Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа и экономического обоснования деятельности оптового торгового предприятия, занимающегося реализацией на местном рынке товар трёх ассортиментных групп.
Исходя из целей, данная работа предполагает решение следующих задач:
анализ структуры, динамики товарооборота и товарооборачиваемости;
планирование объёма товарооборота на год вперёд;
распределение запланированного товарооборота по кварталам с учётом индексов сезонности;
анализ ассортиментной политики предприятия и выдвижение предложений по её совершенствованию;
планирование сбыта предприятия;
анализ динамики прибыли и рентабельности;
планирование стратегии поведения предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….5
1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА……….…………..7
1.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА………………..……………7
1.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА 12
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЁМА ТОВАРООБОРОТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ОБЪЁМА ПО КВАРТАЛАМ С УЧЁТОМ ИНДЕКСОВ СЕЗОННОСТИ 17
1.4. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ 23
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА 31
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
3.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ 35
3.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 39
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
При расчёте было принято допущение, что сезонные колебания (Т + 5) года сохранятся в (Т + 6) году в тех же размерах.
Рис. 1.3.1 Волна продаж товаров зимнего ассортимента
Рис. 1.3.2 Волна продаж товаров летнего ассортимента
Рис. 1.3.3 Волна продаж товаров демисезонного ассортимента
Рис. 1.3.4 Волна продаж товаров внесезонного ассортимента
Рис. 1.3.5 Волна продаж товаров по предприятию в целом
В торговой деятельности предприятия явно просматриваются два пика продаж: весенний и осенний, причём максимальное значение приходится на октябрь: в этом месяце индекс сезонности равен 1,43, т.е. объём продаж на 43 % превышает среднемесячный. Предприятию следует уделить особое внимание этим двум периодам своей деятельности, чтобы быть готовым к значительному увеличению продаж. Минимум торговых сделок приходится на зиму и лето. Это объясняется меньшей долей товаров зимнего и летнего ассортимента по сравнению с демисезонной продукцией. В течение этих периодов предприятие может функционировать с меньшим риском. Так, возможно предоставить отпуск ведущим работникам, устроить плановый ремонт техники и оборудования, проверить реакцию потребителей на новинки в ассортименте и т.п.
1.4 Анализ товарооборачиваемости
Одной из важнейших задач статистики торговли является изучение показателей скорости и времени товарного обращения. Период, в течение которого товары находятся в сфере обращения и проходят путь от производства до конечного потребления, представляет собой время товарного обращения.
Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и стабильности процессов расширенного воспроизводства. Товары должны определенное время находиться в сфере обращения. Однако торговля заинтересована в том, чтобы они как можно быстрее доходили до своих потребителей. Причина здесь вполне очевидна: чем быстрее совершается товарооборот, тем меньше требуется оборотных средств для организации товарного обращения, лучше сохраняется качество товаров, относительно ниже издержки обращения, выше производительность труда торговых работников.
Время товарного обращения измеряется
показателем товарооборачиваемо
Количество оборотов товарной массы, взятой в объеме среднего товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Суть анализа
При проведении анализа по имеющемуся объёму годового товарооборота находится однодневный товарооборот: ТОдн = ТОгод / 360. Затем рассчитывается норматив товарных запасов в денежном выражении: Зср = Нтз * ТОдн, где Нтз – норматив товарных запасов в днях. Далее находится нормативная товарооборачиваемость: Нтов = 360 / Нтз и товарооборачиваемость при нормативном запасе и фактическом товарообороте: Н = ТОгод / Зср. Умножив разницу этих значений на норматив товарных запасов в рублях (Зср), можно получить сумму высвобожденных или вовлечённых средств (в зависимости от знака).
Для (Т + 5) года расчёт выглядит следующим образом.
ТОдн = 11 612 625 373 / 360 = 32 257 293 руб.
Зср = 1 000 000 000 руб.
Нтов = 360 / 34 = 10,59 ≈ 11
Н = 11 612 625 373/ 1 000 000 000= 11,61 ≈ 12
Таблица 1.4.1 Анализ товарооборачиваемости
Товарооборот, руб. |
Норматив Зср |
Товарооборачиваемость | |||
Годовой |
Дневной |
В днях |
В руб. |
Нормативная |
При нормативном Зср и ТОфакт |
11 612 625 373 |
32 257 293 |
34 |
999 976 074 |
10,59 |
11,61 |
Таким образом, поскольку фактическая товарооборачиваемость превышает нормативную приблизительно на 1 оборот, имеет место высвобождение оборотных средств, сумма которого равна:
ОбСвысв = (11,61 – 10,59) * 1
Ускорение имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товара, улучшается обслуживание покупателей. Повышается эффективность всего предприятия, что является важным условием повышения рентабельности торговой деятельности.
Величина товарных запасов
и товарооборачиваемости
К основным факторам, влияющим на товарооборачиваемость и величину товарных запасов, относят следующие:
На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов: организация рекламы и продажи товара, транспортные условия, состояние материально-технической базы.
Большое значение имеют квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом, организация труда и т.п.
2. Сбытовая деятельность торгового предприятия
2.1 Анализ ассортиментной политики предприятия
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием на рынке, называют ассортиментом.
При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов, с тем чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная концепция
Таким образом, необходимо рассмотреть ассортимент данного торгового предприятия, исходя из всего вышеперечисленного, и выбрать товарные наименования, по каким-либо причинам неэффективные для реализации. Были выбраны следующие товары:
Трикотажные рейтузы следует вывести из ассортимента по причине выхода данного вида одежды из моды. Они почти не пользуется спросом у населения, однако требуют при этом отвлечения оборотных средств (объём которых будет рассчитан ниже). Дальнейшее пребывание данного товара в ассортиментной структуре нецелесообразно. На шерстяные костюм и платье также не наблюдается большого спроса по причине неполного соответствия данных изделий изменившимся потребительским требованиям. Сегодня для данных изделий чаще используются смесовые ткани. Их также следует исключить из ассортимента предприятия.
Объём высвобожденных оборотных средств в каждом из трёх случаев на (Т + 5) год будет равен (торговая наценка принимается в размере 20 %):
ТОгод себ = ТОгод * 0,8 = 211 200
ТОдн себ = ТОгод себ / 360 = 168 960 000 / 360 = 469 333 руб.
ОбСвысв = ТОдн себ * Зср = 469 333 * 34 = 15 957 333 руб.
ТОгод себ = ТОгод * 0,8 = 440 000
ТОдн себ = ТОгод себ / 360 = 352 000 000 / 360 = 977 778 руб.
ОбСвысв = ТОдн себ * Зср = 977 778 * 34 = 33 244 444 руб.
ТОгод себ = ТОгод * 0,8 = 130 680 000 * 0,8 = 104 544 000 руб.
ТОдн себ = ТОгод себ / 360 = 104 544 000 / 360 = 290 400 руб.
ОбСвысв = ТОдн себ * Зср = 290 400 * 34 = 9 873 600 руб.
Общий объём высвобожденных оборотных средств равен:
ОбСвысв общ = 15 957 333 + 33 244 444 + 290 400 = 59 075 377 руб.
В результате удаления неэффективных товаров из ассортимента был получен финансовый результат в размере 59 075 377 руб. Кроме того, следует учитывать прочий положительный эффект, связанный с исчезновением необходимости обслуживания данных товаров на всех стадиях товародвижения: закупка, транспортировка, приёмка, складирование, уход за товаром, продажа.
Возникает возможность на сумму освободившихся оборотных средств предложить потребителю другой товар, более востребованный им. Для принятия такого решения желательно провести сравнительный анализ и выбрать из нескольких вариантов новинок одну. Предварительно надо описать характеристики выбранных товаров, которыми будут куртка на меху мальчиковая, брюки смесовые девичьи и простыня махровая.
Общий объём высвобожденных оборотных средств равен:
ОбСвысв общ = 15 957 333 + 33 244 444 + 290 400 = 59 075 377 руб.
Объём требуемых оборотных средств для новых товаров:
ТОгод себ = ТОгод * 0,8 = 60 000 *
ТОдн себ = ТОгод себ / 360 = 165 000 000 / 360 = 458 333 руб.
ОбСвысв = ТОдн
себ * Зср = 458 333 * 34 = 15
ТОгод себ = ТОгод * 0,8 = 100 000 *
ТОдн себ = ТОгод себ / 360 = 348 480 000 / 360 = 968 000 руб.
ОбСвысв = ТОдн себ * Зср = 968 000 * 34 = 32 912 000 руб.
ТОгод себ = ТОгод * 0,8 = 22 000 *
ТОдн себ = ТОгод себ / 360 = 193 600 000 / 360 = 537 778 руб.
ОбСвысв = ТОдн себ * Зср = 537 778 * 34 = 18 284 444 руб.
Таблица 2.1.1 Сравнительный анализ возможных товаров-новинок
Критерии оценки нового товара |
Характеристики товаров по каждому критерию изделия | ||
Простыня махровая |
Куртка на меху |
Брюки смесовые | |
1. Рыночные критерии |
|||
Спрос |
Прогнозируется небольшой объём спроса на этот товар |
Возможно дифференцировать потребителей и удовлетворить спрос одной определённой категории |
Имеется возможность полного удовлетвор |
Перспектива развития рынка |
Возможен рост рынка за счёт активного продвижения товара |
Возможен незначительный рост рынка |
Рынок достаточно насыщен товаром, его рост не предвидится |
Стабильность рынка |
В целом спрос на товар достаточно неритмичный |
На рынок большое влияние оказывают сезонные колебания |
В целом рынок достаточно стабилен |
Конкурентоспособность изделия |
Возможно обеспечить высокую конкурентоспособность изделия |
Напрямую зависит от качества и выбранной потребительской группы; возможно свести конкуренцию к минимуму, сконцентрировавшись только на определённой узкой категории потребителей |
Конкурентоспособность изделия будет определяться прежде всего сочетанием низкой цены и приемлемого уровня качества |
2. Товарные критерии |
|||
Цена |
Средне-высокая |
Зависит от выбранной категории потребителей;
скорее всего, цена будет средней, около |
Ориентация на минимальную цену,
около |
Технические характеристики |
Высокое качество изготовления |
Хорошие качество и надёжность товара; конкуренты предлагают как хуже, так и лучше |
Минимально достаточный уровень качества; учёт требований моды |
Упаковка |
Стандартная, возможно, у конкурентов встречается хуже |
Стандартная, возможно, у конкурентов встречается хуже |
Стандартная |
3. Производственные критерии |
|||
Оборудование фирмы |
Нет необходимости обновлять оборудование |
Нет необходимости обновлять оборудование |
Нет необходимости обновлять |
Знания и опыт персонала |
Возможно использование нынешних знаний и опыта персонала |
Возможно использование нынешних знаний и опыта персонала |
Возможно использование нынешних знаний и опыта персонала |
Обеспеченность оборотными средствами |
Необходимо 15 583 333 руб., оборотных средств достаточно |
Необходимо 32 912 000 руб., оборотных средств достаточно |
Необходимо 18 284 444 руб., оборотных средств достаточно |
4. Сбытовые критерии |
|||
Реализация |
Возможно использование вспомогательных каналов сбыта |
Возможно использование нынешних каналов сбыта |
Возможно использование нынешних каналов сбыта |
Реклама |
Потребуется стимулирование сбыта рекламными методами: реклама на радио, наружная реклама на магазине |
Очень большое значение будет иметь реклама: листовки в транспорте |
Отдельные рекламные мероприятия не требуются |
Информация о работе Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия