Эффект и эффективность. Особые требования к анализу и оценке деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:38, курсовая работа

Описание

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке.

Экономическая эффективность – это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая эффект.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Ээ = (П * к)/ОЗ, (25)

где П — прибыль, полученная от реализации товара; к — доля УР в эффективности производства (от 20 до 30 %); ОЗ — общие затраты.

3. Метод оценки  по непосредственным результатам  деятельности основан на оценке  непосредственного эффекта от  УР при достижении целей, реализации  функций и методов. Основными параметрами при оценке (Ээ) являются стандарты (временные, ресурсные, финансовые):

Ээ = Сi/Рi, (26)

где Сi — стандарт на использование (трату) i-го вида ресурса  для разработки и реализации решения; Рi — фактическое использование (затраты) i-го вида ресурса для разработки и реализации решения.

При расчете (Ээ) данным методом необходимо определить значение (Ээ) по нескольким ресурсам (m) и затем по приоритетности ресурсов (Пi) найти среднее значение (Ээ) по формуле:

Ээ = (Ээi*Пi)/m. (27)

Пример.

Оценить экономическую  эффективность УР, если известны следующие  данные для расчетов:

Состояние ресурса Наименование  ресурса
Финансы, тыс. руб. Персонал, чел. Оргтехника, комплектов
1. Приоритет 1,2 1 1,1
2. Выделено 300 17 9
3. Использовано 320 12 6

Решение:

1) Произведем  оценку эффективности по каждому  из видов ресурсов:

3э1 = (300/320)100 % = 93,75 %;

3э2 = (17/12)*100% =141,7%;

3э3 = (9/6) -100% = 150%.

2) Тогда общая  экономическая эффективность составит  величину:

Ээ = (93,75%*1,2 + 141,7%*1 + 150%*1,1)/3 = (112,5 + 141,7+ 165)/3 = 419,2/3 = = 139,7%.

Ответ: Экономическая  эффективность УР равна 139,7 %, что  является очень высокой оценкой.

Социальная эффективность  не поддается количественной оценке, возможна только качественная оценка, которая определяется воздействием УР на трудовые коллективы организаций (например, безопасность труда сотрудников).

Для оценки экономической  эффективности рекомендуется использовать таблицу (табл. 3), в которой выделяются направления получения экономического эффекта, факторы, определяющие эффективность, и показатели деятельности, на которые воздействуют установленные факторы.

Таблица 3.Направления, факторы и показатели экономической  эффективности

Направления получения экономического эффекта Факторы, обуславливающие эффективность Показатели  деятельности организации, на которые  воздействуют факторы
1. Улучшение  использования

трудовых ресурсов

2. Улучшение  использования

материальных  ресурсов

3. Улучшение  использования

информационных  ресурсов

4. Эффект в  сфере производства

5. Эффект в  сфере управления

6. Эффект в  сфере эксплуатации продукции

1. Совершенствование  норматив

ной базы

2. Сокращение  потерь рабочего

времени управленцев

3. Повышение  оборачиваемости

оборотных средств

4. Совмещение  профессий

5. Повышение  качества выполняемых работ

6. Повышение  производительности

труда

7. Повышение  информированности управленческого  персонала о

фактическом положении  дел с выполнением договорных обязательств

8. Передача трудоемких  и рутинных операций в единый  информационно-аналитический центр

9. Сокращение  численности работников

10. Сокращение  общей длительности цикла обработки  документов

по организации

11. Снижение величины  штрафов,

пеней, неустоек за нарушение правил, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность

организации

1. Рост объемов  производства и

реализации продукции  за счет

ликвидации потерь рабочего времени и оборудования

2. Экономия на  фонде заработной платы и отчислениях  в фонды за счет сокращения  персонала

3. Снижение себестоимости  продукции за счет:

— экономии труда;

— экономии на косвенных  рас

ходах;

— сокращения брака;

— экономии материальных и

энергетических  ресурсов

Западные ученые Роберт Каплан (профессор Гарвардской  бизнес-школы) и Дэвид Нортон (возглавляет  быстро растущую консалтинговую фирму  «Renaissance Strategy Group», штат Массачусетс) предложили концепцию сбалансированной системы показателей ((ССП)/(Ва1апсесed Scorecard (BSC))), позволяющую расширить используемые в организации системы измерения результатов хозяйственной деятельности. Принципиальная структура системы сбалансированных показателей представлена на рис. 6.

Финансы

Как должны оценивать организацию акционеры,

чтобы был обеспечен  финансовый успех?

 
Цели Показатели Задания Мероприятия
       

Клиент 

Как должны оценивать организацию клиенты,

чтобы был обеспечен  финансовый успех?

 
Цели Показатели Задания Мероприятия
       
 

 

Внутрифирменный хозяйственный процесс

С помощью  каких показателей руководство

оценивает эффективность  внутрифирменных

хозяйственных процессов?

 
Цели Показатели Задания Мероприятия
       

Обучение и  развитие

Каким образом организация должна поддерживать

свою способность  к изменению и совершенствованию,

чтобы достичь  перспективных целей?

 
Цели Показатели Задания Мероприятия
       

Рис. 6. Принципиальная структура системы сбалансированных показателей

Ниже приведены  два примера сбалансированной системы  показателей для одного из отделений  крупной компании по производству программного обеспечения (табл. 4.).

В рамках системы  сбалансированных показателей рекомендуется  выделять две группы показателей:

измеряющие достигнутые  организацией результаты;

отражающие процессы, способствующие получению этих результатов.

ССП предусматривает  разложение бизнес-процессов в организации  на отдельные компоненты, определение  связи между издержками на выполнение каждого этапа работы и создаваемой им ценностью, а затем сопоставление с итоговым результатом работы. Таким образом производится оценка издержек по видам деятельности и оценка уровня обслуживания. ССП может быть также использована и для создания системы вознаграждения персонала в организации.

Реализация ССП  в организации осуществляется в  направлении «сверху—вниз»: система  первоначально разрабатывается  на высшем уровне руководства, а затем  спускается на уровень хозяйственных  подразделений и сотрудников. В среднем разработка и внедрение ССП в организации занимает приблизительно около четырех месяцев.

Таблица 6.4. Сбалансированная система показателей для одного из отделений крупной компании по производству программного обеспечения

Аспект  деятельности организации Стратегическая  цель Показатель Конкретное  значение
ФИНАНСЫ: положение организации с позиции  инвесторов 1. Достижение  нормы

прибыли на вложенный  капитал выше

средней по отрасли

2. Обеспечение  темпов роста продаж

выше рыночных

3. Увеличение притока

денежной наличности

1.Прибыль на  вложенный капитал

2. Прирост продаж

3. Чистый дисконтированный

доход

1. Не менее  25 %

2. Свыше 12 %

3. 500 000 USD в год

КЛИЕНТ: положение организации с позиции  клиента 1. Поддержание  имиджа организации как

новатора

2. Положение  приоритетного поставщика

1. Доля новых  товаров и ус

луг в продажах

2. Доля продаж  постоянным

клиентам

1. Доля продукции

моложе 2-х лет  свыше 50 %

2. Свыше 60 %

ВНУТРИФИРМЕННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС:

хозяйственные процессы для достижения максимальных результатов

1. Развитие регионального  рынка А

2. Быстрое налаживание  аппаратного обеспечения

3. Улучшение  управления проектами 

1. Количество  новых клиентов в регионе А

2. Количество  дней между

выдачей заказа и•наладкой

обеспечения

3. Доля проектов без просрочки

1. Прирост 20 % в год

2. 90 % заказов  выполняется в течение менее  8 дней

3. 96 %

ОБУЧЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ: сохранение гибкости и  возможности улучшения положения  организации 1. Повышение  удовлетворенности сотрудников 1. Количество  принятых к реализации предложений по улучшению деятельности организации, поступивших от сотрудников 1. Более 10 предложений  в расчете на 1 сотрудника за  год

Таким образом, система сбалансированных показателей  обеспечивает перевод стратегии  организации в четыре группы целей:

финансовые цели (прибыль на обыкновенную акцию, доход, прибыль на нетто-активы и т. д.);

цели, связанные  с потребителями (доля рынка, процент  повторных обращений, число жалоб  и возвратов и т. д.);

операционные (процессные) цели (время исполнения заказа, продолжительность цикла разработки продукта, затраты на единицу продукции и т. д.);

цели будущих  возможностей организации (процент  рабочих мест, заполняемых за счет внутренних резервов, число обученных  работников, период ротации на рабочем  месте и т. д.).

Заключение

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших  категорий рыночной экономики. Эти  понятия тесно связаны между  собой.

Обычно анализируются  оба показателя, характеризующие  успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценке деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:

быстро, качественно  и профессионально оценивать  результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так  и его структурных подразделений;

точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

определять затраты  на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что  необходимо для разработки ценовой  политики предприятия;

находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.

При рассмотрении показателей важно отметить, что  рыночные отношения предполагают, что  в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде  более не применяемые).

Важно понять, что  нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который  годился бы на все случаи жизни. Для  того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.

Информация о работе Эффект и эффективность. Особые требования к анализу и оценке деятельности организации