
  • изобретательство и рационализаторство;

Сокращение издержек производства - достаточно широкая экономическая  проблема. Все типы инноваций, проводимых на предприятиях, направлены на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение  продукции на рынок. Рассмотрим конкретные пути снижения затрат для разных типов  инноваций.

Технологические и технические  инновации. В условиях постоянного роста цен на энергию и энергоносители многие предприятия стараются удешевить производство за счет использования альтернативных источников энергии, более дешевых и доступных. Другим направлением снижения издержек производства является использование более дешевого сырья, как правило, это замена импортного сырья на отечественное. При этом для поддержания качества на должном уровне внедряются специальные технологии для улучшения качества отечественного сырья. Внедрение новых технологий направлено на улучшение экологической обстановки на предприятии. При этом внедрение технологий, не дающих других результатов, кроме экологических и улучшений условий труда, также положительно сказывается на экономии средств предприятия. Новые технологии направлены также на снижение трудозатрат, например, на шахте "Угольная" внедрена технология, позволяющая при прокладке конвейера одновременно прокладывать рельсовый путь.

Организационные инновации. Инновации в области организации производства и управления предприятием направлены на повышение эффективности работы предприятия и также предполагают сокращение издержек на: организацию снабжения предприятия сырьем и комплектующими изделиями; сбыт готовой продукции и увеличение объемов сбыта; уменьшение числа уровней управления и повышение его эффективности; экономию затрат на оплату труда работающих. Централизация управления позволяет повысить эффективность управления финансовыми потоками, аккумулированные финансовые средства направлять на развитие предприятий, входящих в компанию, проводить единую техническую политику. К организационным инновациям относится и выделение вспомогательных производств в дочерние фирмы крупных предприятий, что позволяет снизить затраты в основном производстве, а этим вновь образованным фирмам - вести и собственную производственную деятельность. 26

Рациональное использование  трудовых ресурсов предприятия:

От рационального использования  трудовых ресурсов во многом зависит  успешное решение задач, поставленных перед предприятием. Рациональное использование  трудовых ресурсов на предприятии —  это сложная производственная проблема, в которой проявляется связь  технических, экономических, организационных и социальных факторов. Большое значение на предприятиях имеют те методы хозяйствования, которые способны обеспечить рост общественного производства прежде всего за счет роста производительности труда без увеличения численности персонала. Поэтому одной из важнейших экономических проблем является всестороннее изучение факторов повышения производительности живого труда и полное использование резервов ее роста на каждом предприятии. Развитие гибких автоматизированных производств, автоматизация технологического проектирования и контроля способствуют передаче решения большинства управленческих вопросов на низший уровень управления — непосредственно в цехи и производственные участки. Уровень производительности труда на каждом предприятии складывается под влиянием двух групп факторов. Первая — это технические характеристики применяемых машин, оснастки, инструментов, совершенство технологии и организации производства, санитарно-гигиенические и эстетические условия, в которых трудится человек. Эти факторы уже предопределены и не зависят от исполнителей. Вторая группа факторов относится к личным качествам работника. Это квалификация и стаж работы по специальности, производственный опыт, заинтересованность в результатах труда. Внутрипроизводственные резервы повышения производительности труда традиционно делятся на две основные группы: снижающие трудоемкость выпускаемой продукции и увеличивающие эффективный фонд времени работы. Работа по рациональному использованию трудовых ресурсов многогранна. Она требует комплексного подхода к подбору и расстановке кадров, своевременной их подготовки и переподготовки в соответствии с изменяющимися условиями производства. В целях рационального использования трудовых ресурсов, предприятия должны улучшать санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия работы людей, повышать уровень механизации и автоматизации производства, совершенствовать работу с персоналом.

Информация о работе Издержки производства