Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа
Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.
Введение 3
Теоретические основы управления ассортиментом 4
Понятие, классификация и показатели
эффективности торгового предприятия 4
1.2 Методика анализа ассортимента 11
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии 15
Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян» 16
2.1 Организационная характеристика предприятия 16
2.2 Анализ показателей ассортимента 26
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента 30
3. Совершенствование управления ассортиментом 34
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию ассортимента на предприятии 34
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом 38
Заключение 39
Список литературы 40
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Экономика торгового предприятия
Хабаровск
2012 г.
Содержание
Введение
эффективности торгового предприятия
1.2 Методика
анализа ассортимента
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии
2.1 Организационная
2.2 Анализ показателей ассортимента
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента
3. Совершенствование
управления ассортиментом
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом
Заключение
Список литературы
Введение
Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.
Формирование ассортимента
должно осуществляться постоянно во
всех звеньях цепочки
К общим факторам относятся: покупательский спрос и возможности производства, к специфическим относятся: тип и размер магазина, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, наличие конкурентов, техническая оснащенность.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.
1. Теоретические основы управления ассортиментом
Ассортимент –совокупность товаров, объединенных по какому –либо признаку (например, по общности производства, потребления, назначения).
В основу формирования ассортимента
в магазинах должно быть положено
рациональное соотношение отдельных
групп товаров в зависимости
от объема товарооборота, размера торговой
площади, технической оснащенности
и условий товароснабжения
Различают два основных вида ассортимента товаров –производственный и торговый.
Производственный ассортимент –это перечень товаров, выпускаемых производственными предприятиями.
Торговый ассортимент –это перечень товаров, находящихся в торговых предприятиях.
Инструментом, регулирующим ассортимент товаров, служит ассортиментный перечень. Его назначение контролировать полноту и стабильность ассортимента.
Классификацию товаров представляют:
1) товарная отрасль (швейные изделия, зерно –мучные товары, овощи,
грибы, кондитерские товары, мясные, рыбные товары);
2) товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда);
3) товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье).
Номенклатура товаров означает простой перечень каких –либо товаров.
Промышленным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями.
В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий. Таким образом, торговый ассортимент –это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной сети.
Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду причин на следующие виды:
1) товары простого ассортимента, состоящие из небольшого количества видов и сортов (соль, сахар, спички, хозяйственное мыло, отдельные виды овощей);
2) товары сложного
ассортимента, имеющие в пределах
одного вида свою внутреннюю
классификацию по различным при
3) в зависимости от
частоты спроса, предъявляемого
покупателями, товары подразделяются
на товары повседневного,
Товары повседневного спроса –это товары первой необходимости, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, хлеб, молоко, соль.
Товары периодического спроса –это преимущественно промышленные изделия: одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда, а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.
Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, компьютеры, холодильные и стиральные машины, картины, ювелирные изделия.
Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть.
Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению. Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетах, имеющих более широкую зону обслуживания). Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинах.
Товары импульсивного спроса приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Такие товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента, что дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.
Среди торгового ассортимента выделяют также комплектные товары - гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды и многие технически сложные товары (компьютеры, стиральные машины, телевизоры).
Товары пассивного спроса –это товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа дозиметров или индикаторов дыма пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании.
Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, энциклопедии.
Ассортимент имеет ряд характеристик, которые помогают торговому предприятию определить свою торговую политику. К ним относятся:
–широта –численность набора товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки;
–глубина –варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
–полнота –общая численность набора товаров;
–сопоставимость –степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей;
–устойчивость –степень колебания численности набора товаров.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности –научно –технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.
Среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия ассортиментная политика занимает особое место. Ассортимент есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе. В целях рационального функционирования предприятия, оценки проводимой им торговой политики необходимо, чтобы товары и услуги, предлагаемые в данном предприятии, являлись конкурентоспособными.
Система показателей оценки коммерческой работы предприятия торговли приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей оценки коммерческой работы предприятия торговли
Направление коммерческой деятельности |
Показатели эффективности коммерческой работы |
Ассортимент товаров и его формирование |
Широта ассортимента; Глубина ассортимента; |
Планирование товарного |
Коэффициент обновления ассортимента; |
Формирование и стимулирование спроса |
Коэффициент устойчивости ассортимента; |
Экономическая эффективность коммерческой деятельности |
Уровень качества товаров; Соответствие объема и структуры
товарного предложения объему и
структуре покупательского Степень обновления ассортимента; Коэффициент завершенности покупки; Объем и структура неудовлетворенного спроса; Рентабельность рекламных Прирост валового дохода; Прирост прибыли; Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров. |