Экономика торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления ассортиментом 4
Понятие, классификация и показатели
эффективности торгового предприятия 4
1.2 Методика анализа ассортимента 11
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии 15
Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян» 16
2.1 Организационная характеристика предприятия 16
2.2 Анализ показателей ассортимента 26
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента 30
3. Совершенствование управления ассортиментом 34
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию ассортимента на предприятии 34
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом 38
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

0612_059 Экономика торгового предприятия ИП Ордоян курсовая (3).doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Тема:   Экономика торгового предприятия

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил____________________    

 

 

                                                                  Проверил____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012 г.

Содержание

Введение                                                                                                 3

  1. Теоретические основы управления ассортиментом                         4
    1. Понятие, классификация и показатели

эффективности  торгового предприятия                                          4

    1.2 Методика  анализа ассортимента                                                      11

    1.3 Современные тенденции  управления ассортиментом 

         на торговом предприятии                                                                 15

  1. Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян»                      16

2.1 Организационная характеристика  предприятия                              16

2.2 Анализ показателей ассортимента                                                    26

2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента                                                        30

3. Совершенствование  управления ассортиментом                               34

3.1 Экономически обоснованные мероприятия по

усовершенствованию ассортимента на предприятии                             34

3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом                                  38

Заключение                                                                                               39

Список литературы                                                                                  40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Технический прогресс и  рост потребностей людей вызывает к  жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.

Формирование ассортимента должно осуществляться постоянно во всех звеньях цепочки товародвижения, а именно на пути от производителя до потребителя. Формирование ассортимента товаров производится с учетом общих факторов, то есть не зависящих от конкретных условий работы торгового предприятия, и специфических, то есть отражающих конкретные условия.

К общим факторам относятся: покупательский спрос и возможности производства, к специфическим относятся: тип и размер магазина, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, наличие конкурентов, техническая оснащенность.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы управления ассортиментом

    1.   Понятие, классификация и показатели эффективности ассортимента торгового предприятия

 

Ассортимент –совокупность товаров, объединенных по какому –либо признаку (например, по общности производства, потребления, назначения).

В основу формирования ассортимента в магазинах должно быть положено рациональное соотношение отдельных  групп товаров в зависимости  от объема товарооборота, размера торговой площади, технической оснащенности и условий товароснабжения магазина, места расположения его по отношению к другим торговым предприятиям, транспортных связей между населенными пунктами, социальной структуры и численности обслуживаемого населения, особенностей потребления.

Различают два основных вида ассортимента товаров –производственный и торговый.

Производственный ассортимент –это перечень товаров, выпускаемых производственными предприятиями.

Торговый ассортимент  –это перечень товаров, находящихся в торговых предприятиях.

Инструментом, регулирующим ассортимент товаров, служит ассортиментный перечень. Его назначение контролировать полноту и стабильность ассортимента.

Классификацию товаров представляют:

  • по товарно –сырьевому признаку, то есть:

    1) товарная отрасль (швейные изделия, зерно –мучные товары, овощи,

грибы, кондитерские товары, мясные, рыбные товары);

    2) товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда);

    3) товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье).

  • по признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары.

Номенклатура товаров  означает простой перечень каких –либо товаров.

Промышленным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями.

В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров многих производственных предприятий. Таким образом, торговый ассортимент –это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной сети.

Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду причин на следующие виды:

1) товары простого ассортимента, состоящие из небольшого количества видов и сортов (соль, сахар, спички, хозяйственное мыло, отдельные виды овощей);

2) товары сложного  ассортимента, имеющие в пределах  одного вида свою внутреннюю  классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, расцветкам, ростам, моделям), или, иначе говоря, в пределах одной группы насчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований (продовольственные товары –кондитерские изделия, вино –водочные, консервы, вкусовые и значительную часть всех непродовольственных товаров);

3) в зависимости от  частоты спроса, предъявляемого  покупателями, товары подразделяются  на товары повседневного, периодического, редкого, импульсного, пассивного  спроса.

Товары повседневного  спроса –это товары первой необходимости, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, хлеб, молоко, соль.

Товары периодического спроса –это преимущественно промышленные изделия: одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда, а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, компьютеры, холодильные и стиральные машины, картины, ювелирные изделия.

Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть.

Так, например, товары повседневного  спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению. Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетах, имеющих более широкую зону обслуживания). Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинах.

Товары импульсивного  спроса приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Такие товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента, что дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.

Среди торгового ассортимента выделяют также комплектные товары - гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды и многие технически сложные товары (компьютеры, стиральные машины, телевизоры).

Товары пассивного спроса –это товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа дозиметров или индикаторов дыма пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании.

Классическими примерами  всем известных и тем не менее  не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, энциклопедии.

В коммерческой работе большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса, в связи  с чем выделяют сезонные товары. Причем сезонность вызывается либо условиями производства (торговля овощами, фруктами) либо особенностями потребления.

На  построение ассортимента торговых предприятий  оказывает влияние специфика  спроса на отдельные товары, определяемые национальным составом населения. Эти изделия составляют так называемые товары национального спроса (национальные виды и сорта хлебобулочных и кондитерских изделий, ткани особых рисунков, национальная одежда). Отдельно можно обозначить модные товары.

Ассортимент имеет ряд  характеристик, которые помогают торговому  предприятию определить свою торговую политику. К ним относятся:

    –широта –численность набора товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки;

    –глубина –варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;

    –полнота –общая численность набора товаров;

    –сопоставимость –степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и других показателей;

    –устойчивость –степень колебания численности набора товаров.

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности –научно –технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.

Среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия  ассортиментная политика занимает особое место. Ассортимент есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе. В целях рационального функционирования предприятия, оценки проводимой им торговой политики необходимо, чтобы товары и услуги, предлагаемые в данном предприятии, являлись конкурентоспособными.

Система показателей оценки коммерческой работы предприятия торговли приведена в таблице 1.

Таблица 1

Система показателей  оценки коммерческой работы предприятия  торговли

Направление коммерческой деятельности

Показатели эффективности 

коммерческой работы

Ассортимент товаров и его формирование

Широта ассортимента;

Глубина ассортимента;

Планирование товарного предложения  и обеспечение товарами

Коэффициент обновления ассортимента;

Формирование и стимулирование спроса

Коэффициент устойчивости ассортимента;

Экономическая эффективность коммерческой деятельности

Уровень качества товаров;

Соответствие объема и структуры  товарного предложения объему и  структуре покупательского спроса;

Степень обновления ассортимента;

Коэффициент завершенности покупки;

Объем и структура неудовлетворенного спроса;

Рентабельность рекламных мероприятий;

Прирост валового дохода;

Прирост прибыли;

Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров.

Информация о работе Экономика торгового предприятия