Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа и экономического обоснования деятельности оптового торгового предприятия, занимающегося реализацией на местном рынке товар трёх ассортиментных групп.
Исходя из целей, данная работа предполагает решение следующих задач:
анализ структуры, динамики товарооборота и товарооборачиваемости;
планирование объёма товарооборота на год вперёд;
распределение запланированного товарооборота по кварталам с учётом индексов сезонности;
анализ ассортиментной политики предприятия и выдвижение предложений по её совершенствованию;
планирование сбыта предприятия;
анализ динамики прибыли и рентабельности;
планирование стратегии поведения предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….5
1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА……….…………..7
1.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА………………..……………7
1.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА 12
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЁМА ТОВАРООБОРОТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ОБЪЁМА ПО КВАРТАЛАМ С УЧЁТОМ ИНДЕКСОВ СЕЗОННОСТИ 17
1.4. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ 23
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА 31
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
3.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ 35
3.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 39
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать документ)


Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Брестский  государственный технический университет»

Кафедра мировой экономики, 
маркетинга и инвестиций

Курсовая работа

по дисциплине 
«Экономика предприятий торговли»

на тему 
«Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия»

Выполнил: студент группы КД-20 Сагалов С. В.

Проверила: преподаватель Соболева О. И.

Брест 2005

 

Пропуск для  рецензии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Развитие торговли, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни как страны, так и регионов, находит отражение и в оптовой торговле.

Критерием эффективности  работы любого предприятия является максимизация прибыли. Основными правилами позволяющими добиться этой эффективности являются:

1) всесторонние знания  рыночного пространства;

2) соблюдение балансов  расходов по закупке товаров,  их содержанию при рациональном использовании трудовых ресурсов и складских площадей;

3) формирование репутации в районе обслуживания;

4) осуществление всех операций  по закупке, хранению, продаже  на основе их прибыльности. 

Целью данной курсовой работы является проведение анализа и экономического обоснования деятельности оптового торгового предприятия, занимающегося реализацией на местном рынке товар трёх ассортиментных групп.

Исходя из целей, данная работа предполагает решение следующих задач:

    • анализ структуры, динамики товарооборота и товарооборачиваемости;
    • планирование объёма товарооборота на год вперёд;
    • распределение запланированного товарооборота по кварталам с учётом индексов сезонности;
    • анализ ассортиментной политики предприятия и выдвижение предложений по её совершенствованию;
    • планирование сбыта предприятия;
    • анализ динамики прибыли и рентабельности;
    • планирование стратегии поведения предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Для соотнесения различных показателей между собой будут использованы следующие вида анализа: сравнительный; с расчётом темпов роста и прироста; факторный; анализ взвешенных величин и анализ методом цепной подстановки.

Прогнозирование показателей будет  выполнено с применением метода скользящего среднего и расчёта индексов сезонности.

 

1 Анализ структуры и динамики товарооборота

1.1 Анализ структуры товарооборота

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объём товарооборота, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа позволяет:

    • изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
    • изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
    • выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
    • проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Анализ объема и структуры товарооборота  предприятия, как правило, предусматривает проведение следующей аналитической работы:

    • определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов;
    • анализ динамики общего объема товарооборота;
    • анализ товарно-групповой структуры товарооборота;
    • анализ состава товарооборота по его определенным видам;
    • анализ ритмичности и сезонности реализации товаров;
    • количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота;
    • анализ запаса финансовой прочности предприятия.

В первом разделе курсовой работы будут проделаны некоторые из перечисленных пунктов, в частности, данный подраздел посвящён определению общего объёма товарооборота предприятия и анализу его товарно-групповой структуры.

На этом этапе аналитической  работы, как правило, изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объём изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам, определяется вес отдельных товарных групп в общем объёме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) даёт возможность определить объективные (изменение объёма и структуры спроса, специализации предприятия, объёмов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Изучение ассортиментной структуры  товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

Анализ позволяет определить:

    • в разрезе каких ассортиментных групп осуществляется торговля;
    • кто является потребителем товаров по полу и возрасту;
    • в разрезе каких товарных характеристик (по сезонности) происходит торговля.

В данном случае будет рассмотрено оптовое торговое предприятие, ассортиментный перечень которого с указанием товарооборота по каждой позиции представлен в Приложении (таблица 1). Торговля осуществляется по трем основным товарным группам: предметы культурно-бытового назначения, одежда для детей и одежда для взрослых и. В охватываемом предприятием регионе проживает 55 000 человек (или 13 750 семей из расчёта 4 человек в семье), доля мужчин: 26 % или 14 300 человек; доля женщин: 30 % или 16 500 человек; доля мальчиков: 24 % или 13 200 человек; доля девочек: 20 % или 11 000 человек.

Ассортиментные группы

Общий объём годового товарооборота по предприятию в (T + 5) году составил 24 939 274 250 руб. По товарным группам эта сумма распределилась следующим образом:

    • предметы культурно-бытового назначения: 5 661 081 250 руб. или 22,7 %;
    • одежда для взрослых: 10 222 355 000 руб. или 41 %;
    • одежда для детей: 9 055 838 000 руб. или 36,3 %.

На диаграмме это распределение  выглядит следующим образом:

Рис. 1.1.1 Доли товарных групп в общем объёме товарооборота

Из диаграммы видно, что ассортиментный перечень в основном представлен одеждой для взрослых(41%) и одеждой для детей(36,3%), их доли в общем товарообороте приблизительно равны, а оставшиеся 22,7 % приходятся на предметы культурно-бытового назначения. Такое распределение товарооборота по товарным группам обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ассортимент одежды для взрослых и детей более широк по сравнению с третьей товарной группой, и во-вторых, одежда сама по себе является достаточно дорогим товаром, отвлекая, таким образом, на себя большую долю оборотных средств.

Половозрастная структура потребителей

Всего потребителями продукции предприятия являются 50 000 человек, проживающих в данном регионе. Весь товарный ассортимент можно разделить на следующие группы по предназначению для определённой категории покупателей по полу и возрасту:

    • для мужчин: 3 371 225 000 руб. или 13,5 % от объема товарооборота
    • для женщин: 6 851 130 000 руб. или 27,5 % от объема товарооборота
    • для мальчиков: 3 106 488 000 руб. или 12,5 % от объёма товарооборота
    • для девочек: 5 949 350 000 руб. или 23,9 % от объёма товарооборота;
    • товары общего пользования: 5 661 081 250 руб. или 22,7 % от объёма товарооборота.

На диаграмме эти данные выглядят следующим образом:

Рис. 1.1.2 Распределение ассортимента по половозрастному признаку

Наблюдается деление ассортимента по пяти направлениям: чуть больше четверти отведено под товары для женщин(27,5%), примерно одинаковые доли в общем ассортименте имеют одежда для девочек(23,9%) и товары общего пользования(22,7%), а оставшиеся доли отведены под товары для мальчиков(12,5%) и товары для мужчин(13,5%). Почти двукратное преобладание товарооборота по товарам для девочек над товарами для мальчиков, а также по товарам для женщин над товарами для мужчин объясняется более широким ассортиментом девичьей и женской одежды.

 

Товарооборот по сезонности

Распределение общей суммы товарооборота  предприятия по сезонности выглядит следующим образом:

Рис. 1.1.3 Распределение товарооборота по сезонности

Почти половину всего ассортимента (44,2 %) занимают товары, не подверженные сезонным колебаниям. Следующими по весомости идут демисезонные товары – на них приходится 26,4 % от общей суммы товарооборота. Третье место по весомости занимают товары зимнего ассортимента(17,7%), оставшаяся доля приходится на товары летнего ассортимента(11,7%). Значительное преобладание внесезонных товаров обусловлено присутствием культурно-бытовой ассортиментной группы, товары которой предназначены для постоянного, иногда даже ежедневного применения, и поэтому пользующаяся регулярным спросом независимо от времени года. Демисезонные, летние и зимние товары представлены почти полностью одеждой, причём товарооборот по первым больше, чем в отдельности по вторым и третьим – это объясняется спецификой данной товарной группы.

В целом по предприятию можно отметить достаточную сбалансированность структуры товарооборота.

 

1.2 Анализ динамики товарооборота

Для исследования динамических изменений  в объеме товарооборота предприятия  строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Для этого берутся данные о товарообороте за прошлые годы в ценах тех лет. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид, как правило, осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров. В данном случае будут использованы базисные индексы цен по сравнению с T годом.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определённого торгового предприятия.

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета, в данном случае в этом нет необходимости.

На базе построенного динамического  ряда сопоставимого товарооборота  вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

Анализ динамики товарооборота  производится прежде всего для выявления абсолютных и относительных изменений товарооборота за исследуемый период и обнаружения тенденций роста или спада, что в дальнейшем может послужить основой для прогнозирования его объёма. Можно выделить несколько требований к количеству периодов времени для анализа. Во-первых, их число не должно быть слишком мало, т.к. в этом случае полученное прогнозное значение с большой вероятностью будет неточным, и во-вторых, не имеет практического смысла усреднять тенденцию за очень большой промежуток времени, особенно если речь идёт о краткосрочных планах.

Динамика товарооборота данного предприятия выглядит следующим образом:

Таблица 1.2.1 Анализ динамики товарооборота

Год

Товароооборот в фактических ценах, руб.

Индексы цен

Товароооборот в сопоставимых ценах, руб.

Показатели анализа

Базовый темп роста

Цепной темп роста

Базовый темп прироста

Цепной темп прироста

Среднегодовой темп роста

T

708 787 427

1

708 787 427

-

-

-

-

1

T + 1

2 072 477 856

1,279

1 620 389 254

2,2861

2,2861

1,2861

1,2861

2,2861

T + 2

5 018 106 190

1,591

3 154 057 944

4,4499

1,9465

3,4499

0,9465

2,1095

T + 3

8 865 911 996

1,8837

4 706 647 553

6,6404

1,4923

5,6404

0,4923

1,8796

T + 4

18 704 455 688

2,0532

9 109 904 387

12,8528

1,9355

11,8528

0,9355

1,8934

T + 5

24 939 274 250

2,1476

11 612 625 373

16,3838

1,2747

15,3838

0,2747

1,7494

Информация о работе Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия