Экономика торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления ассортиментом 4
Понятие, классификация и показатели
эффективности торгового предприятия 4
1.2 Методика анализа ассортимента 11
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии 15
Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян» 16
2.1 Организационная характеристика предприятия 16
2.2 Анализ показателей ассортимента 26
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента 30
3. Совершенствование управления ассортиментом 34
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию ассортимента на предприятии 34
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом 38
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

0612_059 Экономика торгового предприятия ИП Ордоян курсовая (3).doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

 

Увеличение среднего уровня дохода положительным образом  повлияло на изменение размера прибыли в 2011 году. Однако, увеличение уровня затрат снизило увеличение прибыли на 2,97%. Таким образом, совокупное влияние обоих факторов составило 0,3%. При этом, снижение расходов от прочих видов деятельности на 6,13% позволило увеличить долю общей прибыли в товарообороте на 8,04%.

Расчёт показателей  экономической эффективности использования  ресурсов и затрат по ИП «Ордоян» в динамике приведён в таблице 5.

 

 

 

 

Таблица 5

Расчет показателей  экономической эффективности использования ресурсов и затрат по предприятию в динамике, тыс. руб.

Показатель

2010г

(прошлый)

2011г

(отчетный)

Темп роста, %

1.исходная информация:

     

1. объем розничного оборота

1801

1239

68,8

2. доход от продажи

846,5

619,5

73,18

3. расходы на реализацию

576

433

75,17

4. прибыль от реализации товаров

270,5

186,5

68,95

5. прибыль всего

178,5

170,5

95,52

6 хозяйственные средства. вложенные  в основной и оборотный капитал

45

898

1995

7. фонд оплаты труда

300

312

104

2. коэффициенты эффективности:

     

1. коэффициенты отдачи (f1):

     

а) текущих затрат (1:3)

3,13

2,86

91,37

б) хозяйственных средств (1:6)

40,02

1,38

3,45

в) затрат живого труда (1:7)

6,0

3,97

66,17

2. коэффициенты рентабельности (f2):

     

а) текущих затрат (4:3)

0,47

0,43

91,3

б) хозяйственных средств (4:6)

6,01

0,21

3,49

в) затрат живого труда (4:7)

0,9

0,6

66,7

3. общий интегральный показатель

     

а) текущих затрат

1,21

1,11

91,74

б) хозяйственных средств

2,45

0,46

18,78

в) затрат живого труда

2,32

0,77

33,99

4. коэффициент соотношения затрат к заработанным средствам (3:2)

0,68

0,7

102,9

5. уровень рентабельности к полученному  доходу (4:2)

0,32

0,3

93,8

6. срок окупаемости затрат и  ресурсов в годах и месяцах:

     

а) текущих затрат (1а/2-а)

6,66

6,65

99,85

б) хозяйственных средств 

(1б/2б)

6,66

6,57

98,65

в) затрат живого труда (1в/2в)

6,67

6,67

100


 

 

При оценке эффективности  использования ресурсов следует  помнить, что:

–чем выше рассчитанные экономические коэффициенты, тем  выше при прочих равных условиях, эффективность  использования ресурсов и затрат;

–общий интегральный показатель эффективности характеризует, на сколько процентов возросла или  снизилась общая эффективность  использования ресурсов и затрат в динамике;

–по оценке зарубежных и  отечественных специалистов, срок окупаемости текущих затрат и трудовых ресурсов розничной торговли не должен превышать одного года, а по хозяйственным средствам –2,5 –3 года.    

Срок окупаемости ИП «Ордоян» текущих затрат по расчётам получился больше одного года, так как предприятие небольшое, в 2011 году расчётный срок окупаемости уменьшился, но незначительно, необходимо увеличить объём продаж, изменить и обновить ассортимент.

Срок окупаемости хозяйственных средств также превышает и в 2011 г. он сократился, но предприятие находится в периоде становления и расширения своей деятельности.

Для нормального функционирования, обеспечения своевременности расчётов с поставщиками, покупателями, другими  субъектами хозяйствования, финансовой системой, банками предприятие должно располагать определёнными финансовыми ресурсами. Финансовый потенциал предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить неуклонный рост оборота, доходов, прибыли и других показателей хозяйственной деятельности при повышении качества торгового обслуживания населения и эффективности использования ресурсов и затрат. Следовательно, финансовое состояние, платёжеспособность и ликвидность предприятия рассматривается в увязке с анализом выполнения планов, прогнозов, динамики основных показателей его экономического и социального развития.

 

2.2  Анализ показателей  ассортимента

Показатель ассортимента – количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товара.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей. Рассмотрим основные показатели ассортимента и рассчитаем их для ИП «Ордоян».

  1. Широта ассортимента- количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная широта (Шд) – фактическое количество групп, видов и разновидностей товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения (в соответствии со стандартами, прейскурантами, каталогами или максимально возможное).

Коэффициент широты (Кш) – выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Кш= ШдБ*100,%

  1. Полнота ассортимента – способность товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Характеризуется количеством видов, разновидностей  и наименований товаров одной группы и/или подгруппы.

Действительная  полнота (Пд) –характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Базовая полнота (ПБ) – регламентируемое или планируемое количество товаров.

Коэффициент полноты (КП) – отношение действительного показателя полноты к базовому

КПДБ*100,%

  1. Глубина ассортимента – количество торговых марок одного вида и/или их модификаций и /или товарных артикулов.

Различают так же действительную (количество торговых марок, модификаций и артикулов в наличии) глубину и базовую.

Коэффициент глубины (Кгл) – отношение действительной глубины к базовой.

  1. Новизна (обновление) ассортимента –способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Степень (коэффициент) обновления выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

КН=н/ШД*100,%

  1. Структура ассортимента товаров – относительный показатель, характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Сi=Ai/Si

  1. Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Коэффициент гармоничности – количество видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте в той же организации.

Кгар=nгарД.

 

 

 

 

 

Показатель

Формула

Расчет

Коэффициент широты (КШ)

КШДБ*100,%

9/20*100%=45%

Коэффициент полноты (КП)

КПдБ*100,%

9/14*100%=64,29%

Коэффициент глубины (КГ)

КГ=ГлД/ГлБ*100,%

64/220*100%=29,9%

Новизна ассортимента (Н)

КН=н/ШД*100,%

3/9*100%=33,3%

Структура ассортимента (С)

Сi=Ai/Si

CКольц.камн.=9/64=0,14

СКольц.б.камн.=12/64=0,19

Ссер.с камн.=8/64=0,13

СБрас.б.камн.=3/64=0,07

СКул.б.камн.=4/64=0,06

СЦепи=11/64=0,17

ССер.б.камн.=10/64=0,16

СКул.с камн.=4/64=0,06

Сбрас.с камн.=3/64=0,07


 

 

Как видно из таблицы  ассортимент магазина не достаточно широкий, не полный, а так же коэффициент  глубины принимает невысокое  значение. Однако, достаточно высок  коэффициент обновляемости, это  достигнуто главным образом за счет скудности ассортимента.

Структура ассортимента определяет структуру товарооборота  в денежном выражении, однако прямой зависимости между ними нет. Взаимосвязь  структуры ассортимента и структуры  товарооборота можно проследить в Таблице:

 

                                                                                                        Таблица 6.

   Взаимосвязь структуры  ассортимента ювелирных изделий и структуры их товарооборота в 2011г.

Группы товара

Структура ассортимента

Стоимость, тыс. руб. 

Структура товарооборота, %

шт

%

Кольца с камнями

9

14

142

11,46

Кольца без камней

12

19

140

11,3

Серьги с камнями

8

13

183

14,77

Браслеты без камней

3

7

138

11,14

Кулоны без камней

4

6

77

6,21

Цепи

11

17

290

23,41

Серьги без камней

10

16

181

14,61

Кулоны с камнями

4

6

45

3,63

Браслеты с камнями

3

7

43

3,47


 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  АВС –XYZ анализ ассортимента.

Одним из универсальных  и распространенных методов анализа  ассортимента является АВС- анализ, основанный на так называемом принципе Парето, гласящем: за 20% последствий отвечают 80% причин. По сути АВС- анализ- это ранжирование ассортимента по разным параметрам.

Объектом анализа предприятия  являются товарные группы, а в качестве анализируемого параметра выступает  товарооборот за год. Нас интересует вклад каждой группы товара в общий объем продаж.

                                                                                                           Таблица 7

.              АВС- анализ по товарообороту по товарным группам (тыс. руб.).

 

товарная  группа

Оборот за 1 квартал

Оборот  за 2 квартал

Оборот  за 3 квартал

Оборот  за 4 квартал

Оборот  за год

 Доля  в обороте,%

Доля  в обороте с накопительным  итогом,%

Группа

Итого

       

1239

100

   

Цепи

100

60

20

110

290

23,41

23,41

А

Серьги  с камнями

60

30

25

68

183

14,77

38,18

А

Серьги  без камней

60

20

21

80

181

14,61

52,79

А

Кольца  с камнями

40

35

20

47

142

11,46

64,25

В

Кольца  без камней

30

20

40

50

140

11,3

75,55

В

Браслеты  без камней

55

26

17

40

138

11,14

86,69

В

Кулоны  без камней

25

12

10

30

77

6,21

92,9

С

Браслеты с камнями

15

0

0

28

43

3,47

96,37

С

Кулоны  с камнями

20

0

0

25

45

3,63

100

С

Информация о работе Экономика торгового предприятия