Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа и экономического обоснования деятельности оптового торгового предприятия, занимающегося реализацией на местном рынке товар трёх ассортиментных групп.
Исходя из целей, данная работа предполагает решение следующих задач:
анализ структуры, динамики товарооборота и товарооборачиваемости;
планирование объёма товарооборота на год вперёд;
распределение запланированного товарооборота по кварталам с учётом индексов сезонности;
анализ ассортиментной политики предприятия и выдвижение предложений по её совершенствованию;
планирование сбыта предприятия;
анализ динамики прибыли и рентабельности;
планирование стратегии поведения предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….5
1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА……….…………..7
1.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА………………..……………7
1.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА 12
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЁМА ТОВАРООБОРОТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ОБЪЁМА ПО КВАРТАЛАМ С УЧЁТОМ ИНДЕКСОВ СЕЗОННОСТИ 17
1.4. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ 23
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА 31
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
3.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ 35
3.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 39
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать документ)

Далее будет выбран один из товаров  с помощью балльной оценки по критериям.

Таблица 2.1.2 Обоснование необходимости введения товаров в ассортимент

Критерии оценки нового товара

Максимальный удельный вес критерия оценки, %

Фактический уровень  критерия, %

Простыня махровая

Куртка на меху

Брюки смесовые

1. Рыночные критерии

       

Спрос

12

8,4

9,6

6

Перспектива развития рынка

8

5,6

4,8

2,4

Стабильность рынка

7

3,5

4,2

5,6

Конкурентоспособность изделия

12

9,6

7,2

3,6

2. Товарные критерии

       

Цена

12

6

8,4

10,8

Технические характеристики

9

8,1

5,4

3,6

Упаковка

7

4,2

4,2

3,5

3. Производственные критерии

       

Оборудование фирмы

5

5

5

5

Знания и опыт персонала

5

5

5

5

Обеспеченность оборотными средствами

6

3,3

1,8

3,6

4. Сбытовые критерии

       

Реализация

8

5,6

8

8

Реклама

9

6,3

3,6

8,1

Итого

100

70,6

67,2

65,2


 

Наиболее значимыми критериями считаются спрос и цена на товар, а также конкурентоспособность изделий, т.к. именно они напрямую характеризуют востребованность товара потребителями и успешность. Наименее значимые – оборудование фирмы и опыт персонала, поскольку в ассортименте происходят незначительные изменения. Таким образом, по совокупности критерий в качестве новинки выбрана простыня махровая, в основном из-за высокого качества, конкурентоспособности и низких требований к объёму привлечённых оборотных средств: 15 583 333 руб.

 

2.2 Планирование  сбыта

Основным содержанием планирования сбыта на свободном рынке являются прогнозирование сбыта продукции, разработка планов сбыта, выбор наиболее эффективных каналов сбыта, распределение объёма сбыта товаров по регионам. Наиболее часто в настоящее время используются следующие каналы сбыта:

    • производитель – потребитель;
    • производитель – розничный торговец – потребитель;
    • производитель – оптовый торговец – розничный;
    • торговец – потребитель;
    • производитель – оптовый торговец – мелкооптовый;
    • торговец – розничный торговец – потребитель.

В нашем случае имеет место канал  сбыта вида «производитель – оптовый торговец – розничный». Данный подраздел курсовой работы посвящён выбору максимально эффективных каналов сбыта, а именно определению вида розничных магазинов, через которые наиболее результативно будет реализовываться ассортиментная новинка.

Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, обувь, ткани, одежда, молоко, хлебобулочные, кондитерские изделия и др.).

Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть  товарной группы (подгруппы) (мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др.).

Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-, велотовары, культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и головные уборы, радио и телевизионные товары, посудо-хозяйственные товары и др.).

Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.

Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные, так и непродовольственные, не образуя специализированные секции. В данной работе характеристики комбинированных магазинов будут относиться также и к смешанным.

Ниже будет дана сравнительная  характеристика различных типов  магазинов, на основании которой будет сделан вывод о выборе максимально эффективного типа. Данные сведены в таблицу.

Таблица 2.2.1 Сравнительный анализ эффективности реализации товара

Критерии оценки

Магазины по товарной специализации

Универсальные

Специализированные

Узкоспециализированные

Комбинированные

Влияние на товарооборот

Лишь очень небольшая часть посетителей магазинов этого типа заинтересована в данном товаре. В свою очередь, ожидается определённая доля случайных покупок, поскольку цена товара невелика, а магазин посещает очень много человек. В целом товарооборот ожидается невысоким.

Ожидается самый высокий товарооборот, поскольку магазин достаточно крупный, чтобы быть широко известным в городе, в нём собирается категория покупателей, заинтересованных в товарах именно данной товарной группы и общее количество человек, посещающих магазин, велико.

Ожидается невысокий товарооборот, поскольку магазин, торгующий только постельными принадлежностями, будет слишком мелким.

Ожидается достаточно высокий товарооборот по тем же причинам, что и в специализированных магазинах, за исключением того факта, что круг посетителей будет более широким по своим потребительским нуждам.

Влияние на товарооборачиваемость

Товарооборачиваемость будет средней, поскольку по причине малого объёма продаж большие запасы товара в данном типе магазинов находиться не будут, и спрос на товар будет неравномерным

Товарооборачиваемость будет легко подаваться регулированию по причине стабильно высоких продаж. Она будет зависеть от политики формирования запасов предприятия. Поскольку магазин не очень крупный, можно предположить достаточно большое значение показателя.

Данный тип магазина предполагает высокую товарооборачиваемость по причине ограниченных оборотных средств, что является следствием небольшой мощности предприятия.

Ожидается достаточно высокая товарооборачиваемость по тем же причинам, что и у специализированных магазинов.


 

Продолжение таблицы 2.2.1

Влияние на издержки обращения

Данный тип магазина в силу широты своего ассортимента предполагает возможность снижения издержек обращения на единицу продукции. Разумеется, это зависит от рациональной организации процесса товародвижения (централизованные закупки, поставки максимального количества товаров одновременно, снижение расходов на рекламу и т.д.)

Ожидаются средние издержки обращения, т.к., с одной стороны, закупки по одной товарной группе легко поддаются оптимизации и рационализации, а с другой, – всё-таки требуется достаточно много основных средств и работников.

Существует возможность свести издержки обращения к минимуму, если речь идёт о небольшом магазине.

Ожидаются средне-высокие издержки обращения по причине достаточно больших требований к производственным мощностям.

Влияние на процесс сбора маркетинговой информации

Минимальные возможности для сбора маркетинговой информации, т.к. доля целевых посетителей в общем числе покупателей невелика. В условиях совершения комплексных покупок посетители вряд ли будут содействовать сбору маркетинговой информации в форме анкет, опросов и т.п.

Хорошие возможности сбора маркетинговой информации объясняются подавляющим преобладанием целевых посетителей. Широта ассортимента в пределах единственной товарной группы позволит собирать данные для анализа динамики спроса и потребительских предпочтений и проводить сравнительный анализ.

По причине потенциально небольшого товарооборота товара в магазинах этого вида существует опасность получения нерепрезентативной выборки для проведения маркетинговых исследований.

Очень хороший потенциал для  сбора маркетинговой информации. Есть возможность проводить анализ собранных данных по нескольким смежным товарным группам.

Возможность представления широкого ассортимента

Вряд ли будет возможность предоставить широкий ассортимент данного конкретного товара в универсальном магазине, предлагающем тысячи товарных наименований.

Возможно предоставить достаточно широкий ассортимент, поскольку магазин специализируется на данной товарной группе.

Наилучшие возможности предоставления широкого ассортимента данного товара по причине узкоспециализированности магазина.

Возможно предоставить достаточно широкий ассортимент, поскольку магазин специализируется, в числе прочих, на данной товарной группе.

Возможность оказания дополнительных услуг

Подобные магазины, как правило, предлагают посетителям полный спектр дополнительных услуг – от праздничной упаковки товара до возможности перекусить в кафетерии.

Возможность предоставления дополнительных услуг, специфичных для данной товарной группы.

Минимальные возможности предоставления дополнительных услуг.

Возможность предоставления дополнительных услуг, специфичных для данной товарной группы.


Таким образом, по совокупности критериев оценки наиболее предпочтительными вариантами являются специализированный и комбинированный типы магазинов. Именно для этих вариантов приведённые характеристики сочетаются наиболее оптимальным образом. Явно наименее выгоден вариант с универсальными магазинами. Торговому предприятию стоит формировать сбытовую политику, ориентируясь на сбыт сразу через несколько видов магазинов, при этом также возможно (и, исходя из проведённого сравнительного анализа, целесообразно) использование узкоспециализированных торговых точек, которые при наличии рекламной поддержки могут сильно поспособствовать продвижению продукции на рынок.

 

 

3. Анализ финансовых результатов предприятия

3.1 Анализ динамики прибыли

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Практика финансового анализа  выработала основные виды анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  • факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.

В данном разделе курсовой работы с целью выявления факторов, повлиявших на динамику прибыли в (Т + 4) и (Т + 5) годах, будет использован последний метод. Исходные данные для расчёта сведены в таблицу:

 

Таблица 3.1.1 Исходные данные к анализу динамики прибыли

Показатели

Т + 4

Т + 5

Темп изменения, %

Товарооборот

9 109 904 387

11 612 625 373

127,47

Затраты на закупку

7 287 923 510

9 290 100 298

127,47

Издержки обращения, в  т.ч.:

747 012 160

940 622 655

125,92

аренда помещения

74 701 216

112 874 719

151,10

расходы на отопление, освещение

37 350 608

75 249 812

201,47

содержание оборудования

37 350 608

65 843 586

176,29

износ МБП

37 350 608

47 031 133

125,92

заработная плата

186 753 040

263 374 343

141,03

социальное обеспечение  работников

37 350 608

18 812 453

50,37

транспортные расходы

186 753 040

235 155 664

125,92

расходы на рекламу

149 402 432

122 280 945

81,85

Прибыль

1 074 968 718

1 381 902 419

128,55

Рентабельность товарооборота, %

11,8

11,9

100,85


 

Факторный анализ влияния затрат и товарооборота на динамику прибыли основан на том предположении, что, если бы затраты росли теми же темпами,

что и товарооборот, в (Т + 5) году их значение увеличилось бы на 27,47 % по сравнению с (Т + 4). Однако в исследуем году получились иные значения, и по величине их отклонения от ожидаемого теоретического значения можно судить о

степени влияния затрат в ту или иную сторону. В виде расчётов это выглядит следующим образом.

Информация о работе Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия